Скрытый смысл логотипов российских ИТ-компаний

Среди российских логотипов найдётся великое множество таких, которые дадут фору образчикам из популярных подборок в духе «медведь в узоре горы» или «стрелочка между E и Х». Представляем десятку логотипов российских ИТ-компаний, за которые не будет стыдно.

IBS

IBS — российский ИТ-холдинг, один из лидеров ИТ-рынка страны. Возглавил списки крупнейших российских консультационных компаний за 2008 год, составленные журналом Коммерсант и рейтинговым агентством Эксперт.

Даже, казалось бы, банальный логотип IBS, как выяснилось, хранит небольшую пасхалочку для тех, кто знает об истории компании. Основана она была в 1992 году и специализировалась на компьютерах и комплектующих компании Dell. С тех самых времён на логотипе холдинга IBS, в который теперь, кстати, входят 9 крупных компаний, значится резистор. Присмотритесь к промежутку между буквами I и B – именно так он и значится на условно-графических изображениях в электрических схемах.

«2ГИС»

«2ГИС» (произносится «двагис»; до ребрендинга в 2011 году — «ДубльГИС») — международная картографическая компания, выпускающая одноимённые электронные справочники с картами городов с 1999 года.

Логотип «Двагис» чуть сложнее предыдущего, но по своей сути так же прост. Может быть, до гениальности. ГИС – это геоинформационная система. А ещё аббревиатура ГИС означает «Городской информационный справочник». Два таких ГИСа и дали название компании. А на её логотипе теперь красуется то самое «гео» – схематическое изображение Земли. Одним логотипом просто и со вкусом компания заявляет о себе, как о новом Google Maps, только с полезной информацией.

Macroscop

Сателлит Инновация — основанная в 2008 году российская компания-разработчик систем IP-видеонаблюдения. На российском рынке представлена торговой маркой Macroscop, на зарубежных рынках — торговой маркой Eocortex.

Сложно представить, что Macroscop – российская компания, учитывая масштаб экспортной карты этой компании. Знаменитый красный круг сегодня известен в 55 странах мира. А символизирует он всем известную красную точку, которую с подписью REC каждый может увидеть в интерфейсе камеры, видеоредактора или VMS. Вместе с точкой в логотипе Macroscop присутствует ещё один элемент – математический знак «больше». Другими словами, компания заявляет о своём продукте как о чём-то большем, нежели просто видеонаблюдение. Сегодня она занимается нейросетями, искусственным интеллектом и интеллектуальными модулями обработки видеоинформации. В поисковике мы ищем по текстовому запросу, а в Macroscop – по видео, заявляют в компании.

ЛАНИТ

«ЛАНИТ» — одна из крупнейших групп компаний на российском рынке информационных технологий. Предоставляет широкий комплекс ИТ-услуг, обеспечивающих этапы выполнения проекта от разработки и внедрения до обучения персонала и сервисной поддержки.

Как и любой другой холдинг, «ЛАНИТ» в своём логотипе старается объять необъятное и сделать реверанс собственной истории. Компания была основана аж в 1989 году, а её название образовано от слов «ЛАборатория Новых Информационных Технологий». Сегодня в холдинг входят 23 дочерних компании, в том числе собственные школа и академия! Чтобы описать компанию, достаточно сказать, что без неё в стране не было бы ни «ДОКера», ни драмтеатра Ермоловой, ни «Книги художника», ни электронного правительства и, может быть, даже самого «Яндекса». Всё это отражено на логотипе «ЛАНИТ»: плавные линии с разных сторон стекаются в один центр. При беглом взгляде зритель может увидеть образ готического храма с его куполом, своеобразную церковь. На деле же всё просто: на логотипе изображены два многожильных плоских кабеля для соединения плат и устройств компьютера. Вот так два шлейфа стали ИТ-церковью.

ФИНАМ

АО «Инвестиционный холдинг ФИНАМ» — крупнейший в России розничный брокер, а также инвестиционная группа, специализирующаяся на оказании трейдерских, инвестиционных банковских услуг, доверительном управлении денежными средствами и ценными бумагами, инвестировании на валютном рынке Forex

Логотип ФИНАМ менялся множество раз, но его суть всегда оставалась всё той же. Выразить её можно всего одним словом: рост. На предыдущей версии логотипа была, например, кривая растущего графика. Обновлённая версия логотипа намекает на век информационных технологий, но всё так же представляет собой график с тремя шкалами, две из которых падают, а третья находится в стабильном состоянии – жёлтого цвета. Смена логотипа была вызвана ростом финансовой грамотности населения. Если раньше можно было обещать золотые горы на «Форексе», то сегодня брокеры стали более осторожными. «Роста, может, и не будет, зато деньги сохранить получится», – говорит нам новый логотип. А благодаря 3D-эффекту три шкалы графика превращаются в флаг.

Систематика

«Систематика» — российская консалтинговая и IT-компания, разработчик и поставщик информационных систем и оборудования. Входит в группу компаний «Систематика».

Логотип группы компаний «Систематика» – унылое г**но конца нулевых, времени, когда все страдали минимализмом и строгими линиями. Другое дело, прародитель ГК – компания «Систематика». В слове «систематика» две буквы С, и случайный зритель видит именно их, сцепленных друг с другом. На самом деле, это не буквы, а два звена цепи. Дело в том, что задачи компании – связывать между собой деятельность разных подразделений предприятий при помощи информационных технологий. Даже не связывать, а сцеплять. Рассказывают, что в 2004 году, когда появилась компания, логотип чуть было не «зарубили» на очередном заседании совета директоров – уж слишком он отдавал рабством и крепостным правом. А вот заказчики услуг «Систематики» шутку оценили.

Aquarius

«Аквариус» – ведущий российский разработчик, производитель и поставщик компьютерной техники и ИТ-решений для государственных и корпоративных заказчиков.

Известный любому миллениалу логотип появился в далёком 1998 году. Произошло это не случайно, ведь предыдущая его версия была похожа на мужской половой орган. Aquarius по-английски – «водолей». Казалось бы, именно это и означают волны на графике. Но почему выделена Q, а не заглавная буква? И вновь правильный ответ кроется в истории. Компания появилась в 1989 году как совместное российско-германское предприятие. СП удалось «выехать» именно благодаря стереотипам – считалось, что всё немецкое должно обязательно быть качественным. Q – это Qualität, то есть, немецкое качество. Кстати, вода здесь тоже не вода – это стилизованная продукция «Аквариуса» – платы, процессоры и компьютерные комплектующие.

Polymedia

Polymedia – российский системный интегратор. В состав «Полимедиа» также входит московская компания ART Polymedia, специализирующаяся на проектах по оснащению выставочных, конференционных, спортивных и корпоративных мероприятий, и компания Visiology, разработчик решений для визуализации и анализа данных.

Очень простой, но очень информативный логотип Polymedia рассказывает нам об аддитивной цветовой модели, описывающей способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трёх основных цветов – красного, зелёного и синего. Их выбор обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. А квадратики – это матрица жидкокристаллического экрана – с него компания и начинала свою 21-летнюю историю. Интересно, что в таком простом лого есть и своя пасхалка – решётка Германа. Благодаря ей пустые места между квадратов кажутся заполненными серыми пятнами. Короче, логотип как бы говорит нам, что компания готова показать человеку даже то, чего на самом деле нет. Гениально? Может быть.

Ситроникс

«Ситроникс» (Sitronics) — российский концерн в сфере высоких технологий. По итогам 2010 года заняла по объёму выручки 97 место в рейтинге ста крупнейших высокотехнологичных компаний мира (1 место среди компаний Восточной Европы).

Если есть компании, у которых на логотипе яблоко, листочек или целая фруктовая корзина, почему бы не сделать логотип с лимончиком? Тем более, положение обязывает. Слово «ситроникс» получилось после слияния «системы» и «electronics» и получилось весьма созвучным с citronics – «цедрониксом», если переводить дословно. Невольный цитрус стал источником вдохновения для огромной машины, работающей по госзаказу и без него. Строгий, квадратный лимон опять-таки уводит нас в историю. Впрочем, в хорошем логотипе так ведь и должно быть.

Одноклассники

«Одноклассники» – российская социальная сеть, принадлежащая Mail.ru Group. На начало 2019 года четвёртый по популярности сайт в Армении, пятый в Азербайджане, шестой в Казахстане, седьмой на Украине, 22-й – в мире. Проект запущен 26 марта 2006 года.

Будете смеяться, но логотип «Одноклассников» считается одним из лучших среди российских компаний. Вот, где простота действительно на уровне гениальности. С одной стороны – знаменитое ОК, в смысле, «окей». С другой – адрес страницы ok.ru. С третьей стороны – и вовсе человечек. Его мы видим с 2011 года. Но самое главное, что для его разработки не потребовалось распиливать миллиарды – лого создали дизайнеры компании в рабочее время и без привлечения всяких умных татьянычей.

За подготовку материала спасибо пользователю Marvialik.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Nathan Zachary
график с тремя шкалами, две из которых падают

возможно я где-то что-то пропустил, но вот именно на приведенном логотипе никак не могу найти ни одной падающей
ну и у ситроникса нет картинки

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Поправил, спасибо. А падают красные

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

нарисуйте, пожалуйста, я в школе алгебру прогуливал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Yukhnevich

Иван, добрый день! Отличный материал и спасибо за классную интерпретацию логотипа IBS :) Мы сейчас выясняем у основателей, была ли такая в реальности. Но даже если и нет, то она точно имеет право на существование :)))  Буду признателен если в материале используете актуальные логотип и название компании.

Просто: IBS  
Правильный лого - в приложении.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Выделенная копипаста с Википедии же

Ответить
Развернуть ветку
IO

Интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Действительно, "Одноклассники" не 21, а 22 в мире (https://www.similarweb.com/top-websites). Не проверил. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Кто бы еще про Роснефть и минору объяснил - очень интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Что ж тут загадочного. Логотип Роснефть - это афроамериканец, мечтающий о кроссовках "Найк" 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Оборжака гыгы лол очень смешно (нет)

Ответить
Развернуть ветку
zulus

как всегда, прикольно читать притянутые за уши обоснования ))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

По мне, так это в сотни раз лучше, чем перечитывать истории логотипов, уже набивших оскомину. Вот вы, к примеру, знаете, что на лого Hyundai два человечка жмут друг другу руки?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

О диаграмме Венна на лого Mastercard даже многие продвинутые дизайнеры и маркетолухи не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shpilevoy

Ну не знаю, по мне, объяснять смысл логотипа - это все равно что объяснять смысл шутки. Типа если сразу не смешно, то после объяснения лучше не станет. Я не говорю, что лого плохие, совсем нет, но накидывать на них осмысленность - это лишнее. Максимум будет полезно для руководителей компаний, которые платят за этот логотип))) 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Не соглашусь. Часто встречал людей, которые работают в компании 20-30 лет, и не знают, что на логотипе их компании нарисовано. Получается, не чтят корпоративные корни, не вдаются в смысл своей работы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shpilevoy

чтобы успешно работать в компании, не обязательно досконально изучать логотип и "чтить корпоративные корни", достаточно быть профессионалом своего дела. а вот эта вся осмысленность знаков не помогает вдаваться в "смысл своей работы". 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кузнецов
Автор

Кажется, мы затронули тему отдельного исследования - влияния логотипа на комфорт работы профессионала

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда