Расчёт стоимости разработки проекта for dummies

Наверняка многим знаком такой диалог

- Разработайте мне проект, на котором я буду зарабатывать деньги

- Хорошо, разработка будет стоить 10 миллионов рублей

- Слишком дорого, у меня есть только 100 тысяч рублей

Как владелец компании, которая занимается разработкой сложных продуктов, я неоднократно сталкиваюсь с такими запросами и иногда очень сложно объяснить клиентам почему разработка стоит таких денег. Давайте попробуем разобраться на примере абстрактного проекты сколько может реально стоить разработка продукта и какие есть риски.

Описание и состав проекта

Итак, двое молодых и предприимчивых фаундеров решают запустить проект Швюбер, благодаря которому вы могли бы найти швею для того, чтобы подшить брюки, зашить дыру в любимом пиджаке или, для совсем уж изысканных заказчиков, заказать вязку шарфа крючком.

Наши фаундеры - одеты неброско, но стильно и молодёжно

Путём несложного анализа мы понимаем, что в рамках проекта должны быть разработаны

  • Мобильное приложение для заказчика, две платформы - iOS и Android
  • Мобильное приложение для исполнителя, две платформы - iOS и Android
  • API Endpoint, чтобы принимать запросы от мобильных клиентов (для простоты сделаем один общий)
  • Landing для регистрации клиентов (пока не будем делать 100500 лендингов под каждую аудиторию)
  • Landing для регистрации исполнителей
  • Админка для управления пользователями, объявлениями, тикетами, просмотра статистики и прочих полезных штук

Мы пойдём путём mobile first (ну всё-таки это абстрактный проект в вакууме), хотя если честно я бы добавил веб-версию для заказчиков и исполнителей.

Также мы понимаем, что нам надо как минимум интегрироваться с

  • Платёжной системой
  • Системами аналитики (amplitude/mixpanel/ga) и разметить все экраны
  • Системами контроля крэшей и производительности (AppSignal/NewRelic/Bugsnag/Rollbar)

А ещё

  • Подготовить проект для возможности использования нескольких языков
  • SEO/ASO оптимизацию, а также стратегии продвижения
  • Оптимизировать для слабовидящих и людей с инвалидностью
  • Настроить сервера
  • Подготовить документы для GDPR, CCPA и так далее
  • Завести аккаунты в сторах, выложить приложения и общаться с review team

В общем как видите - работы много и это даже не полный список того, что надо сделать в процессе работы над проектом, чтобы он радовал пользователей и приносил хоть немного прибыли владельцам.

Считаем необходимые ресурсы - деньги и время

Независимо от того, будет ли это inhouse-команда или фаундеры решат привлечь аутсорсеров или взять людей на аутстафф, нам понадобятся следующие роли

  • Мобильный разработчик - минимум по 1 человеку на разработку каждого мобильного клиента, минимум 2-4 человека (ниже напишу почему так)
  • Backend разработчик - минимум по 1 на API, админку и 1 на 2 лендинга
  • Frontend разработчик - на лендинги и админку. Для экономии средств я бы предложил использовать монолитное приложение, а не SPA, но кто-то может не согласиться
  • Тестировщик - хотя бы 1
  • Дизайнер - 1
  • UX - 1
  • Аналитик / продукт (при желании его еще можно нагрузить написанием документации, "всё равно он ничего не делает") - 1
  • Менеджер проекта - 1
  • Юрист - 1
  • DevOps - 1 (но можно заставить бекендеров деплоить и поддерживать код самим, всё равно этот проект простой /sarcasm mode off)

Также есть расходы на офисных сотрудников:

  • гендиректору (самому бесполезному человеку в компании, на которого всегда можно свалить все проблемы)
  • операционный и финансовый директора (иногда это один человек)
  • директор по маркетингу и маркетологи (иногда это один человек)
  • бухгалтер

Это только роли, про затраты мы поговорим потом.

У нас есть возможность сэкономить на разработке мобильных приложений - использовать не нативную разработку, а кросс-платформенные решения типа ReactNative или Flutter (кстати мы в Progress Engine сейчас это успешно практикуем для наших клиентов) и поэтому я указал диапазон от 2 (реакт-нативщиков) до 4 (2 iOS и 2 Android) человек.

Чтобы продукт получился достойного качества - у нас должны быть профессионалы в команде, а их зарплата обычно начинается от 120-150к, даже в регионах. Таким образом, команда из 13 человек (экономим - делаем на кросс-платформе) сжигает при зарплатах в 150к сумму почти 2 миллиона (1.95млн) рублей в месяц. Если они оформлены по ТК РФ, то эта сумма превращается примерно в 2 788 500 рублей. Обратите внимание - в месяц! И это только команда, которая отвечает за продакшн.

Офисная команда (она в любом случае есть - ведь наши фаундеры тоже должны получать зарплату) вам обойдётся примерно в 750к (по 200тр директора и 150 бухгалтер) или 1 072 500, если оформлять их по ТК РФ

Если у вас inhouse-команда, то вы будете им платить зарплату независимо от того, есть у вас для них работа или нет. Аутсорсерам в этом плане проще, они могут перебрасывать ресурсы между проектами, когда нет работы на каком-то из проектов, но у тут другая проблема - если сотрудника перевели на другой проект, то возможна задержка с возвратом его на старый проект.

Итого ФОТ составляет

2 700 000 - если не по ТК РФ

3 861 000 - если по ТК РФ

Но компания же не может работать только за зарплату, давайте посмотрим какие еще есть у неё статьи расходов

  • Налоги. Мы будем считать УСН, поскольку у нас всё-таки стартап, а это 6% от всех входящих платежей или минимум 2% если мы на УСН-15 и все поступления списываем в расход
  • Офис. Ну сейчас это не настолько актуально, но для команды он будет стоить в обычное время 200тр в месяц
  • Лицензии на ПО - тут можно сэкономить, я приведу немного ссылок в конце статьи. У нас в среднем выходит около 100тр в месяц
  • Деньги на развитие (или в девиденды) и в стабилизационный фонд - минимум 25%

Надеюсь ничего не забыл. Я конечно не стал считать закупку ноутбуков и тестового оборудования, предполагаем, что они и так есть.

Таким образом наша сумма увеличивается

3 975 000 - если не по ТК РФ

5 513 325 - если по ТК РФ

Обращаю особое внимание - это сумма в месяц!!!

Теперь давайте поговорим о времени реализации проекта.

Проект в среднем идёт 4-6 месяцев. Разумеется - это в идеальных условиях. А вот что может пойти не так:

  • Неготовность инфраструктуры на стороне заказчика
  • Отсутствие подписанных документов с поставщиками услуг
  • Некорректно работающие внешние сервисы
  • Задержка платежей
  • Болезнь разработчиков и фаундеров
  • Увольнение ключевых сотрудников, которым предложили в 5 раз больше зарплату в офисе Гугла в Берлине
  • Пандемия и другая неведомая х... фигня, которая вылезла вообще невовремя

Таким образом мы видим, что цена в 10-20 млн рублей вполне реальна. Может быть доверить разработку профессионалам?

Как снизить расходы?

  1. Для начала - выбрать самые ключевые функции, без которых ваш продукт не взлетит и идти продавать уже на этапе MVP. Делать проект этапами, выводить его как можно раньше на рынок
  2. Измерять всё, что только сможете - сколько пользователей из какого канала к вам пришло, делать гипотезы, проверять их постоянно
  3. Изучить вашего клиента, сделать кастдев, познакомиться с конкурентами
  4. Придти к профессионалам, например к нам в Progress Engine, чтобы помогли с разработкой. Компании аутсорсеры обычно уже умеют гибко управлять ресурсами, чтобы снизить стоимость проекта
  5. Вывести проект в юрисдикцию, в которой комфортные налоги (мы в Progress Engine вывозим компании в Польшу, где комфортные налоговые условия, возможность получить ВНЖ для сотрудников и их семей ну и конечно же это Европа, где есть гранты, работает Stripe и много других плюсов - чуть позже я напишу отдельную статью на эту тему, также мы готовим проект, который позволит выбрать другие страны для релокации)

Гранты для стартапов

Как и обещал - немного скидок для стартапов

Если знаете что-то ещё, то присылайте в комментарии и я обновлю список.

Итог

Я очень надеюсь, что если вы задумали какой-то интересный проект, то он у нас обязательно получится. Если вы не знаете с чего начать - приходите к нам в Progress Engine и мы вам расскажем как реализовать его и на чём можно сэкономить без ущерба качеству и срокам.

{ "author_name": "Alexey Poimtsev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 9, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 185109, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 09 Dec 2020 17:35:02 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

До чего же отвратительное содержание у статьи. Насколько все притянули за уши что пиздец. Начиная от фронтендеров и бэкендеров которые должны работать над ЛЕНДИНГОМ и заканчивая оптимизацией для слабовидящих людей. Просто омерзительно, не позорьтесь, впаривать такое на серьезных щах даже 1 апреля нельзя

Ответить
5

Бэкендер для лендинга - это как строка "прокатило" в том анекдоте

Ответить
0

Круто, что есть люди, знающие старые анекдоты. Но если бы эти люди знали о целях и задачах лендинга, то я бы не тратил время на разжёвывание прописных истин. Но ок, мне не сложно.

Целью лендинга является конверсия лида в платящего клиента. Существует ряд инструментов, позволяющих повысить конверсию, в деталях можно узнать на базовых курсах по маркетингу, например в Qacademy - если надо, дам промокод, сможете открыть для себя много нового. Конечно же есть лендинги на Тильде-Виксе и аналогах, для разработки которых не требуется бекендер, фронтендер, дизайнер и маркетолог. Это статические промо-страницы, сделанные по модели AIDA, PMPHS или подобных(есть разные мнения о том, насколько эти модели рабочие), они не учитывают канал привлечения, геолокацию, время суток и другие факторы, влияющие на конверсию. За все лендинг-платформы не скажу, но что-то я не припомню возможности на Тильде проводить полноценное A/B тестирование и создавать динамические лендинги. Если все, что ваш несомненно богатый опыт говорит, так это то, что А/В не нужно, конверсия значения не имеет и что любой проект можно собрать на битриксе-вордпрессе-тильде, то кто я такой, чтобы спорить с гуру?

Ответить
–1

Вы же промокоды, геолокацию и пр. не каждый раз пилите, один раз сделали, потом для всех клиентов свои наработки используете, а продаёте как с нуля каждый раз

Ответить
1

Если бы вы занимались профессионально разработкой, то знали бы, что согласно договору исключительные права на весь исходный код, за исключением open source или приобретённых для проекта коммерческих компонентов, целиком и полностью передаются клиенту. Даже если к нам придут две конкурирующие компании, то мы не имеем права разработать один и тот же код один раз и дважды продать его - это во-первых неэтично, а во-вторых рискует вылиться в судебные тяжбы.

Ответить
0

Лучше и не скажешь)

Ответить
0

Ну ок, разработчиков с лендингов мы выгоним. Кто ещё подпадает под позицию «прокатило»? Может быть стоит избавиться от мобильных разработчиков и поищем какие-то конструкторы мобильных приложений, помнится когда-то давно был my-apps или что-то подобное? Или выгоним бэкендеров, ведь можно пойти путём no-code?

Ответить
0

Ну и наверно не самый тактичный вопрос, но я всё-таки его задам. Можете показать что-то из реализованных вами проектов и рассказать о составе команды, сроках реализации и (если не под NDA) рассказать о фактической стоимости? Возможно я сейчас общаюсь с экспертом отрасли, у которого я смогу набраться опыта и в дальнейшем избежать подобной реакции на свои публикации

Ответить
4

Алексей, я вижу вас сильно задел мой комментарий, я этого не хотел. То что вы впариваете клиентам то, что им не нужно, это нормально для бизнеса, но об этом нельзя говорить открыто, как сделали вы своей статьей. Ваша статья - самодискредитация. То что компании впаривают мамонтам всякую дичь - это нормально, об этом всем известно. Вы же пытаетесь на площадке, где средний iq выше среднего по больнице, рассказывать о том, как вы впариваете дичь своим клиентам. Какой реакции вы ожидаете? Это риторический вопрос, на этом предлагаю закончить обсуждение.

Ответить
0

Смешно. Если надумаете предоставить аргументированный ответ с разбором каждой цифры и предложите свою экономику - вэлкам, буду ждать. Но пока что я не увидел ни одного аргумента, подтверждённого своим или чужим опытом.

На заданные мной вопросы также не ответили, что однозначно характеризует отсутствие какой-либо экспертизы

Ответить
0

1. Я правильно понимаю, что вы считаете, что слабовидящие и люди с инвалидностью должны воздержаться от использования ИТ-продуктов? Или им стоит вначале избавиться от инвалидности и только потом брать в руки смартфоны?
2. Да - в ряде случаев лендинги можно сделать и на Tilda/Wix/Squarespace, но у них есть свои ограничения. Если готовы к ним - без проблем, ресурсы разработки можно перебросить на другие компоненты, а сюда прибавить косты на тильдоделов - это от 50тр за одностраничный сайт на одном языке

Ответить
0

Надеюсь, что вы просто тролль, потому что я отказываюсь верить, что-то кто-то на полном серьезе может писать то, что вы пишете

Ответить
0

Мне кажется или вы сейчас пытаетесь отказаться от своих слов, написанных в предыдущем комментарии?

Ответить
0

И не стесняйтесь - перечислите ресурсы, от которых вы считаете необходимо отказаться. Я правильно понял, что начать стоит с фронтов и бекендеров? Всех выбрасываем или кого-то оставим?

Ответить
0

Клиентам всегда говорите, что они платят за ваш офис и фаундеров? :) Дайте мне команду без офиса и фаундеров ...
Работа с возражениями по цене не доделана в общем.
Не дёшево всё не потому, что нельзя, а потому что клиент не может сделать дёшево. Ну нет у него сейчас команды, которая дёшево сделает, а команду собрать, настроить это уже много затратнее, за это клиент заплатит, но за фаундера? :)

Ответить
0

"Дайте мне команду без офиса и фаундеров ..." - а собрать её папа карло должен?

Ответить
1

Правильно. Об этом и надо говорить клиенту. Тут главное не запнуться на том, что фаундер собрал команду. Надо развивать - какую дополнительную ценность клиенту несёт фаундер каждый день :)

Ответить

Комментарии

null