Расчёт стоимости разработки проекта for dummies

Наверняка многим знаком такой диалог

- Разработайте мне проект, на котором я буду зарабатывать деньги

- Хорошо, разработка будет стоить 10 миллионов рублей

- Слишком дорого, у меня есть только 100 тысяч рублей

Как владелец компании, которая занимается разработкой сложных продуктов, я неоднократно сталкиваюсь с такими запросами и иногда очень сложно объяснить клиентам почему разработка стоит таких денег. Давайте попробуем разобраться на примере абстрактного проекты сколько может реально стоить разработка продукта и какие есть риски.

Описание и состав проекта

Итак, двое молодых и предприимчивых фаундеров решают запустить проект Швюбер, благодаря которому вы могли бы найти швею для того, чтобы подшить брюки, зашить дыру в любимом пиджаке или, для совсем уж изысканных заказчиков, заказать вязку шарфа крючком.

Наши фаундеры - одеты неброско, но стильно и молодёжно

Путём несложного анализа мы понимаем, что в рамках проекта должны быть разработаны

  • Мобильное приложение для заказчика, две платформы - iOS и Android
  • Мобильное приложение для исполнителя, две платформы - iOS и Android
  • API Endpoint, чтобы принимать запросы от мобильных клиентов (для простоты сделаем один общий)
  • Landing для регистрации клиентов (пока не будем делать 100500 лендингов под каждую аудиторию)
  • Landing для регистрации исполнителей
  • Админка для управления пользователями, объявлениями, тикетами, просмотра статистики и прочих полезных штук

Мы пойдём путём mobile first (ну всё-таки это абстрактный проект в вакууме), хотя если честно я бы добавил веб-версию для заказчиков и исполнителей.

Также мы понимаем, что нам надо как минимум интегрироваться с

  • Платёжной системой
  • Системами аналитики (amplitude/mixpanel/ga) и разметить все экраны
  • Системами контроля крэшей и производительности (AppSignal/NewRelic/Bugsnag/Rollbar)

А ещё

  • Подготовить проект для возможности использования нескольких языков
  • SEO/ASO оптимизацию, а также стратегии продвижения
  • Оптимизировать для слабовидящих и людей с инвалидностью
  • Настроить сервера
  • Подготовить документы для GDPR, CCPA и так далее
  • Завести аккаунты в сторах, выложить приложения и общаться с review team

В общем как видите - работы много и это даже не полный список того, что надо сделать в процессе работы над проектом, чтобы он радовал пользователей и приносил хоть немного прибыли владельцам.

Считаем необходимые ресурсы - деньги и время

Независимо от того, будет ли это inhouse-команда или фаундеры решат привлечь аутсорсеров или взять людей на аутстафф, нам понадобятся следующие роли

  • Мобильный разработчик - минимум по 1 человеку на разработку каждого мобильного клиента, минимум 2-4 человека (ниже напишу почему так)
  • Backend разработчик - минимум по 1 на API, админку и 1 на 2 лендинга
  • Frontend разработчик - на лендинги и админку. Для экономии средств я бы предложил использовать монолитное приложение, а не SPA, но кто-то может не согласиться
  • Тестировщик - хотя бы 1
  • Дизайнер - 1
  • UX - 1
  • Аналитик / продукт (при желании его еще можно нагрузить написанием документации, "всё равно он ничего не делает") - 1
  • Менеджер проекта - 1
  • Юрист - 1
  • DevOps - 1 (но можно заставить бекендеров деплоить и поддерживать код самим, всё равно этот проект простой /sarcasm mode off)

Также есть расходы на офисных сотрудников:

  • гендиректору (самому бесполезному человеку в компании, на которого всегда можно свалить все проблемы)
  • операционный и финансовый директора (иногда это один человек)
  • директор по маркетингу и маркетологи (иногда это один человек)
  • бухгалтер

Это только роли, про затраты мы поговорим потом.

У нас есть возможность сэкономить на разработке мобильных приложений - использовать не нативную разработку, а кросс-платформенные решения типа ReactNative или Flutter (кстати мы в Progress Engine сейчас это успешно практикуем для наших клиентов) и поэтому я указал диапазон от 2 (реакт-нативщиков) до 4 (2 iOS и 2 Android) человек.

Чтобы продукт получился достойного качества - у нас должны быть профессионалы в команде, а их зарплата обычно начинается от 120-150к, даже в регионах. Таким образом, команда из 13 человек (экономим - делаем на кросс-платформе) сжигает при зарплатах в 150к сумму почти 2 миллиона (1.95млн) рублей в месяц. Если они оформлены по ТК РФ, то эта сумма превращается примерно в 2 788 500 рублей. Обратите внимание - в месяц! И это только команда, которая отвечает за продакшн.

Офисная команда (она в любом случае есть - ведь наши фаундеры тоже должны получать зарплату) вам обойдётся примерно в 750к (по 200тр директора и 150 бухгалтер) или 1 072 500, если оформлять их по ТК РФ

Если у вас inhouse-команда, то вы будете им платить зарплату независимо от того, есть у вас для них работа или нет. Аутсорсерам в этом плане проще, они могут перебрасывать ресурсы между проектами, когда нет работы на каком-то из проектов, но у тут другая проблема - если сотрудника перевели на другой проект, то возможна задержка с возвратом его на старый проект.

Итого ФОТ составляет

2 700 000 - если не по ТК РФ

3 861 000 - если по ТК РФ

Но компания же не может работать только за зарплату, давайте посмотрим какие еще есть у неё статьи расходов

  • Налоги. Мы будем считать УСН, поскольку у нас всё-таки стартап, а это 6% от всех входящих платежей или минимум 2% если мы на УСН-15 и все поступления списываем в расход
  • Офис. Ну сейчас это не настолько актуально, но для команды он будет стоить в обычное время 200тр в месяц
  • Лицензии на ПО - тут можно сэкономить, я приведу немного ссылок в конце статьи. У нас в среднем выходит около 100тр в месяц
  • Деньги на развитие (или в девиденды) и в стабилизационный фонд - минимум 25%

Надеюсь ничего не забыл. Я конечно не стал считать закупку ноутбуков и тестового оборудования, предполагаем, что они и так есть.

Таким образом наша сумма увеличивается

3 975 000 - если не по ТК РФ

5 513 325 - если по ТК РФ

Обращаю особое внимание - это сумма в месяц!!!

Теперь давайте поговорим о времени реализации проекта.

Проект в среднем идёт 4-6 месяцев. Разумеется - это в идеальных условиях. А вот что может пойти не так:

  • Неготовность инфраструктуры на стороне заказчика
  • Отсутствие подписанных документов с поставщиками услуг
  • Некорректно работающие внешние сервисы
  • Задержка платежей
  • Болезнь разработчиков и фаундеров
  • Увольнение ключевых сотрудников, которым предложили в 5 раз больше зарплату в офисе Гугла в Берлине
  • Пандемия и другая неведомая х... фигня, которая вылезла вообще невовремя

Таким образом мы видим, что цена в 10-20 млн рублей вполне реальна. Может быть доверить разработку профессионалам?

Как снизить расходы?

  1. Для начала - выбрать самые ключевые функции, без которых ваш продукт не взлетит и идти продавать уже на этапе MVP. Делать проект этапами, выводить его как можно раньше на рынок
  2. Измерять всё, что только сможете - сколько пользователей из какого канала к вам пришло, делать гипотезы, проверять их постоянно
  3. Изучить вашего клиента, сделать кастдев, познакомиться с конкурентами
  4. Придти к профессионалам, например к нам в Progress Engine, чтобы помогли с разработкой. Компании аутсорсеры обычно уже умеют гибко управлять ресурсами, чтобы снизить стоимость проекта
  5. Вывести проект в юрисдикцию, в которой комфортные налоги (мы в Progress Engine вывозим компании в Польшу, где комфортные налоговые условия, возможность получить ВНЖ для сотрудников и их семей ну и конечно же это Европа, где есть гранты, работает Stripe и много других плюсов - чуть позже я напишу отдельную статью на эту тему, также мы готовим проект, который позволит выбрать другие страны для релокации)

Гранты для стартапов

Как и обещал - немного скидок для стартапов

Если знаете что-то ещё, то присылайте в комментарии и я обновлю список.

Итог

Я очень надеюсь, что если вы задумали какой-то интересный проект, то он у нас обязательно получится. Если вы не знаете с чего начать - приходите к нам в Progress Engine и мы вам расскажем как реализовать его и на чём можно сэкономить без ущерба качеству и срокам.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Garvin

Бэкендер для лендинга - это как строка "прокатило" в том анекдоте

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Круто, что есть люди, знающие старые анекдоты. Но если бы эти люди знали о целях и задачах лендинга, то я бы не тратил время на разжёвывание прописных истин. Но ок, мне не сложно.

Целью лендинга является конверсия лида в платящего клиента. Существует ряд инструментов, позволяющих повысить конверсию, в деталях можно узнать на базовых курсах по маркетингу, например в Qacademy - если надо, дам промокод, сможете открыть для себя много нового. Конечно же есть лендинги на Тильде-Виксе и аналогах, для разработки которых не требуется бекендер, фронтендер, дизайнер и маркетолог. Это статические промо-страницы, сделанные по модели AIDA, PMPHS или подобных(есть разные мнения о том, насколько эти модели рабочие), они не учитывают канал привлечения, геолокацию, время суток и другие факторы, влияющие на конверсию. За все лендинг-платформы не скажу, но что-то я не припомню возможности на Тильде проводить полноценное A/B тестирование и создавать динамические лендинги. Если все, что ваш несомненно богатый опыт говорит, так это то, что А/В не нужно, конверсия значения не имеет и что любой проект можно собрать на битриксе-вордпрессе-тильде, то кто я такой, чтобы спорить с гуру?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Garvin

Вы же промокоды, геолокацию и пр. не каждый раз пилите, один раз сделали, потом для всех клиентов свои наработки используете, а продаёте как с нуля каждый раз

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Если бы вы занимались профессионально разработкой, то знали бы, что согласно договору исключительные права на весь исходный код, за исключением open source или приобретённых для проекта коммерческих компонентов, целиком и полностью передаются клиенту. Даже если к нам придут две конкурирующие компании, то мы не имеем права разработать один и тот же код один раз и дважды продать его - это во-первых неэтично, а во-вторых рискует вылиться в судебные тяжбы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Иногда знание матчасти немного ценнее, чем знание старых анекдотов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Ну ок, разработчиков с лендингов мы выгоним. Кто ещё подпадает под позицию «прокатило»? Может быть стоит избавиться от мобильных разработчиков и поищем какие-то конструкторы мобильных приложений, помнится когда-то давно был my-apps или что-то подобное? Или выгоним бэкендеров, ведь можно пойти путём no-code?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Ну и наверно не самый тактичный вопрос, но я всё-таки его задам. Можете показать что-то из реализованных вами проектов и рассказать о составе команды, сроках реализации и (если не под NDA) рассказать о фактической стоимости? Возможно я сейчас общаюсь с экспертом отрасли, у которого я смогу набраться опыта и в дальнейшем избежать подобной реакции на свои публикации

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Смешно. Если надумаете предоставить аргументированный ответ с разбором каждой цифры и предложите свою экономику - вэлкам, буду ждать. Но пока что я не увидел ни одного аргумента, подтверждённого своим или чужим опытом.

На заданные мной вопросы также не ответили, что однозначно характеризует отсутствие какой-либо экспертизы

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

1. Я правильно понимаю, что вы считаете, что слабовидящие и люди с инвалидностью должны воздержаться от использования ИТ-продуктов? Или им стоит вначале избавиться от инвалидности и только потом брать в руки смартфоны?
2. Да - в ряде случаев лендинги можно сделать и на Tilda/Wix/Squarespace, но у них есть свои ограничения. Если готовы к ним - без проблем, ресурсы разработки можно перебросить на другие компоненты, а сюда прибавить косты на тильдоделов - это от 50тр за одностраничный сайт на одном языке

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

Мне кажется или вы сейчас пытаетесь отказаться от своих слов, написанных в предыдущем комментарии?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev
Автор

И не стесняйтесь - перечислите ресурсы, от которых вы считаете необходимо отказаться. Я правильно понял, что начать стоит с фронтов и бекендеров? Всех выбрасываем или кого-то оставим?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Sovetnikov

Клиентам всегда говорите, что они платят за ваш офис и фаундеров? :) Дайте мне команду без офиса и фаундеров ...
Работа с возражениями по цене не доделана в общем.
Не дёшево всё не потому, что нельзя, а потому что клиент не может сделать дёшево. Ну нет у него сейчас команды, которая дёшево сделает, а команду собрать, настроить это уже много затратнее, за это клиент заплатит, но за фаундера? :)

Ответить
Развернуть ветку
yesYouStp

"Дайте мне команду без офиса и фаундеров ..." - а собрать её папа карло должен?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Sovetnikov

Правильно. Об этом и надо говорить клиенту. Тут главное не запнуться на том, что фаундер собрал команду. Надо развивать - какую дополнительную ценность клиенту несёт фаундер каждый день :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null