Разработка
Alexey Poimtsev
1351

Инструменты для продуктовой разработки, часть 1

Когда 8 лет назад я создавал Progress Engine, я думал, что мы так и останемся аутсорсинговой-компанией (software development house). Но с течением времени мы поняли, что клиентам мало того, чтобы им просто дали руки, хорошим клиентам нужны еще и умные головы и именно поэтому мы эволюционировали в product development house. Это означает, что любую работу с клиентами мы начинаем со стадии продуктового анализа, которым занимается наш отдел аналитики и сегодня я расскажу про некоторые инструменты и подходы, которые мы используем в нашей работе. Но перед этим я забегу немного вперёд и дам еще один спойлер - сейчас мы находимся на очередном витке трансформации и работаем над тем, чтобы стать стартап-студией или венчурной студией, что в принципе одно и то же. То есть мы предоставляем всю нашу инфраструктуру/контакты/знания для того, чтобы работающие с нами стартапы жили долго и счастливо и приносили прибыль своим основателям и пользу своим пользователям :)

В закладки

Но довольно вступлений - давайте сразу перейдём к инструментам.

Входящий фильтр на адекватность

Кажется я уже вижу застывший в ваших глазах немой вопрос "WTF??!!!", подождите, не ругайтесь - я сейчас всё объясню :) Дело даже не в моральном фильтре, который является обязательным для всех проектов, которые к нам приходят(мы принципиально не работаем с проектами, разрушающими общество, а не создающими - алкоголь, табак, наркотики, религия, создание фейковых новостей итд), а скорее в рациональном фильтре. Объясню это на примере одного из проектов, который нам прислали на оценку - мобильное приложение для продажи хрустальных изделий. Как вы понимаете - изделия из хрусталя НЕ являются тем предметом, который

  • покупают регулярно
  • ради него будут скачивать и устанавливать мобильное приложение, а также регулярно запускать его, чтобы проверить наличие новых изделий
  • которые нельзя купить в существующих онлайн-магазинах

Таким образом - ROI (Return of Investments) продукта будут стремиться к нулю, а значит брать такой продукт в работу смысла нет.

Отмечу, что подобных проектов действительно много. Более того, если одни разработчики откажутся делать продукт, который точно не "взлетит", то всегда найдутся те, чьи моральные принципы окажутся ... гммм ... другими и ради сиюминутной прибыли они возьмутся делать такой проект. Результат - потерянные деньги и время заказчика + отсутствие реально полезного продукта на рынке.

Конкурентный анализ

Да - я снова испытываю ваше терпение :) Ну ладно - это последний такой пункт. Время от времени у основателей появляется острый зуд сделать что-то взамен сервиса, которым он пользуется и чья одна или несколько функций его не устраивают. Но мало кто из них задумывается о том, что для того, чтобы оттянуть лояльных клиентов от уже работающего сервиса придётся потратить много усилий и далеко не всегда они будут экономически выгодным вложением. Кроме того - ничто не мешает существующему сервису скопировать вашу идею и реализовать у себя. Да, конечно же есть уникальные истории, когда Давид валил Голиафа (например Facebook vs MySpace), но таки случаи - редкость. С другой стороны - если в той или иной отрасли еще никто ничего нового не сделал (прямые и косвенные конкуренты), то возникает повод задуматься - а может быть этот продукт никому не нужен?

И вот тут мы понимаем, что надо знать своих конукрентов в лицо. Что же может быть полезным в этом случае?

  1. Поисковые системы - ну тут я думаю вопросов быть не может. Если вы решили сделать очередной мессенджер, то с помощью гугления можно найти своих известных и не очень конкурентов(ходят слухи, что какой-то телеграмм сейчас у всех на слуху :)), а также проанализировать их функциональность. Также стоит заглянуть в сторы приложений и потестировать приложения. Еще обратите внимание на инстументы поисковых систем, такие как yandex wordstat или google trends - они позволят вам примерно понять что сейчас интересно и актуально для пользователей.
  2. Профильные мероприятия - на них всегда можно встретить не только единомышленников, но и конкурентов, а также набраться идей и инвестиций. Я бы рекомендовал потратить немного времени и сил и посетить такие мероприятия как WebSummit, Slush, Wolves Summit в Варшаве, TechCrunch и другие конференции.
  3. Каталоги - Если вы ни разу не слышали про CrunchBase, AngelList, ProductHunt, то сейчас самое время занести их в закладки и исследовать тех, кто там представлен.

Customer development

Когда-то давно я думал, что достаточно подойти к человеку и спросить "будешь ли ты этим пользоваться или нет" и он тебе честно ответит. Обычно я подходил к друзьям и благодаря их правдивым ответам и готовности пользоваться всем тем, что я хотел разработать я стал долларовым миллиардером (на самом деле нет :)). Но зато набрал материала для своей статьи на Medium (внимание - много мата, чувствительным персонам не читать), которая в ряде случаев противоречит тому, что я тут пишу :) Но чуть позже, благодаря Олегу Жумаханову, работающему трекером во ФРИИ и порекомендовавшему мне книгу Роба Фицпатрика "Спроси маму", мне удалось научиться правильно проводить интервью с потенциальными пользователями.(Оффтоп - если много читаете на LitRes, то стоит запомнить и эту ссылку). Постараюсь передать основную идею книги без спойлеров. Если вы будете спрашивать маму, друзей или знакомых "Я тут придумал классный сервис, ты бы стал(а) им пользоваться", то разумеется ответ будет "Да, конечно - отличная идея". Причина таких ответов заключается в том, что люди не хотят вас расстраивать, говоря, что ваша идея плохая или не своевременная. Поэтому вам стоит научиться задавать правильные вопросы, не наводящие на вашу идею/продукт, например

  • Как в настоящий момент организованы бизнес-процессы?
  • Какие сейчас самые чувствительные проблемы?
  • Как вы пытались решать эти проблемы? Что получилось, а что нет?
  • Сколько вы теряете денег с проблемами, которые не можете решить?
  • Какие последствия для бизнеса от этих проблем?
  • Какие задачи у вас съедают больше всего ресурсов? Какие из них самые дорогие? Какие требуют больше всего людей? Какие требуют больше всего времени?
  • Как вы пытались эти задачи решать? Что не получилось?
  • За какие функции в продукте, решающем ваши проблемы, вы были бы готовы заплатить, а какие вам кажется должны быть бесплатными? Почему так считаете?
  • Что я ещё должен у вас спросить, чтобы помочь справиться с вашими проблемами?
  • С кем мне стоит ещё пообщаться, с кем мы могли бы быть друг другу полезными?

Для каждого проекта список вопросов свой, но если вам лениво читать книгу, то можете воспользоваться списком вопросов выше.

Метод Кано

Итак, наступил момент, когда вы определились, какой продукт вы хотите делать и какую проблему/задачу он должен решать, осталось решить - какой функционал должен быть реализован, что важно, а что можно подвинуть на потом. И вот тут я хочу представить вам инструмент, который называется "модель Кано", разработанный в прошлом веке профессором Норияки Кано. С помощью этого инструмента вы составляете вопросы для интервью/опросника, которые состоят из функции и оценки её по двум шкалам с 5 градациями - шкала "Как вы относитесь к тому, что этот блок присутствует?" и шкала "Как бы вы отнеслись к тому, если бы этого блока не было?". Каждая шкала, как я уже отметил ранее, имеет 5 вариантов ответа:

  • это просто необходимо
  • мне это нравится
  • для меня это не имеет значения
  • я это спокойно воспринимаю (я могу с этим смириться)
  • мне это не нравиться (так делать нельзя)

На основании собранных ответов формируются 5 групп

  1. Обязательные функции - те, без которых пользователи не видят ваш продукт
  2. Привлекательные функции - те, которые делают жизнь пользователя приятнее, но не являются обязательными
  3. Одномерные - функции, повышающие производительность
  4. Неважные - функции, отсутствие или присутствие которых в продукте никак не повлияет на пользователя
  5. Нежелательные - функции, присутствие которых скорее мешает пользователю, чем является полезным

Чтобы вы могли поближе познакомиться с этим методом исследований я хочу поделиться двумя статьями на русском языке - раз и два.

Друзья, если эта заметка показалась вам полезной и/или интересной - голосуйте лайками, оставляйте свои комментарии и я продолжу рассказ. Если вы хотите, чтобы я детальнее раскрыл ту или иную тему - то с автором можно связаться в facebook, linkedin и подписаться на telegram-канал. Также буду рад видеть вас нашими гостями.

{ "author_name": "Alexey Poimtsev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 121578, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Apr 2020 17:14:46 +0300", "is_special": false }
Онлайн-марафон «2 шага до уровня pro в маркетинге недвижимости»
26 мая Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир