{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как правильно собирать референсы в веб-дизайне: гайд для заказчика

Один из первых и важных этапов работы над веб-дизайном — это подбор референсов. Давайте разбираться, что такое референсы и как с ними работать.

Референс — это то, на что опирается дизайнер во время работы и что даёт ему понимание, в каком направлении будет двигаться проект. Это могут быть изображения, веб-сайты, 3D-элементы и вообще всё, что может вдохновить дизайнера и его клиента. Этап сбора референсов — это этап подготовки и поиска примеров и удачных решений, схожих с идеей, которая уже есть в нашей голове.

С английского reference — это ссылка, отсылка, упоминание. Слово может показаться кому-то очередным новомодным англицизмом, но на самом деле это удобное обозначение для вещей, которые вдохновляют и помогают (дизайнерам, художникам и не только).

Референсы были с нами всегда. Во все времена художники брали вдохновение из различных источников, таких как природа, мифология, религия, история, повседневная жизнь и традиции своей культуры. Еще они могли получать вдохновение от других художников и искусств других народов. Например, художники Ренессанса брали за основу работы античных мастеров, переосмысливали их и создавали новые произведения искусства.

Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863 г.) слева и Джорджоне «Буря» (1508 г.) справа

В наши дни, в целом, ничего не изменилось, кроме того, что теперь есть интернет, в котором мы можем найти тысячи примеров того, что мы хотим создать. Главное не переусердствовать, как на примере ниже.

Где применяют референсы?

Референсы можно применять в любых сферах дизайна:

  • в создание логотипов и брендинга
  • в дизайне архитектуры
  • в фотографии
  • в дизайне одежды
  • в графическом дизайне
  • и конечно в веб-дизайне при создании веб-сайтов, приложений и сервисов. О нем сегодня и поговорим.

Зачем нужны референсы? Дизайнер сам придумать не может?

Начнем с того, что референсы нужны не только для того, чтобы понять, как делать хорошо, но и как делать точно не нужно. Это касается, в первую очередь, неудобных и не интуитивных элементов в интерфейсе или раздражающих цветовых решений.

Например, вам пришла в голову идея сделать вертикальное меню, которое не имеет подкатегорий и содержит очень много пунктов. В процессе изучения конкурентов вы увидели подобное решение и поняли, что пользоваться таким меню просто невозможно. В результате «удобно» перевешивает «красиво» и мы отказываемся от этой идеи.

А еще референсы помогают:

  • Определить структуру сайта (расположение блоков, навигация, хедер и футер).
  • Подобрать визуальное решение. Благодаря референсам мы исследуем различные стили и техники визуального оформления, и определяем, что будет работать лучше для конкретного проекта.
  • Понять, какой шрифт, цвет, композиция и графические элементы нам нравятся больше и вписываются в наш проект.
  • Получить представление о том, какие элементы интерфейса будут наиболее функциональными и интуитивно понятными для пользователей.
  • Погрузиться в контекст конкретной сферы и раскрыть дополнительные смыслы.
  • Вдохновиться и получить новые идеи

Кто ищет референсы — дизайнер или клиент?

По большей части референсы ищет дизайнер, так как он отвечает за создание визуальной концепции сайта и выбор подходящих элементов дизайна. В его интересах выяснить у клиента, какие примеры ему нравятся, а какие «совершенно точно нет».

Клиент также может искать референсы, чтобы дать дизайнеру более четкое представление о своих предпочтениях и ожиданиях. Только совместная работа дизайнера и клиента по поиску референсов и обсуждению концепции позволяет достичь поставленных целей, понять и осмыслить видение друг друга.

А это точно не читерство?

Если еще остались люди, которые думают, что использование референсов — это воровство, то нет, конечно же это не так.

Не переживайте, в наши дни практически всё, что создается — это хорошо переработанное заимствование. Как говорится «всё новое — это хорошо забытое старое». Извините за банальность.

А некоторые дизайнеры даже считают, что нет ничего страшного в заимствовании идей и практически их копировании (как в примере со схожими логотипами) — этот вопрос, конечно, дискуссионный. Мы ни в коем случае не призываем к воровству идей, мы всегда за креативность 🙂 Но всё же, если по вашему дизайну очевидно нельзя сказать, откуда взята идея, то вам нечего беспокоиться.

Ниже мы собрали советы по сбору референсов, которые будут полезны в большей степени для заказчиков, особенно для тех, кто впервые столкнулся со сбором референсов для веб-дизайна.

Гайд по сбору референсов перед разработкой веб-дизайна:

  • Создайте онлайн-доску на любой платформе (мы любим использовать Miro) и начните создавать мудборд для вашего будущего проекта.
  • Выпишите на доску ваших конкурентов и разделите их на две колонки — ваши прямые конкуренты и компании из смежных ниш. Это позволит вам лучше «отстроиться» от прямых конкурентов.
  • Внимательно изучите цветовые решения конкурентов и использованные изображения/графику. Например, если вы продаёте эко-товары, скорее всего 90% компаний в вашей нише использует зеленый цвет и изображение листочка. Возможно вам стоит подумать, как создать что-то оригинальное или как обыграть это решение.
  • Сравните типы навигации и меню на разных сайтах. Сделайте скриншоты тех вариантов, которые понравятся вам больше.
  • Изучите тексты на сайтах конкурентов и подумайте, какой tone of voice ближе вашему бизнесу. Tone of voice (интонация голоса) является важным аспектом для копирайтинга на сайте, поскольку он помогает создать уникальный и узнаваемый язык бренда.
  • Оцените юзабилити сайта в целом. Отметьте для себя, какие элементы работают хорошо, а какие вызывают неудобства.
  • Найдите изображения, которые отражают вашу тему и вдохновляют вас. Это может быть что угодно — фотографии, иллюстрации, абстрактные изображения и т. д. Их можно найти на Pinterest.
  • Зайдите на сайты с подборками веб-дизайнов, например, Behance. Там можно отфильтровать дизайны по тегам или, например, по цветовому решению.
  • Добавьте всё найденное на онлайн-доску и обсудите с вашим дизайнером и копирайтером.
  • Вы великолепны!

Совет: старайтесь избегать «слепого» копирования цветов, элементов и структуры сайтов из референсов. Постарайтесь взять «по чуть-чуть» от каждого референса и использовать это в разных частях вашего проекта.

Не забывайте, что цель дизайна — решать поставленные перед ним задачи, а только потом быть креативным. По крайней мере мы так считаем.

Сайты с примерами веб-дизайнов:

  • Awwwards — сайт конкурса профессиональных веб-дизайнеров и разработчиков.
  • Dribbble — этот сайт предназначен для дизайнеров и разработчиков, которые хотят поделиться своими проектами с другими.
  • Behance — еще один сайт для дизайнеров, где они могут демонстрировать свои работы.
  • Httpster — ресурс для вдохновения и демонстрации дизайнов сайтов, созданных талантами со всего мира.
  • Muzli — это плагин для браузера и мобильное приложение, которое мгновенно предоставляет актуальные истории о дизайне и вдохновение.
  • Pinterest — соц сеть, где пользователи делятся различными изображениями друг с другом. Больше подходит просто для поиска вдохновения или цветовых решений.

А еще можно брать референсы из вашей повседневной жизни: с любого сайта в интернете, с любого рекламного щита на улице, из сочетания цветов в одежде случайного прохожего, из архитектуры зданий на улицах вашего города. Как мы знаем, вдохновение — везде. Нужно только его заметить.

Процесс сбора референсов играет важную роль в работе веб-дизайнера. Благодаря им можно следить за тенденциями и создавать классные веб-сайты. А всем «не-дизайнерам», занимающимся веб-разработкой, мы рекомендуем иногда для профилактики просматривать подборки лучших работ в области веб-дизайна. Это поможет натренировать глаз и лучше понять ваших коллег-дизайнеров 🙂

0
4 комментария
Иван Богомолов

В разработке/программировании тоже часто применяются референсы =)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Маркин

референсы это спасение , проще понять желание заказчика , и это хороший помощник в реализации чего-то крутого

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

При поиске референса может полностью поменяться первоначальная идея создания проекта.

Ответить
Развернуть ветку
arrbooz
Автор

да, довольная частая история)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда