Разработка приложений на Bubble своими руками: инструкция по выживанию. Часть 1

Давайте начистоту. Хайповые темы притягивают к себе информацию похлеще любого магнита. Противоречивую в том числе. Bubble не стал ни исключением из этого правила, ни волшебной таблеткой от всех бед. “Посмотрел несколько видеоуроков и выкатил через месяц полноценный клон Airbnb” здесь не пройдет.

Каждый день мы получаем огромное количество вопросов от фрилансеров, которые хотят освоить визуальное программирование, от заказчиков, которые ищут опытных #nocode разработчиков, и от стартаперов, которые делают продукт для себя и учатся в процессе.

На что на самом деле способен Bubble? Как много времени займет создание приложения #безкода ? Сколько это стоит? Сегодня я постараюсь не только ответить на эти вопросы, но и развенчать самые популярные мифы о разработке на Bubble.

Можно ли создать крутой продукт в одиночку?

Минутка статистики: больше 50% клиентов Skillum Production начинали делать приложение своими силами. Это не значит, что о самостоятельной разработке лучше сразу забыть. Но и без минимальных технических знаний и навыков вам тоже не обойтись.

Что влияет на сроки при самостоятельной разработке?

  • Четкое видение итогового продукта. Часто процесс стопорится из-за банального непонимания, что же в итоге должно получиться.
  • Способность отличить UX от UI. Внешность, конечно, не главное, но важно иметь визуальное представление того, как будет выглядеть приложение, еще до старта разработки.
  • Понимание бизнес-процессов. То есть умение предугадывать пользовательскую логику и прописывать путь, по которому будет следовать ваш клиент.
  • Знание технологий. Не обязательно быть инженером, но опыт работы с Figma, Wix или любым другим конструктором сайтов лишним точно не будет.
  • Технические навыки. Минимальные знания программирования или верстки однозначно пойдут только в плюс.

Когда мы начинали, то просить помощи было просто не у кого. Сейчас информации более чем достаточно, но! Из 750+ студентов, которые записались на наш бесплатный курс по разработке на Bubble, только 7-10% смогли пройти его до конца.

Это не значит, что он суперсложный и требует, чтобы вы были Илоном Маском на минималках. Не хватает банального – мотивации. Да, есть чаты и форумы, где можно проконсультироваться не просто с коллегами, а с реальными практиками. Но тем не менее, без этих 5 компонентов довести продукт до финишной прямой практически нереально.

Часто проблемы начинаются с момента, когда дело доходит до интеграции, подключения платежной системы или настройки плагина. И это стандартная ситуация – нужно просто набить руку. Если вас пугают только такие точечные вопросы, но в целом вы считаете, что справитесь, тогда вперед. А в сложных случаях всегда можно обратиться за помощью к опытным и “бородатым”.

Что влияет на сроки при разработке на заказ?

Фактор №1. Хотите получить в итоге качественный продукт? Тогда добро пожаловать в веселый (на самом деле нет) мир согласований, обсуждений и уточнений. Для простоты восприятия предлагаю назвать все эти процессы серьезным подготовительным этапом.

Я сейчас не говорю о проверке гипотез или кастдевах, то есть обо всем, о чем в принципе нужно подумать перед тем, как приступать к созданию приложения. Но будьте готовы к тому, что вам в любом случае придется описать хотя бы минимальные бизнес-требования или пользовательский путь, который позволит разработчикам понять, в каком направлении двигаться.

И нет “Нам нужна система дистанционного обучения с тестами” или “Все должно быть как у LinkedIn, только с перламутровыми кнопками” – это не техническое задание!

Фактор №2. В 80% случаев все сводится к работе над ошибками. Чужими ошибками. Например, в приложении, на которое у стартапера ушло несколько месяцев, может быть все настолько запутано, что гораздо проще его снести и построить с нуля.

Разобраться в уже существующей структуре и базе в разы сложнее, поэтому на доработку чужого продукта уходит гораздо больше времени, чем на создание нового.

Фактор №3. В идеале, конечно, когда у вас есть не только ТЗ, но еще и макеты. Без четкого видения проекта процесс затягивается, а значит и выходит на порядок дороже. Любой разработчик вам скажет, что лучше косой-кривой набросок ручкой на листике, чем никакого мокапа вообще.

Фактор №4. В Skillum над приложением работает команда дизайнеров, копирайтеров и продуктологов. Можно ли обойтись без нее и делать все самому? Да, можно. Но здесь уже вопрос в другом: вы уверены, что экономите на привлечении сторонних специалистов, а не на качестве продукта?

Фактор №5. Опыт, опыт и еще раз опыт. Последние полгода меня просто преследуют баннеры из серии “переходи по ссылке и мы сделаем из тебя гуру Bubble всего за 10 дней”. Но что на деле? Я встречала людей, у которых получилось освоить визуальное программирование за такой короткий срок, но это скорее исключение, чем правило. Обычно как минимум 2 месяца уходит на создание того, что можно назвать хотя бы MVP.

Чтобы базово разобраться, наверстать страницы, настроить переходы и какую-то простейшую логику, 2-3 недель вполне достаточно. Но если речь идет о серьезном продукте – CRM-системе, маркетплейсе или каталоге курсов – то на начальном этапе такой срок будет, мягко говоря, оптимистичным.

Посмотреть, на что способен сервис на практике, можно на витрине Bubble или же в нашем портфолио, где подробно описан каждый кейс и проблемы, с которыми мы сталкивались в процессе разработки.

У фрилансера с опытом от полугода и выше на создание приложения может уйти от 1 до 3 месяцев. Я сейчас говорю о разработке с нуля, когда шаблонные решения не подходят. А за 10 дней у вас может получиться разве что простенький интернет-магазин, не больше.

При разработке своими руками сроки увеличатся в 2, 3, а то и 4 раза. Если вы готовы к такому варианту развития событий, тогда почему бы и нет, попробовать стоит! Но когда вы понимаете, что нет, дальше не тяну, не хочу, непонятно, то проще сразу обратиться за помощью к фрилансерам или агентствам, которые сэкономят вам время и нервы.

Оплата за проект или почасовой рейт?

Как рассчитать итоговую стоимость – это самый популярный вопрос, который мы слышим и от разработчиков, и от заказчиков. Почасовая оплата? Или оценка всего проекта? А может возможны еще какие-то варианты?

У нас, например, есть четкое разделение. Если клиент приходит с понятным техзаданием, где мы в принципе можем увидеть весь объем работ, необходимые плагины и интеграции, то берем оплату за проект. Форс-мажоры, конечно, имеют место быть, но это в том случае, если вы захотите что-то свыше изначально оговоренного техзадания. Это выгодно и заказчику, потому что он четко понимает, на какой бюджет рассчитывать.

Если говорить о масштабировании, то здесь тоже вполне реально оценить проект целиком. Возьмем хотя бы интернет-магазин. Клиент хочет прикрутить к нему дополнительную платежную систему или настроить еще одну роль, а значит у нас есть четко прописанные задачи. Таким образом, мы сразу же просчитываем временные затраты и озвучиваем итоговую сумму.

Что касается доработок, то здесь такая политика уже не пройдет. На этом обжигались многие разработчики, потому что даже проведя предварительный аудит и выявив баги, очень тяжело оценить, сколько времени на самом деле займет задача.

Мы говорим, что стоимость будет, условно, 50 $ в час и займет 30-40 часов, а в результате тратим 70-80. Это риски и для заказчика, потому что он понимает, что озвученная сумма не равна той, которая выйдет по итогу, и для разработчика, который может остаться без оплаты за дополнительные часы.

Поэтому мы просчитываем ориентировочное время, но с оговоркой, что если что-то добавится, то сумма будет выше. Наша команда работает по такой схеме – это удобно. В случае, когда нужно исправлять ошибки, все точно так же. Мы заранее предупреждаем, что это, на первый взгляд, займет 5-7 часов, но может быть и больше.

Недавно мы проводили опрос, в результате которого выяснилось, что примерная ставка визуального программиста – от 30 до 70 $ в час. Но, конечно же, все зависит и навыков разработчика. Стоимость проекта может колебаться от 3000 до 10 000 $. Каждый случай уникален: встречаются заказы и за 500 $, и за 15 000 $, но средняя температура по палате в Skillum именно такая.

Наше дело – поделиться опытом, но воспользоваться им или нет решать только вам. В любом случае помните: то, что вас не убивает, пополняет ваше портфолио. Ну а о том, какой тариф выбрать, где учиться и как решать “нерешаемые” задачи, читайте во второй части статьи.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Артем Жегалин
Недавно мы проводили опрос, в результате которого выяснилось, что примерная ставка визуального программиста – от 30 до 70 $ в час.

Хороший бабблер (нет топовый) берет от 80$. За 50$ работают условные индусы и новички на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Лаврова
Автор

Этот опрос был в рунете, пока у нас 90% новички и если кто-то берет 80$ можно смело потребовать доказательство опыта)
Если говорить о западном рынке, то вы совершенно правы в среднем 100$+

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Лаврова
Автор

Да, основной плюс это скорость разработки, а соответственно возможность запустить проект и вносить изменения, получая обратную связь от рынка, в разы быстрее. Что касается ставки, баббл разработчик за час времени делает гораздо больше, чем разработчик на коде и итоговый продукт в любом случае, стоит значительно дешевле.  При этом, баббл стремительно развивается и сейчас спокойно выдерживает нагрузку в десятки тысяч пользователей как минимум, а на тарифе для высоко-нагруженных систем и до сотен тысяч.
Если интересно, об этом подробней написала моя коллега, в продолжении статьи

Ответить
Развернуть ветку
Say Fiev

з

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Владимирович

сайты у вас страшные, за это нельзя платить деньги

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда