Кейс экспресс-дизайна от агентства Purrweb: как упаковать медицинский стартап за $1500 и привлечь $400 тысяч

Александр Шульгин, управляющий партнёр Purrweb, на примере проекта для американского стартапа Clearstep (ранее — Lytic.Health) рассказывает, как за пару недель и $1500 сделать дизайн приложения, которое способно стать «убером» в сфере здравоохранения.

Многие продакшны и дизайн-студии не любят работать с начинающими предпринимателями и малым бизнесом: у таких клиентов часто слишком много требований и слишком мало ресурсов для их реализации. Однако команда агентства Purrweb, разрабатывающего мобильные и веб приложения для зарубежных IT-стартапов, уверена, что маленький бюджет — не препятствие для крутого результата. Если знать боли фаундеров и выстроить процессы, ориентированные на их задачи, то все в итоге окажутся в плюсе.

От знакомства до задачи за 30 минут

В 2017 году к нам обратились два студента, Биляль Навед и Адил Малик. Сейчас эти ребята — основатели перспективной ИТ-компании Clearstep, которая автоматизирует коммуникации между врачами и пациентами, но к нам Биляль и Адил пришли только с идеей и бюджетом в 1,5 тысячи долларов на запуск приложения. Несмотря на то, что эта сумма значительно ниже среднего чека на разработку MVP, мы решили познакомиться с фаундерами поближе.

Идея их сервиса заключалась в следующем: если человека что-то беспокоит, он может написать свои симптомы в приложении, чат-бот задаст уточняющие вопросы и подскажет причины плохого самочувствия. После этого приложение порекомендует, какие анализы надо сдать, и предложит записаться к врачу, который специализируется на данных заболеваниях.

Мы выяснили, что основная цель этих предпринимателей — получить инвестиции для своего проекта, поэтому предложили им вместо работающей версии сервиса сделать кликабельный прототип. Продукт будет отражать механику, основные пользовательские сценарии и то, как будет выглядеть приложение. Последний пункт крайне важен, потому что эффектный дизайн — сильный аргумент для инвесторов.

После того, как мы договорились о результате, оставалось получить вводные для работы. Мы не просим клиентов заполнять бриф с сотней пунктов: нашей команде достаточно короткой онлайн-встречи и двух-трех вопросов, чтобы сориентироваться в проекте и целях. Все, что нам нужно — концепция приложения, конкуренты и визуальные референсы.

Даже для крупных компаний заполнение объемного брифа — сложная задача, а в случае со стартапами — чаще всего еще и бесполезная. У начинающих предпринимателей есть идея и огромное желание как можно быстрее воплотить задумку в жизнь, при этом многие даже не могут внятно ответить на вопросы о целевой аудитории, не говоря уже о ценностях и миссии бренда. Точнее, их ответы — это гипотезы основателей, которые надо проверять, а не проектировать на их основе глубокомысленные дизайн-решения.

Без серьезного исследования есть риск, что дизайн-концепция свернет не туда, куда надо, однако это не повод делать интерфейсы на коленке. На начальном этапе важно помнить, что сейчас главная ЦА — инвесторы. Если им понравится концепт, все остальное можно будет протестировать и доработать.

Так было и в случае с Clearstep: фаундеры полагали, что их приложением будет пользоваться молодая, технически подкованная аудитория, которая заботится о своем здоровье. Нам этой информации хватило, чтобы сформулировать главные особенности приложения и приступить к работе над дизайн-концептом. К особенностям мы вернемся чуть позже, а пока подробней рассмотрим следующий этап работы.

От брифа к дизайн-концепту за 2 дня

Большинство студий используют в работе с клиентами классический подход: вначале бриф, потом мудборды, следом прототипы, и только затем — дизайн (UI/UX). Первое время и мы так работали, но потом поняли, что в этом процессе есть системная ошибка. Она заключается в том, что основные конфликты и непродуктивные споры начинаются уже после того, как проделана существенная часть работы. Дискуссии о вкусовщине отнимали много времени, и в нашей практике иногда случалось, что ни мудборды, ни референсы не помогали «попасть» в хотелки заказчика. Мы начали экспериментировать с процессом: вместе с мудбордами попробовали предлагать элементы готового дизайна. Постепенно элементы превратились в несколько полноценных экранов: именно на их примере мы показывали готовый дизайн-концепт.

Это нововведение фактически совершило революцию в наших бизнес-процессах. Мы стали быстро синхронизировать свое видение конечного продукта с заказчиком, начали сразу получать содержательные комментарии, перестали переживать из-за того, что после нескольких месяцев сотрудничества всплывут странные дизайн-предпочтения клиента. Если синхронизации со второй-третьей попытки не удавалось достигнуть, то с таким заказчиком мы легко и без обид расставались. Клиентам тоже оказалось удобнее работать по такой схеме: мы увидели, что с их стороны стало больше доверия и мотивации быстрее довести проект до конца.

Сейчас подготовка дизайн-концепта — одна из важных стадий работы. Поэтому мы все делаем максимально качественно, красиво и быстро, меньше чем за неделю.

В случае с Clearstep, мы сделали концепт за два дня и с первого раза попали в точку. Как только фаундеры увидели первые экраны, они без правок их приняли.

Красота по-стартаперски: основные принципы дизайна для проекта на вырост

Основные принципы, которых мы придерживаемся при разработке дизайн-концептов, звучат следующим образом:

  • Не изобретать велосипед

Это касается и элементов дизайна, и интерфейса, и пользовательских сценариев. На данном этапе не нужен супер-уникальный, ни на что не похожий стиль. Скорее всего он не станет ключевым преимуществом, а только будет отвлекать внимание пользователей и инвесторов от основной механики.

На этапе дизайн-концепта самое главное — собрать симпатичного и жизнеспособного «франкенштейновского монстра», которого легко потом будет пересобрать, докрутить, адаптировать.

  • Ориентироваться на тренды

Знание трендов — важная экспертиза для дизайнера, но в случае с разработкой дизайн-концепта тренды становятся основным рабочим материалом. Благодаря насмотренности и знанию best и common practice можно быстро создать красивый, эффектный дизайн, который заинтересует инвесторов и будет понятен для аудитории.

  • Знать, как делать не надо

В интернете много материалов от экспертов и лидеров ИТ-отрасли о том, как делать идеальные интерфейсы. Но в реальности к таким правилам и советам надо относиться осторожно. Проще всего объяснить на примере: у фейсбука и инстаграма есть очень раздражающие и неудобные вещи в интерфейсе, но к ним все привыкли. Они стали интуитивными и расползлись по другим приложениям. Задача дизайнера — отличать спорные UX-решения, к которым пользователи привыкли, от ошибок, которые портят user experience.

Это еще раз возвращает нас к важности трендов: погоня за идеалом имеет смысл, но только когда приложение набрало пул лояльных пользователей, готовых к диалогу и инновациям.

Применяем принципы на практике: дизайн-концепт для Clearstep

У нас было мало информации о целевой аудитории, но изучив тренды и конкурентов, мы нашли ответ на вопрос, каким должно быть приложение сервиса Clearstep: немедицинским и дружелюбным.

Концепт мы реализовали в соответствии с принципами, которые описали выше: сделали дизайн в популярной минималистичной стилистике, основным цветом выбрали модный фиолетовый оттенок.

За дружелюбность отвечали скругленные края в кнопках и формах, аккуратные однотонные иконки и спокойный, классический шрифт. Никакой супердетализации, зато много «воздуха»: все это помогает сфокусировать внимание на идее и механике сервиса.

Наш концепт напоминал лайфстайловые приложения, которыми пользовалась ЦА, и это как раз то, чего мы добивались.

От концепта до кликабельного прототипа за 1,5 недели

Следующая стадия — реализация кликабельного прототипа, для которого надо нарисовать остальные экраны и продумать пользовательские сценарии.

С экранами все просто: после того как утвержден дизайн-концепт, работа над ними чаще всего идет быстро и гладко. Пользовательские сценарии мы делим на две группы: типовые (авторизация, напоминание пароля и так далее) и уникальные. При внедрении типовых сценариев лучше всего ориентироваться на конкурентов и лидеров отрасли, следуя правилу об изобретении велосипеда.

Вроде все понятно, но на самом деле, многие фаундеры игнорируют опыт и наработки конкурентов, что становится причиной оттока пользователей. Вот утрированный пример: представим, что конкурент использует достаточно дорогую технологию, например, обратную связь через онлайн-чат. Стартапер решает временно сэкономить на онлайн-чате и предлагает пользователям звонить по телефону, вместо того чтобы сделать технически простой и дешевый аналог онлайн-чата. Итог предсказуемо печален.

Мы придерживаемся итерационного подхода, поэтому разбиваем проект на подзадачи, созваниваемся с клиентом каждые 2 дня и показываем промежуточные результаты. Стартаперам нужна активная вовлеченность в проект. При этом, как показывает практика, головной боли от такой частой коммуникации больше не становится, как раз наоборот. Мы получаем предметные правки и защищаем себя от финального фидбека в стиле «нам нравится, но давайте все переделаем».

Еще один лайфхак, который облегчает жизнь нам и заказчиками: меньше текстовых описаний, больше визуальных объяснений. Мы в работе используем mindmap, roadmap, скетчи, раскадровки и прочие инструменты прототипирования. О многостраничных технических заданиях никто не скучает.

Результат данного этапа: красивый кликабельный прототип, собранный в программе Marvel или его аналоге. В Америке и на Западе именно с таким продуктом многие предприниматели ходят по конференциям, венчурным фондам и инвесторам. Некоторые фаундеры предпочитают на основе кликабельного прототипа сделать еще и короткую видеоинструкцию, что тоже хорошая идея.

Доказательств эффективности такого подхода несколько. Мы выложили кейс на портал Behance и в результате получили не только положительные отзывы, награды, признание от дизайн-сообщества, но и клиентов из медицинской отрасли, которые хотели что-то подобное.

Биляль Навед, Адил Малик и их партнеры с кликабельным прототипом пошли завоевывать индустрию здравоохранения в Америке и в результате получили инвестиции на 400 тысяч долларов. Не последнюю роль в их истории успеха сыграла качественная упаковка идеи. Потому что красивый прототип — это не только показатель наличия вкуса у предпринимателей, а еще и свидетельство целеустремленности, доказательство вложенных сил и желания изменить медицинский сервис в стране в лучшую сторону.

Первые успехи фаундеров

Недавно фаундеры провели ребрендинг и изменили название, но примечательно, что общую стилистику, цветовую палитру и отдельные дизайн-элементы они забрали из кликабельного прототипа в следующий этап развития бизнеса.

#разработка #стартапы #дизайн #приложения

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Yuri G

Вернулись клиенты к вам за полноценным дизайном после получения инвестиций?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kusov

На Behance аж целых 10 лайков кейс получил и один отзыв от дизайнера из Индии "Nice work mate 👌".

Это теперь называется признание от дизайн-сообщества?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Хе-хе. Спасибо, что переходите по ссылкам из статьи. Редактор, чуть-чуть ошибся ссылкой на кейс. Уже исправили 👌

А комменты от индусов это норма, ведь логика железобетонная: мы же обязательно поставим лайк в ответ)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

С этим дизайном стартап прожил больше года. Не совсем понимаю, что имеется в виду под "полноценным дизайном"?

Ответить
Развернуть ветку
Треугольный Илья

Вообще, зная как экспресс-дизайн воспринимается в публичном пространстве сегодня, у вас так экспресс-дизайн здорового человека! Спасибо за кейс!

Ответить
Развернуть ветку
Yuri G

после года вернулись к вам за редизайном?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Нет)

Это нормально для статртапа. У некоторых инвесторов есть требования по укомплектованности команды.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корхов

Боль...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

Кейс вродь ниче, но 35 тыщ. лайков на Биханс выглядят пиздливо.

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Moroz

Накрутка, как и на всех кейсах автора. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Кажется интересной идея работать со стартапами с небольшим бюджетом но с дополнительной оплатой опционами

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корхов

Хороша идея, но, не все соглашаются на такое да и не все студии на такое согласны, вероятность привлечь инвестиции мала, а вкладывать свои ресурсы - дорого. 
Мы так один раз попали на 7,000$ неоплаченных услуг, а партнёр сходил к 5 не профильным инвесторам где ему отказали и он забил на проект - вот Вам стандартная история успеха.
Так что в большинстве своем компании делают правильно, что отказываются :) 
Если прийти и попросить 500 часов(средний по масштабу сервис) поработать бесплатно, согласитесь?) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Если бы 500, у нас и по 2000 просили 😱

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корхов

Вот-вот. Эти 2000 часов кто-то должен оплатить)) а клиенты думают, что это бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Постоянно на почту приходят предложения накрутить лайки и просмотры на бэхансе за 500 руб.

Ответить
Развернуть ветку
alex

Если честно, то с трудом верится в адекватность таких цифр на бихансе, но все же много ли клиентов приходят от туда, в частности забугорных и нет?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда