Десять трендов дизайна мобильных приложений 2020

Команда e-Legion собрала экспертные мнения продакт-менеджеров и дизайнеров интерфейсов из «Тинькофф», Tele2, «Чердак», UX Planet, FL.ru и других компаний, чтобы узнать, как будет меняться взаимодействие с пользователями и что ждёт мобильные интерфейсы в 2020 году.

1. Zero UI. Упрощение, минимализм, лаконичность

Чем проще, тем понятнее для пользователя. Все эксперты назвали упрощение интерфейсов или Zero UI главным трендом будущего года. Пользователя не должно ничего отвлекать от продукта. На первый план выходит функциональность. Появляется больше воздуха между элементами, цвета становятся более яркими и чистыми, простая геометрия преобладает над сложной графикой и иллюстрациями.

Компенсировать лаконичность будут работой над типографикой, использованием ассиметричных сеток. Однако минималистичность будет не только визуальной, но и информационной — мы уже стараемся не перегружать пользователя, давать контент в минимальном количестве, вынося только самое главное.

Андрей Шевченко, Арт-директор, digital-агентство «ДАЛЕЕ»

В тренде будет Zero UI — «невидимый» дизайн, понятный из контекста. Самый известный пример такого интерфейса — Instagram. В приложениях с Zero UI пользователь может сосредоточиться на контенте и лучше почувствовать ценность самого приложения.

Александр Шульгин, Управляющий партнер, Purrweb

2. Voice‑first. Голосовые интерфейсы

Уберите пальцы от экрана. В 2020 мы будем взаимодействовать с интерфейсами голосом. Нас ждёт «интерфейс без интерфейса» — развитие голосовых ассистентов и голосового ввода. По данным Udonis, уже сейчас 2 из 5 пользователей регулярно используют голосовые устройства. Это многообещающий тренд, развитие которого приведёт к ещё большему упрощению интерфейсов.

Голосовые помощники — это новый вид мобильного взаимодействия, такой же, как мобильный телефон в 2000-х, когда не никто не верил, что он сможет существенно потеснить с рынка компьютеры. Будущее за тем, что человек будет голосом через мобильное устройство давать запрос и получать всё онлайн: голосом искать, выбирать, покупать и решать весь спектр своих потребностей, не глядя в интерфейс. Аудиоустройство — это новый тип взаимодействия человека и сети. Потребуются глубинная аналитика для выявления принципов поведения рядового пользователя, но мы не заметим, как окажемся в этом будущем, где всё будет решаться голосом.

Константин Киргинцев, Cтарший проектировщик пользовательских интерфейсов, «Рексофт»

Голосовой ввод будет развиваться вместе с сенсорным. Появятся более сложные голосовые и многоканальные интерфейсы.

Николай Бабич, Editor‑in‑chief, UX Planet

3. Smart apps. Персонализация

Приложения лучше вас будут знать, что вы хотите. По данным eMarketer, 35% пользователей хотят, чтобы приложения/сайты были более персонализированными. Это позволяет показывать релевантные товары, услуги, контент. Персонализация уже реализована в соцсетях, СМИ, банковских сервисах, интернет-магазинах. Яндекс.Музыка и Spotify предлагают плейлисты на основе предпочтений, ASOS показывает одежду на основе вашего стиля, Instagram, Facebook и VK формируют «умную ленту». Однако сейчас только 18% мобильных приложений персонализированы, и этот тренд, по мнению экспертов, будет активно развиваться в 2020.

Вскоре начнётся борьба за клиента через правильное построение алгоритмов на основе Data Science (другими словами, внедрённые чат-боты, голосовые помощники, AI в приложения), продвинутые программы будут давать рекомендации «что посмотреть, если вам нравятся герои комиксов и детективные сериалы?», например. Netflix и Amazon в этом плане большие молодцы. Уже не отпускают вас и предлагают на каждом этапе покупки одного продукта сделать ещё несколько. Устоять всё сложнее.

Контакт с девайсом будет уменьшаться до нескольких секунд, но одновременно закрывать сразу несколько потребностей.

Андрей Кравцов, Ведущий дизайнер, биржа фриланса FL.ru

Накопленные данные и предиктивная аналитика позволяют предоставлять более релевантный контент. Естественно, этот тренд продолжит влиять на опыт взаимодействия с сервисами и устройствами. Но персонализируется сейчас не только контент, но и интерфейс, в следующем году появится ещё больше решений, «адаптирующихся» под цели и задачи конкретного пользователя, а не сегмента.

Константин Астахов, Директор практики по цифровым продуктам, CROC Digital Insight

4. Modding. Кастомизация интерфейсов

Пользователи сами будут решать, что они хотят видеть в приложениях. Кастомизация расширяет UX и позволяет контролировать взаимодействие: настраивать тему и порядок элементов, скрывать и добавлять блоки так, чтобы видеть только самое полезное и интересное. Например, в приложении «Тинькофф», можно скрывать карты и счета, в Telegram можно полностью менять оформление, в Facebook настраивать под себя выдачу в ленте, а в «Мой Tele2» менять цвета и имена карточек с номерами.

Кастомизация интерфейсов: темные темы, адаптивные иконки приложений, кастомизации внутри интерфейса — 2019 уже стал годом тёмных тем, в 2020 тренд усилится.

Никита Жеребцов, Дизайнер интерфейсов, e-Legion

5. AR. Больше элементов дополненной реальности

Расцвет AR-технологий ждали ещё в 2017, когда после успеха игры Pokemon Go Apple анонсировала платформу ARKit. Бизнес ринулся внедрять дополненную реальность везде, где только можно, но реальное практическое применение нашли немногие. Сейчас технология уже не на хайпе и достигла зрелости. Её стали внедрять в ритейле и в геолокационных приложениях. Например, Google Maps, Яндекс.Карты, ASOS и Nike.

В 2020 AR дозреет до практических применений.

Александр Толокольников, Руководитель команд дизайна и разработки цифровых продуктов, Tele2

AR-инструменты всё чаще будут использовать для решения самых разных задач, например, для ориентирования в торговых центрах или быстрого поиска товаров на складах. AR даёт возможность «цеплять» к реальным предметам виртуальные инструкции, а к людям — цифровые визитки. Так как AR позволяет измерять размеры предметов через камеру, с его помощью можно проверять габариты ручной клади перед поездкой в аэропорт. Ну и, конечно, AR открывает широкие возможности для создания различных развлекательных продуктов. Один из последних ярких примеров — запущенный Яндексом этой осенью фэшн-сервис Sloy, который распознаёт на видео одежду и предлагает пользователям снимать видео с AR-масками модных вещей.

Александр Шульгин,

Управляющий партнер, Purrweb

6. Super Apps. Экосистемы из приложений

Приложения разрастаются из маленьких монофункциональных в большие многофункциональные системы. Они стремятся заменить пользователю маму, чтобы и накормить, и одеть, и спать уложить. Максим Чан, Head of Creative & Design финтех-компании Cashwagon, приводит в пример китайское приложение WeChat, в котором пользователи бесплатно звонят и обмениваются сообщениями, заказывают такси и совершают покупки, общаются в социальных сетях и просматривают отзывы на товары или услуги, оплачивают счета и покупают билеты, читают новости и даже играют в игры.

В ближайшее время нас ждёт война гигантов за пользователей. Вы только представьте, если в вашем смартфоне вместо десятков приложений (почтовых клиентов, интернет банков, большое количество приложений от «Яндекса» — навигатор, карты, метро, драйв, еда и так далее, многочисленных социальных сетей, музыкальных сервисов) было бы одно, по-настоящему умное и удобное приложение. Сейчас это звучит не очень правдоподобно, но я уверен, что через несколько лет мы сможем наслаждаться такими приложениями. В России в этом направлении уже начали двигаться банки-гиганты. Например, в приложении «Тинькофф» вы можете совершать не только банковские транзакции, но заказать столик в ресторане, купить билеты в кино, узнавать об интересных новостях в stories и многое другое. Это не может не радовать.

Максим Чан, Head of Creative & Design, финтех-компания Cashwagon

Популярные приложения движутся в сторону супераппов, это скажется на интерфейсах, придётся заново изобретать концепции дашбордов и маркетплейсов. Однако монофункциональные приложения будут наоборот избавляться по максимуму от всего лишнего в пользу минимализма и даже аскетизма.

Анна Михина, Руководитель отдела по развитию мобильных приложений, АО «Тинькофф Банк»

7. UGC. Блогинг, создание контента

Медиа изменились. Фокус с потребления контента сместился на его создание. Теперь каждый пользователь — источник информации. Количество блогеров и блогерок растёт, а сервисы, которые позволяют генерировать контент и делиться им, скачивают всё чаще. Так, в 2019 TikTok стал одним из самых популярных приложений и занял 4 место в рейтинге Apple. Вслед за TikTok Instagram выпустил новый сервис Threads для обмена сообщениями, фото и видео с «лучшими друзьями», а также начал тестировать функцию Reels для редактирования 15-секундных музыкальных видео.

Сейчас создавать контент так просто, как не было никогда в истории. Можно быть блогером, рэпером, рисовать цифровые картины, писать музыку. И этот тренд будет ещё более массовым. Теперь создание — это не только для кучки избранных «криэйторов», но и для всех остальных. Я бы назвал 2020 «годом UGC».

Евгений Зведенюк, Генеральный директор, digital-агентство EyeMedia

Опять же, тренд вроде как уже и не свежий, снимать на тапок — наше национальное развлечение. Но пока помешательство на видеоблогинге не приняло массовый характер. Пусть уж примет, наконец. А если благодаря смартфонам у нас появятся (да уже появляются, но надо больше) новые форматы контента, так это замечательно.

Ольга Павлова, Совладелец, «Собака Павловой»

8. Motion. Анимация и видео

Смотреть видосики проще, чем читать тексты. Поэтому в интерфейсах появляется больше motion-контента: видеозаставки, видеотуториалы, интерактивный онбординг, Stories, движущиеся маскоты — всё это позволяет работать с вовлечением пользователей. Так, в 2019 в приложения «Яндекс.Карты» добавили Stories, «Азбука Вкуса» сделала маскота-кабана, в Telegram добавили анимированные стикеры.

Анимация становится повсеместным трендом. Это может быть как микроанимация при взаимодействии с элементами, так и крупные анимированные блоки на страницах, которые изменяются при пролистывании. Пользователь должен буквально ощущать ваш продукт на кончиках пальцев.

Всеволод Торопов, Head of Marketing, «Чердак»

Будет расти количество анимации в интерфейсе — микровзаимодействия, reveal-анимации и микроанимации.

Никита Жеребцов, Дизайнер интерфейсов, e-Legion

9. Digital detox. Разумное потребление

Осознанность потребления растёт. Поэтому в последних обновлениях iOS и Android появились отчёты по экранному времени, наушники замеряют уровень шума, а Instagram планирует убрать лайки. По мнению экспертов, в 2020 сервисы начнут проявлять больше заботы о пользователях.

В мире уже запущен механизм Digital Detox — уменьшение доли времени на девайсах — и интерфейсы, которые смогут лучше удержать клиента за короткое время, выиграют битву за внимание/целевое действие пользователя. Поэтому при таком подходе важно уделить больше времени на выявление критических багов и бесперебойной работе сервиса. Тогда и приложение останется на девайсе пользователя не на 1-2 месяца. А количество подписок на дополнительные услуги увеличится.

Андрей Кравцов, Ведущий дизайнер, биржа фриланса FL.ru

Тотальный детокс не все могут себе позволить. А разговоров про то, что «вот бы важное знать, а неважное игнорировать» — много. Если детоксикацию не поддержать на мобильных устройствах (например, не эмулировать всякими инструментами якобы контроля цифрового потребления), она радикализуется, и ключевые пользователи просто бросят те же соцсеточки. Так что тут проблема прям проблемистая, надо решать.

Ольга Павлова, Совладелец, «Собака Павловой»

10. Bottom navigation. Сползание интерфейсов вниз

Экраны становятся больше, ведь так приятнее смотреть видосики. Поэтому мы стали реже видеть боковое меню в приложениях и всё чаще появляется tab bar. После релиза Material Design 3.0 в приложениях начали появляться Bottom sheets. Теперь это стало интуитивно понятной фичей и обрело популярность у дизайнеров интерфейсов не только в Android, но и в iOS.

Интерфейсы будут «оседать» вниз. Длина экранов мобильных телефонов постоянно растёт, пользователям всё труднее управлять ими одной рукой, поэтому элементы управления в приложениях чаще переносят в нижнюю часть экрана. Это же касается и мобильных операционных систем — вся функциональная часть постепенно «мигрирует» вниз, чтобы владельцам длинных экранов было проще справиться с управлением.

Александр Шульгин, Управляющий партнер, Purrweb

Bottom sheets становятся повсеместными, в приложениях появляется больше контекстных меню доступных по long tap, зона работы с интерфейсом смещается вниз. Тренды в этом направлении задают Samsung со своим One UI, где все взаимодействие с интерфейсом происходит в нижних 60% экрана, и, безусловно, Apple в 13 iOS.

Никита Жеребцов, Дизайнер интерфейсов, e-Legion

Итого

Упрощённые интерфейсы и голосовые ассистенты, персонализированный контент и кастомный дизайн, много пользовательских видео и контроль потребления, крупные сервисы и сползание элементов управления вниз — такими будут мобильные приложения в 2020 году по мнению экспертов рынка.

Надеемся, что вас вдохновила подборка последних тенденций в области мобайла, но помните — нет одинаковых задач и решений. Всегда нужно анализировать применимость тренда к вашему продукту и вашим пользователям, проводить исследования и только на основе этого принимать решения.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Matveev

Если честно, забейтился на заголовок и ждал узнать про дизайн 2020, а получил UGC из 2005 и пару притянутых за уши ключевиков.

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza

То же самое - ничего нового. К сожалению. 

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Portnova

Абсолютно согласна, проходная статья, аж прям разозлило, что время потратила

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shpilevoy

да из года в год читаю подобные статью с мыслью "ну а вдруг что-то новенькое будет". и..... ничего не меняется)))

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"В 2020 мы будем взаимодействовать с интерфейсами голосом"

Сомнительно, разве что находясь один в машине за рулем

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Ну да, в общественном транспорте как-то не удобно

Ответить
Развернуть ветку
Alexey P

Не будем )

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shpilevoy

пока не будет унификации команд, не будем мы с интерфейсами голосом взаимодействовать))) на практике юзаю гугл ассистент чисто для звонков во время вождения авто (смарт подключен к магнитоле по блютусу, а магнитола имеет громкую связь). на этом голосовое взаимодействие заканчивается.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кравченко

Это было уже 10 лет назад в моём форд фокусе и без всякого гугля. 10 лет назад Карл!!!

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий П.

Китайский пользователь уже взаимодействиет на 70% голосом. Сначала смотрится странно, а когда все так делают кажетя нормой :)

Ответить
Развернуть ветку
Валентин

Дело в минталитете, китайцы орут всегда и везде, поэтому они и взаимодействуют голосом, а мы привыкли в общественном месте либо молчать либо тихо говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий П.

Мне кажется в привычке, или массовом тренде. Возможно пример не очень похож, но лет 10 назад я не понимал как можно работать с экранной клавиатурой вместо кнопок 🙄

Сейчас, я хоть и не пользуюсь голосовыми сообщениями/набором,  объективно понимаю, что в автомобиле это хорошее решение, особенно когда вижу водителя печатающего сообщения во время движения..

Ответить
Развернуть ветку
Hadariel Heilige

1. Zero UI - Да

2. Voice-first - Только дома, не в маршрутке или на работе (т.е 80% времени моего бодрствования - нет)
3. Smart apps - Хочу что бы приложения знали обо мне ровно столько, сколько я разрешил. Страшно когда я скачиваю приложение от Василия Пупкина, и оно знает меня "из коробки"
4. Modding - Светлая, темная тема - мне хватает
5. AR - ДА
6. Super Apps - Нет, "хранить яйца в одной корзине" - плохо. Хочу одно приложение, но хорошее чем сотни но посредственных. Я пользуюсь андроидом не из-за экосистемы, а из-за свободы выбора.
7. UGC - очередной шлакосервис для школьников, не более.
8. Motion - Анимация != видео - это важно
9. Digital detox - Пусть будет, ведь вопрос не в том сколько ты в ютубе просидел, а в том что ты это время потратил на ми-ми котиков, вместо анализа книги или поиска необходимой информации
10. Bottom navigation - следствие "гигантизма" смартфонов, может хватит бороться с последствиями ? Лучше сделать телефоны удобными устройствами, которыми можно пользоваться одной рукой по всему экану, без ухищрений.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Дельные тренды

Ответить
Развернуть ветку
e-legion
Автор

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
art k

судя по новостям, настало время тренда на борьбу с мошенниками и защиту персональных данных. первопроходцы получат отличный профит

Ответить
Развернуть ветку
Beata Gamaliy

Вроде это было трендом прошлого года. Так появился GDPR.

Ответить
Развернуть ветку
art k

GDPR практически никак не влияет на граждан России. А вот, например, если вместо ввода данных карты достаточно будет смартфоном сфоткать QR-код и данные получатели заведутся в суперапп, это будет существенный прорыв в обеспечении персональной ИБ.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучина

каким вы видите такой функционал?

Ответить
Развернуть ветку
art k

операторы, особенно виртуальные, могут предложить автоматические бесплатные черные списки, чтобы на основании имеющихся баз отсекать звонки мошенников и рекламных роботов. тоже самое с смс. банковский сектор наконец-то может предложить отложенный перевод по картам. (кейс: я покупаю что-то, перевел деньги. если товар в течение 3 дней не отправлен, я могу спокойно отменить платеж через суперапп банка). опять же супер аппы могут сразу выводиьт информацию о кешбеке и изменении стоимости предложения от партнеров. тем самым избавив нас от скрытых платежей и всяких лжестраховок

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Bychkov

Блогерок.......🤦‍♂️ Автор, очень тонко 👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучина

Читатели vc, а каких аппов вам не хватает? Из разделов: Менеджеры паролей, закладок, файлов, облачного места, места на своих устройствах, проектов, финансов (управленческий учет), контактов, синхронизации календарей; унифицированного мессенджера (куда падают все диалоги из разных) может?
Мини мониторинг с целью узнать - на чем, вероятно, стоит сфокусироваться разработчикам в 2020.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зведенюк

Такая постановка вопроса вряд ли вам даст много полезной информации. «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь» © Генри Форд. Рекомендую начать с того, что сформулировать несколько идей разных приложений и предложить их «скачать» нескольким людям так, как будто они уже существуют. Далее смотрим на реакцию: если появляется интерес к какой-то идее, то копаем в эту сторону

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий П.

Хочу такое приложение, где голосом говоришь любую команду, а оно все делает. Ищет скидки, планирует задачи, покупает билеты.

 
Важно, чтобы находило самые низкие цены для всего этого,  давало сравнение.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов

Не плохая статья, интересно было прочитать. Правда есть мысль, что это и так заметно в изменениях дизайна приложений.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Лобановский

Тренды 5-летней давности все ещё актуальны :)

дизайн теперь сводится к использованию фреймворков.

Основной продукт размывается тонной посредственных сервисов. 

голосовое управление сводится к “включи”, «запусти»

дополненная реальность не реальна ...

все хотят больше и больше данных о тебе, чтобы потом продать за 3 копейки рекламщикам и прочей нечести 

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Portnova

Как-то поверхностно, каждый год одни и те же очевидные вещи обсуждаются, голосовые помощники не затмят сенсорный интерфейс, надо держать в голове крайние случаи, встречи,  соблюдение тишины когда маленькие дети спят, шум и неудобство в общ транспорте, какой голосовой интерфейс в метро, а это значительная часть времени многих людей и тд. Про zero ui сто лет назад мусолили, да это тренд, но это не ново

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кравченко

Голосовой интерфейс скорее всего тупиковая ветвь в развитии в том плане, что все уже придумано и ничего нового не будет. На очереди будет идти сила мысли и взгляд, тем более наработки в этом плане продвинулись далеко. 

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Федорова

^

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда