7 заповедей фрилансера при работе с заказчиком

За 2 года в работе дизайн-предпринимателя для себя я собрал ряд правил при работе с заказчиком. Эти правила, а лучше даже заповеди, помогают легче работать и больше зарабатывать.

  1. Работай с теми заказчиками, кто вам приятен по первому впечатлению. Если заказчик не приятен как человек, ты будешь жалеть, что вообще взялся за работу, даже если за неё хорошо оплачивают. В конечном счете будешь долго отрабатывать заказ, будут приходить вагоны правок над проектом, + заказчик может оказаться неадекватным по общению и нервам. Обходи таких стороной. Обязательно будут заказчики, с кем будет легко и просто работать.
  2. Говори всегда правду. Я заметил, что если не уходить от ответа, а говорить правду как есть, заказчики начинают относиться с большим уважением и лояльностью, даже если работа ведется не гладко. Вранье чувствуется на невербальном уровне.
  3. Соблюдай сроки и отвечай за свои слова. Для вас выполнение работы в срок и исполнение своих обязательств - главные индикаторы репутации. Именно с таким отношением клиент станет постоянным.
  4. Не становитесь другом для заказчика. Не приводит ни к чему хорошему. Я не говорю про официальность общения, можно общаться и на «ты». Твоя задача - качественно отработать заказ, взять деньги и отзыв. За этот период не должно сложиться никакой дружбы. Максимум приятельские отношения. Последствия дружбы могут быть например такие: тебя будут часто просить, что то исправить бесплатно по дружбе, будут просить скидки, будут показывать свои эмоции, жаловаться итд. Тебе это надо?.
  5. Если клиент что-то просит доработать - всегда говорите ему да, если сможете это сделать. Если эта работа небольшая - сделайте бесплатно, все что больше 10 минут - говорите стоимость этих доработок - ничего наглого в этом нет. Труд должен оплачиваться.
  6. Будь профессионалом. Разговаривай только по делу, если заказчик в ходе разговора отвлекается - направляй его. Задавай заказчику дедлайны, отказывай ему в бредовых идеях, когда это вредит проекту. Приведу пример: с одним из заказчиков я работал 2 недели, и заметил что очень в эти недели просела моя производительность. Ничего не успевал. Я решил посчитать сколько времени я проговорил с ним за 10 рабочих дней - в WhatsApp я насчитал 8 часов, а это целый рабочий день. А всю суть общения и доработок, которые предлагал заказчик по телефону можно было расписать на 1 листе А4.
  7. Общайся по проекту в той форме, которая тебе удобна. Я всегда рекомендую вести все диалоги в мессенджерах и соцсетях. Общение быстрое, оперативное, есть возможность голосовых сообщений. Крайне не люблю общение по проекту по электронной почте, очень долго и неудобно что либо согласовывать. По телефону тем более. Формат первого общения — звонок отличный, даёт познакомиться тебе с клиентом, а ему с тобой. Из первого звонка можно понять стоит работать с ним или нет.
0
14 комментариев
Написать комментарий...
Serge Sokolov

Бросая в воду камешки, следи за кругами ими образуемыми, иначе такое бросание обернется пустой забавой (источник не привожу)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

насчет №6 Разговаривай только по делу, если заказчик в ходе разговора отвлекается - направляй его

это полезный навык при любых обстоятельствах, даже на обычной работе.
для меня работало постоянно "капать" на мозги графиком и содержанием митингов, иначе люди вообще часто об этом не задумываются.

1. перед митингом всегда составить agenda, о чем речь идти будет, в начале митинга можно ее проговорить, если это удобно.

2. не назначать митинг "давай в 6 встретимся". всегда говорите "давай поговорим с 6 до 7". всегда можно сослаться что в 7 у тебя еще один разговор, это нормально. об этом также надо напомнить минут за 15-20 до окончания времени.

3. после митинга всегда засылайте собеседнику minutes - краткое содержание разговора по пунктам.

4. если митинг назначен а вам не очень понятно зачем, то в день митинга заранее скиньте письмо - есть ли у собеседника agenda, или пока обсуждать особо нечего? 

Ответить
Развернуть ветку
Avdotii Pedishnii

Про 8 часов очень верно подмечено.
С точки зрения программиста - как можно вообще продуктивно общаться по телефону? Через час или через день вся озвученная информация повисает где-то на небесах... Разговаривать, попутно подрабатывая стенографисткой? Мы в 2020?)))
Поэтому мой пункт НОМЕР ОДИН - телефонное общение под категорическим запретом. Клиенты с мелкими заказами вообще не удостаиваются такой чести))) Сухая арифметика: один час разговора и еще столько же на саму работу - прибыльность нулевая...

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

уймись, дурачок

Ответить
Развернуть ветку
Пластиковое Окно

Поддерживаю. Даже с менеджерами общаюсь только письменно, чтобы можно было ткнуть в их же слова потом или доказать свои. 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Не ходи по косогору, каблуки протопчешь (источник тот же)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Не ешь жёлтый снег!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Цицерон?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Джордж Вашингтон

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Я о другом сразу подумал

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зиновьев

Понравилось про 10 минут!

Можно использовать как универсальное правило)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

В целом верные слова! Минимализм в движениях работая на качество

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

В принципе все советы полезны, я бы еще добавила требования четкого ТЗ в начале работы, иначе в конце будет столько поправок и изменений...

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда