Продуктовый и концептуальный дизайнеры

За последние несколько лет в индустрии экранных интерфейсов укрепилось свежее название должности дизайнера, которое до сих пор не всем знакомо — продуктовый дизайнер.

Долгое время я слышал множество определений этой должности. Наконец, сформировал своё:

Продуктовый дизайнер — это дизайнер, развивающий интерфейс продукта.

Звучит очень просто и очевидно. А теперь чуть подробнее:

Продуктовый дизайнер — это дизайнер, развивающий интерфейс продукта не с самого появления этого продукта, а после его запуска как минимум в тестовом режиме. У продуктового дизайнера нету конечной точки, в которой можно считать работу завершенной.

Этапы разработки интерфейса продукта

Интерфейс продукта начинается с концепции. Под концепцией понимается не только оформление, но и функционал, проектирование, структура интерфейса.

Концепция интерфейса в продукте является отправной точкой, с которой продукт начнет свою жизнь.

Часто работу над интерфейсом представляют в два конечных этапа:

  • Дизайн концепций на примере основных страниц
  • Оформление всех остальных страниц

Это если кратко.

На деле оба этапа являются концепцией интерфейса продукта.

Концепция — это предположение как интерфейс должен работать.

Но когда продукт запускается, и интерфейс делает первые вдохи, с ним начинают взаимодействовать реальные пользователи. Появляются первые наблюдения, статистика, отклики. С этого момента становится ясно в каком направлении стоит поправить интерфейс, что добавить, что убрать, что сделать менее заметным, на чем сделать акцент. С каждым изменением концепция интерфейса уходит в прошлое. Многие продукты становятся неузнаваемы после года жизни, так как множество предположений в концепции были вытеснены более сильными решениями.

Выходит, что у интерфейса все еще два этапа, но конечный из них только один:

  • Концепция — заканчивается в момент запуска продукта (альфа, бета и прочие версии считаются запуском).
  • Жизнь — в идеале, не заканчивается.

За эти два этапа отвечают два типа дизайнеров:

  • Концептуальный дизайнер — тот, что делает исследования, множество предположений, финализирует их все в макетах и живом интерфейсе.
  • Продуктовый дизайнер — тот, что начал работать с интерфейсом после того, как продукт был запущен.

Оба типа дизайнеров может совмещать в себе один человек или целая команда, которые работали и над концепцией интерфейса, и продолжают работать над живым продуктом. Этот случай наиболее приятен продукту, так как о нем уже много известно дизайнерам и они знают как с ним работать, откуда взялись разные решения.

Роль продуктового дизайнера

А бывает, что на проект ищут продуктового дизайнера, который занимается поддержкой и развитием продукта. Часто дизайнеры так и называют такую работу поддержкой и недолюбливают её. Но работа с живым продуктом — это работа не только с самим интерфейсом, но и с пользователями, разработчиками. Это живой продукт, который уже находится в сети и им пользуются сотни и тысячи людей. Это тот опыт, который наиболее полезен обществу. Продуктовый дизайнер становится в ответе за то, как много времени пользователи ковыраются в формах, ищут информацию на сайте. Если хотите, продуктовый дизайнер управляет временем пользователя.

Конечно, чем больше пользователь тратит времени на свои нужды в интерфейсе, тем хуже справляется дизайнер, и тем хуже отношение пользователей к продукту. В итоге продуктовый дизайнер становится в ответе за успешность продукта.

Концептуальные дизайнеры делают много красивых картинок, на которые приятно смотреть. Но на сколько этим удобно пользоваться окончательно становится ясно только после запуска продукта. Так что роль продуктового дизайнера является главной для любого продукта.

Впервые статья опубликована на Medium:

44
Начать дискуссию