Мультимедиа — новый холст: в каких техниках и для кого творят современные художники
Технологии вообще, а конкретнее говоря — мультимедиа — преследуют нас буквально на каждом шагу. К рукам приросли смартфоны, в спину светят светодиодные рекламные баннеры, в ушах наушники с шумоподавлением, или, даже хуже — направленный звук, меняющий контент буквально на каждом шагу.
Проникновение технологий в быт и жизнь каждого человека таковы, что тут впору говорить об изобретении воздуха или, как минимум, колеса. Охранители вибрируют — культура умирает, люди стремительно глупеют, потребляя только рекламу.
Последний раз книгопечатание обещало положить конец богословию, а фотография должна была похоронить живопись. Но, как и всегда, люди рассуждающие в конечных категориях, эдакие детерминисты, оказались неправы. Раньше, военная отрасль была двигателем технологического развития, ибо люди предпочитали воевать. Сейчас люди предпочитают любой славной войне — покупки и продажи. Войну заменила реклама.
И вот, надо заметить, что по части техник всё слава богу: для рекламщиков изобретают новые гибкие светодиодные экраны, а художник 21 века творит в инструментах и техниках, недоступных его древним предвестникам.
Что отдал бы Джон Уильям Уотерхаус за возможность анимировать цветы на своих картинах? А тем временем его прямые последователи — новые, технологичные художники, в новых кистях и полотнах создают поистине впечатляющие вещи.
Творческие потомки Сальвадора Дали используют виртуальную или дополненную реальность, чтобы оторвавшись от земли, визуализировать фантазию из текстур и форм.
Интеллектуальные последователи Огюста Родена работают со скульптурой уже не в статике, а в самой взаправдашней динамике.
В начале октября 2019 в Дубаи прошла GITEX 19, выставка информационных технологий в Персидском Заливе, на которой разгорелся связанный со сферой цифрового арта скандал. Транспортный департамент правительства Дубая, RTA, заказал у российского дизайнера-фрилансера Алекса Мальцева видеооформление своей площадки. Работа, которой Алекс Мальцев поделился на своей странице в Instagram.
Многим напомнила работу другого российского дизайнера — Максима Жесткова, который творил по заказу «Газпром нефти» для стенда компании на ПМЭФ-2019.
Параллели действительно просматриваются, и посему на публике Алекса Мальцева стали обвинять в плагиате.
От себя замечу, что в конечном итоге оба бесконечно вторичны, до них это изобрели в далеком для сферы высоких технологий 2015 году.
Но сам факт этого скандала подтверждает, что мультимедиа художники в сути своей не отличаются от своих нетехнологичных предшественников — они даже воруют также. Или, скажем так, «заимствуют».
Дарья Гольдман, директор по развитию ГК «Гефест Капитал»