IT-инфраструктура для бизнеса и творчества
Разработка
Alexey Poimtsev

Инструменты для продуктовой разработки, часть 1

Когда 8 лет назад я создавал Progress Engine, я думал, что мы так и останемся аутсорсинговой-компанией (software development house). Но с течением времени мы поняли, что клиентам мало того, чтобы им просто дали руки, хорошим клиентам нужны еще и умные головы и именно поэтому мы эволюционировали в product development house. Это означает, что любую работу с клиентами мы начинаем со стадии продуктового анализа, которым занимается наш отдел аналитики и сегодня я расскажу про некоторые инструменты и подходы, которые мы используем в нашей работе. Но перед этим я забегу немного вперёд и дам еще один спойлер - сейчас мы находимся на очередном витке трансформации и работаем над тем, чтобы стать стартап-студией или венчурной студией, что в принципе одно и то же. То есть мы предоставляем всю нашу инфраструктуру/контакты/знания для того, чтобы работающие с нами стартапы жили долго и счастливо и приносили прибыль своим основателям и пользу своим пользователям :)

Но довольно вступлений - давайте сразу перейдём к инструментам.

Входящий фильтр на адекватность

Кажется я уже вижу застывший в ваших глазах немой вопрос "WTF??!!!", подождите, не ругайтесь - я сейчас всё объясню :) Дело даже не в моральном фильтре, который является обязательным для всех проектов, которые к нам приходят(мы принципиально не работаем с проектами, разрушающими общество, а не создающими - алкоголь, табак, наркотики, религия, создание фейковых новостей итд), а скорее в рациональном фильтре. Объясню это на примере одного из проектов, который нам прислали на оценку - мобильное приложение для продажи хрустальных изделий. Как вы понимаете - изделия из хрусталя НЕ являются тем предметом, который

  • покупают регулярно
  • ради него будут скачивать и устанавливать мобильное приложение, а также регулярно запускать его, чтобы проверить наличие новых изделий
  • которые нельзя купить в существующих онлайн-магазинах

Таким образом - ROI (Return of Investments) продукта будут стремиться к нулю, а значит брать такой продукт в работу смысла нет.

Отмечу, что подобных проектов действительно много. Более того, если одни разработчики откажутся делать продукт, который точно не "взлетит", то всегда найдутся те, чьи моральные принципы окажутся ... гммм ... другими и ради сиюминутной прибыли они возьмутся делать такой проект. Результат - потерянные деньги и время заказчика + отсутствие реально полезного продукта на рынке.

Конкурентный анализ

Да - я снова испытываю ваше терпение :) Ну ладно - это последний такой пункт. Время от времени у основателей появляется острый зуд сделать что-то взамен сервиса, которым он пользуется и чья одна или несколько функций его не устраивают. Но мало кто из них задумывается о том, что для того, чтобы оттянуть лояльных клиентов от уже работающего сервиса придётся потратить много усилий и далеко не всегда они будут экономически выгодным вложением. Кроме того - ничто не мешает существующему сервису скопировать вашу идею и реализовать у себя. Да, конечно же есть уникальные истории, когда Давид валил Голиафа (например Facebook vs MySpace), но таки случаи - редкость. С другой стороны - если в той или иной отрасли еще никто ничего нового не сделал (прямые и косвенные конкуренты), то возникает повод задуматься - а может быть этот продукт никому не нужен?

И вот тут мы понимаем, что надо знать своих конукрентов в лицо. Что же может быть полезным в этом случае?

  1. Поисковые системы - ну тут я думаю вопросов быть не может. Если вы решили сделать очередной мессенджер, то с помощью гугления можно найти своих известных и не очень конкурентов(ходят слухи, что какой-то телеграмм сейчас у всех на слуху :)), а также проанализировать их функциональность. Также стоит заглянуть в сторы приложений и потестировать приложения. Еще обратите внимание на инстументы поисковых систем, такие как yandex wordstat или google trends - они позволят вам примерно понять что сейчас интересно и актуально для пользователей.
  2. Профильные мероприятия - на них всегда можно встретить не только единомышленников, но и конкурентов, а также набраться идей и инвестиций. Я бы рекомендовал потратить немного времени и сил и посетить такие мероприятия как WebSummit, Slush, Wolves Summit в Варшаве, TechCrunch и другие конференции.
  3. Каталоги - Если вы ни разу не слышали про CrunchBase, AngelList, ProductHunt, то сейчас самое время занести их в закладки и исследовать тех, кто там представлен.

Customer development

Когда-то давно я думал, что достаточно подойти к человеку и спросить "будешь ли ты этим пользоваться или нет" и он тебе честно ответит. Обычно я подходил к друзьям и благодаря их правдивым ответам и готовности пользоваться всем тем, что я хотел разработать я стал долларовым миллиардером (на самом деле нет :)). Но зато набрал материала для своей статьи на Medium (внимание - много мата, чувствительным персонам не читать), которая в ряде случаев противоречит тому, что я тут пишу :) Но чуть позже, благодаря Олегу Жумаханову, работающему трекером во ФРИИ и порекомендовавшему мне книгу Роба Фицпатрика "Спроси маму", мне удалось научиться правильно проводить интервью с потенциальными пользователями.(Оффтоп - если много читаете на LitRes, то стоит запомнить и эту ссылку). Постараюсь передать основную идею книги без спойлеров. Если вы будете спрашивать маму, друзей или знакомых "Я тут придумал классный сервис, ты бы стал(а) им пользоваться", то разумеется ответ будет "Да, конечно - отличная идея". Причина таких ответов заключается в том, что люди не хотят вас расстраивать, говоря, что ваша идея плохая или не своевременная. Поэтому вам стоит научиться задавать правильные вопросы, не наводящие на вашу идею/продукт, например

  • Как в настоящий момент организованы бизнес-процессы?
  • Какие сейчас самые чувствительные проблемы?
  • Как вы пытались решать эти проблемы? Что получилось, а что нет?
  • Сколько вы теряете денег с проблемами, которые не можете решить?
  • Какие последствия для бизнеса от этих проблем?
  • Какие задачи у вас съедают больше всего ресурсов? Какие из них самые дорогие? Какие требуют больше всего людей? Какие требуют больше всего времени?
  • Как вы пытались эти задачи решать? Что не получилось?
  • За какие функции в продукте, решающем ваши проблемы, вы были бы готовы заплатить, а какие вам кажется должны быть бесплатными? Почему так считаете?
  • Что я ещё должен у вас спросить, чтобы помочь справиться с вашими проблемами?
  • С кем мне стоит ещё пообщаться, с кем мы могли бы быть друг другу полезными?

Для каждого проекта список вопросов свой, но если вам лениво читать книгу, то можете воспользоваться списком вопросов выше.

Метод Кано

Итак, наступил момент, когда вы определились, какой продукт вы хотите делать и какую проблему/задачу он должен решать, осталось решить - какой функционал должен быть реализован, что важно, а что можно подвинуть на потом. И вот тут я хочу представить вам инструмент, который называется "модель Кано", разработанный в прошлом веке профессором Норияки Кано. С помощью этого инструмента вы составляете вопросы для интервью/опросника, которые состоят из функции и оценки её по двум шкалам с 5 градациями - шкала "Как вы относитесь к тому, что этот блок присутствует?" и шкала "Как бы вы отнеслись к тому, если бы этого блока не было?". Каждая шкала, как я уже отметил ранее, имеет 5 вариантов ответа:

  • это просто необходимо
  • мне это нравится
  • для меня это не имеет значения
  • я это спокойно воспринимаю (я могу с этим смириться)
  • мне это не нравиться (так делать нельзя)

На основании собранных ответов формируются 5 групп

  1. Обязательные функции - те, без которых пользователи не видят ваш продукт
  2. Привлекательные функции - те, которые делают жизнь пользователя приятнее, но не являются обязательными
  3. Одномерные - функции, повышающие производительность
  4. Неважные - функции, отсутствие или присутствие которых в продукте никак не повлияет на пользователя
  5. Нежелательные - функции, присутствие которых скорее мешает пользователю, чем является полезным

Чтобы вы могли поближе познакомиться с этим методом исследований я хочу поделиться двумя статьями на русском языке - раз и два.

Друзья, если эта заметка показалась вам полезной и/или интересной - голосуйте лайками, оставляйте свои комментарии и я продолжу рассказ. Если вы хотите, чтобы я детальнее раскрыл ту или иную тему - то с автором можно связаться в facebook, linkedin и подписаться на telegram-канал. Также буду рад видеть вас нашими гостями.

{ "author_name": "Alexey Poimtsev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": -1, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 121578, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Apr 2020 17:14:46 +0300", "is_special": false }
(function () { let cdnUrl = `https://specialsf378ef5-a.akamaihd.net/SelectelBranding/images/` let previousArticleNumber = null let currentArticleNumber = 0 let platform = 'Desktop' let articles = [ { name: 'camera', url: `${cdnUrl}CameraCat`, text: 'умную камеру для\u00A0наблюдения за\u00A0котиками', link: 'https://vc.ru/selectel/306690', num: 3 }, { name: 'chill', url: `${cdnUrl}ChillCat`, text: 'трекер, который подскажет, когда пора отдохнуть', link: 'https://vc.ru/promo/288561-eye-tracker', num: 1 }, { name: 'cloud', url: `${cdnUrl}CloudCat`, text: 'котика: даёшь ему «пять», а\u00A0он делает бэкап в облако', link: 'https://vc.ru/dev/294799-maneki-neko', num: 2 } ] let buttonCycle = document.querySelector('.button--cycle') let buttonChoose = document.querySelector('.button--choose') let buttonMobile = document.querySelector('.button--mobile') let textField = document.querySelector('.selectel-footer-subtitle') let imageAgent = document.querySelector('.image--agent') let banner = document.querySelector('.selectel-footer') buttonCycle.addEventListener('click', cycleClick) buttonChoose.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) buttonMobile.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) let media = window.matchMedia("(max-width: 570px)") media.addEventListener('change', matchMedia) function matchMedia() { if (media.matches) { platform = 'Mobile' } else { platform = 'Desktop' } update() } matchMedia() function cycleClick(event) { sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Right`, 'Click') if (event) { event.preventDefault() event.stopPropagation() } window.open('https://vc.ru/tag/selectelDIY', '_blank') //cycle(event) } function cycle(event) { // incrementArticleNumber() textField.innerHTML = generatedText() imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg?3' imageAgent.setAttribute("class", "") imageAgent.classList.add('image--agent', articles[currentArticleNumber].name) banner.href = articles[currentArticleNumber].link } function update() { banner.href = articles[currentArticleNumber].link imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg' textField.innerHTML = generatedText() } function incrementArticleNumber() { previousArticleNumber = currentArticleNumber if (currentArticleNumber >= articles.length - 1) { currentArticleNumber = 0 } else { currentArticleNumber++ } } const sendEvent = (label, action = 'Click') => { const value = `SelectelDIY — loc: Footer — ${label} — ${action}`; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } }; function generatedText() { let defaultText if (platform === 'Desktop') { defaultText = `Мы тут собрали %text%. Хотите научим?` } else { defaultText = `Мы тут собрали %text%.` } return defaultText.replace('%text%', articles[currentArticleNumber].text) } function getRandom(min, max) { min = Math.ceil(min) max = Math.floor(max) return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min } (function create() { currentArticleNumber = getRandom(0, articles.length - 1) cycle() let page = document.querySelector('.page--entry') if (page) { function insertAfter() { let parents = page.querySelectorAll('[data-id="7"]') let referenceNode = parents[0] referenceNode.parentNode.insertBefore(banner, referenceNode.nextSibling); loaded() } setTimeout(() => insertAfter(), 0) } }()) function loaded() { banner.classList.add('loaded') } loadImages([ `${cdnUrl}CameraCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}ChillCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CloudCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CameraCatMobile.svg`, `${cdnUrl}ChillCatMobile.svg`, `${cdnUrl}CloudCatMobile.svg?3`, ]) function loadImages(urls) { return Promise.all(urls.map(function (url) { return new Promise(function (resolve) { var img = document.createElement('img'); img.onload = resolve; img.onerror = resolve; img.src = url; }); })); } }())
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Больше промокодов богу промокодов ;)

–1
Читать все 1 комментарий
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Потратил 400 тысяч рублей на накрутку поведенческих в Гугле. Подвожу итог

Всем привет. Это уже моя пятая статья про накрутку ПФ в поисковых системах Яндекс и Гугл. Довольно много о проверенных гипотезах было изложено в первой статье про Гугл, в этой же, я подведу небольшой итог по экспериментам за последние 8 месяцев.

Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

«Яндекс.Маркет» просто издевается

Заказал на яндекс-маркете яндекс-станцию + яндекс-модуль, списать денюжки у маркета личико не треснуло, а вот с доставкой началось откровенное издевательство.

История о том, как Илон Маск бросил все дела ради работы новостным ведущим в России

А ещё выучил русский язык и переехал в РФ, чтобы работать на YouTube канале 42CHANNEL. А о том, как Илон в своём познании настолько преисполнился, что как будто бы уже 100 триллионов миллиардов лет проживает на триллионах и триллионах таких же планет, читайте в статье.

Илон Маск заявил, что Starship будет готова к орбитальному запуску в ноябре Статьи редакции

Компания должна получить разрешение регулятора.

Обучаюсь контекстной рекламе. Пока что Яндекс.Директ, в дальнейшем и Google.Adwords. Встала такая проблема, как практиковаться, как взять первые проекты для опыта чтобы начать работать на фрилансе?

Инвесторы подняли на 1000% стоимость акций компании Phunware — разработчика приложения для президентской кампании Трампа Статьи редакции

Бывший президент объявил о запуске собственной соцсети и её выходе на биржу.

null