IT-инфраструктура для бизнеса и творчества
Разработка
Not Boring Tech

Придет ли No-code на смену программистам? Интервью с соосновательницей Smartful Studio Екатериной Илюшкиной

Время прочтения статьи: 7 минут

Екатерина Илюшкина

Вокруг движения No-code немало споров: на рынке digital все еще бытует стойкое мнение, что сделать сложный веб-проект в конструкторе, без участия разработчика, практически невозможно. Но у Екатерины Илюшкиной, соосновательницы Smartful Studio, на этот счет другое мнение. Екатерина — сторонница движения No-code, и в ее портфолио не один кейс по созданию сложных сайтов с помощью различных конструкторов.

Екатерина Илюшкина — UI/UX-дизайнер и специалист по оптимизации и развитию веб-проектов. За плечами более 11 лет в интернет-маркетинге, более 500 проектов для крупного и очень крупного бизнеса. Сегодня ее опыту и компетенциям команды Smartful Studio доверяют такие корпорации, как Аэрофлот, Roca, ISTOBAL.

Итак, будем ли мы свидетелями «битвы титанов» в ближайшем будущем — CMS (Content management system) против No-code? Читайте и делитесь мнениями.

— Екатерина, вы занимаетесь No-code разработкой. Что это такое?

— Последние 5–7 лет в диджитал четко видны тенденции к упрощению, удешевлению и автоматизации бизнес-процессов, рекламы, маркетинга. Разработка сайтов — не исключение.

No-code, или Zero-code, – разработка веб-ресурсов без участия программиста. Грубо говоря, любой человек, умеющий пользоваться компьютером, может зайти в сервис-конструктор и собрать свой сайт из предложенной библиотеки блоков, подключить к нему CRM, поставить счётчики веб-аналитики и запустить бизнес в Сети.

— Почему вас заинтересовал именно этот вариант создания сайтов?

— Во-первых, растет его востребованность на рынке. События прошлого года (уже не будем пояснять какие) подстегнули интерес бизнеса к No-code решениям. Многим компаниям пришлось срочно переводить деятельность в онлайн. Именно тогда на первый план для бизнеса вышли сроки создания сайтов, причем массово. Потеря каждого дня грозила потерей клиентов, а то и крахом всего предприятия. А No-code колоссально сокращает время на создание сайта — в среднем, с 6 месяцев до 3 недель.

И, соответственно, стоимость разработки и поддержки также в разы ниже. Клиент быстро получает отличный продукт, которым он или его менеджеры могут самостоятельно управлять.

Во-вторых, ресурс, собранный на конструкторе, даже проще продвигать в интернете, чем классический вариант на CMS. Более 5 лет я проработала в крупном диджитал-агентстве: прошла все стадии роста от начинающего SEO-специалиста до продакт-менеджера. И на практике ощутила, как сильно влияют на результат продвижения сроки работы с кодом. А ведь при оптимизации сайта доработки неизбежны.

Одним из ярких примеров в практике Smartful, был сайт компании, занимающейся изготовлением стендов для строительных магазинов и выставок (клиент под NDA). Заказчик пришел с задачей: срочно потребовался качественный, привлекательный сайт-портфолио. Также клиент планировал заменить им существующий ресурс на самописной CMS, в который ему было сложно вносить изменения, а пользоваться постоянной поддержкой невыгодно.

Сайт разработали с использованием платформы Tilda. Сразу разместили на нем весь необходимый функционал для сбора и обработки заявок, настроили каталог — все это удалось разместить на одной странице. Сайт стартовал через месяц. Еще 1,5 месяца потребовалось на основные работы по SEO и вывод ресурса в топ-10 Яндекса и Google по запросу «изготовление стендов»: с сайта начали приходить новые клиенты и начался рост заказов. Таким образом для старта продаж в интернете с нового ресурса понадобилось 2,5 месяца. Позже заказчик вернулся к нам уже на развитие сайта с новым пулом запросов, чтобы привлечь больше новых клиентов.

Такие кейсы у нас не единичны: из практики собственной компании, я вижу, как сокращается время и стоимость продвижения, если сайт сделан при помощи технологии No-code. Все манипуляции можно сделать быстро и порой даже самостоятельно, не привлекая контент-менеджера или разработчика.

— И все-таки предприниматели обращаются к вам за сайтами. Почему, если все можно сделать самостоятельно?

— Любым инструментом, даже самым продвинутым, нужно уметь пользоваться. Даже в конструкторе нельзя собирать сайт наобум. Важно грамотно выстроить структуру страниц и учесть все точки взаимодействия с посетителями сайта.

У меня большой бэкграунд в интернет-маркетинге: кроме SEO мне знакома разработка рекламных стратегий, исследование и анализ рынка, разработка решений для лидогенерации и увеличения продаж, с 2020 года развиваюсь в сфере UI/UX дизайна. И, конечно, стараюсь обучать команду, так как весь этот растущий багаж знаний мы применяем при разработке и продвижении сайтов.

Не у каждого владельца бизнеса найдется время (и желание) изучать все это, чтобы самому сделать ресурс. Поэтому каждый занимается тем, что делает лучше всего: предприниматели руководят компаниями, а мы за короткие сроки создаем для них качественные ресурсы под самые разные цели. Все в плюсе.

— На рынке сейчас достаточно No-code разработчиков? Есть ли место для новичков этом деле?

— Сейчас эта сфера активно развивается, и я вижу большой ажиотаж вокруг курсов по созданию веб-сайтов на платформах. Я бы даже сказала, что сейчас дефицит грамотных специалистов в No-code, которые могут использовать весь потенциал платформы.

Почему сфера активно развивается? Владельцы бизнеса и маркетологи начали тщательно следить за своими интернет-кампаниями, подключать сквозную аналитику и CRM системы для отслеживания внутренних процессов предприятия. Это стало доступно для любого бизнеса, хотя раньше это могли позволить только единицы — в основном, крупные компании.

Я думаю, что место новичкам всегда найдется в любой сфере, тем более спрос на это сейчас только растет и рынок быстро развивается в этом направлении. Главное — не останавливаться. Как в спорте: проще снаряда, чем мяч, сложно придумать. Гонять его по полю может кто угодно, а великими футболистами становятся лишь единицы. Так что сегодня и у новичков в No-code есть все шансы стать востребованными экспертами и успешно зарабатывать.

— Как думаете, когда ждать бума этого движения?

— Бум идет уже сейчас. Я считаю, что большой толчок в развитие принёс прошлый год и локдаун. Сейчас мы находимся на самом пике: в разработку No-code платформ вкладываются миллионы долларов, а существующие конструкторы непрерывно обрастают новым функционалом. И даже для малого бизнеса разработка стала доступна, хотя ранее она стоила неподъемных для них денег.

— Тогда что, по-вашему, ожидает программистов? Неужели рынок перестанет в них нуждаться?

— Думаю, что разработчикам, имеющим дело с CMS, беспокоиться не нужно. Им, по всем прогнозам, достанется «все самое вкусное» — сложные, многозадачные и многоуровневые проекты. Кроме того, не каждый стартап начинается с сайта. Бизнес растет, меняется — меняется и его «резиденция» в онлайне: от сообщества в соцсети до многостраничного веб-ресурса со сложным функционалом. А в середине этого пути есть место и лендингам, и простеньким сайтам-визиткам, вполне достаточным для того, чтобы заявить о себе аудитории, быстро запустить на рынок, провести тест, проверить гипотезу. Для этих целей вполне достаточно возможностей No-code платформ.

И потом, идеальных решений, обладающих сплошными плюсами не существует.

У No-code есть, конечно, и ряд минусов:

  • No-code не подойдет для масштабных проектов, где регулярно будет происходить рост страниц и посетителей. В этом случае придётся оплачивать либо высокие тарифы в конструкторах (и дешевле уже будет разработать самим), либо выбранная платформа не обладает нужными ресурсами для поддержки большого числа страниц и посетителей.

  • Не шаблонные решения. В этом случае No-code тоже может не подойти, так как чаще всего предлагается использовать уже готовые шаблоны, которые можно минимально изменить при помощи настроек. В этом случае уже понадобится внедрять внешний код в проект с помощью конструктора, что может повысить стоимость создания сайта или приложения.

Поэтому сейчас на стыке No-code и классической разработки набирает популярность еще одна тенденция — Low-code. Это категория конструкторов сайтов и приложений, которая предполагает минимальное вмешательство программиста. Такие платформы, с одной стороны, помогают сильно ускорить и упростить разработку, избавляют от части процессов, но все-таки требуют навыков разработки, а иногда — даже целой команды программистов.

Так что битвы титанов на рынке разработки мы не увидим, и без работы никто не останется. Если уж на то пошло, стоит слегка опасаться развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения: уже существуют проекты, где алгоритмы заменяют целую команду разработки.

И да, кто-то же должен должен создавать подобные платформы. Хотя я не исключаю, что в скором будущем может появиться платформа по созданию No-code конструкторов.

Интервью взял Василий Степанов, автор Telegram-канала «Not Boring Tech». Там я пишу на темы, связанные с современными технологиями и программированием. Например, рассказываю про ИИ, машинное обучение, VR и многое другое:

23.04.2021

{ "author_name": "Not Boring Tech", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 0, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 238062, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Apr 2021 23:02:12 +0300", "is_special": false }
(function () { let cdnUrl = `https://specialsf378ef5-a.akamaihd.net/SelectelBranding/images/` let previousArticleNumber = null let currentArticleNumber = 0 let platform = 'Desktop' let articles = [ // { // name: 'camera', // url: `${cdnUrl}CameraCat`, // text: 'умную камеру для\u00A0наблюдения за\u00A0котиками', // link: '1', // num: 3 // }, { name: 'chill', url: `${cdnUrl}ChillCat`, text: 'трекер, который подскажет, когда пора отдохнуть', link: 'https://vc.ru/promo/288561-eye-tracker', num: 1 }, { name: 'cloud', url: `${cdnUrl}CloudCat`, text: 'котика: даёшь ему «пять», а\u00A0он делает бэкап в облако', link: 'https://vc.ru/dev/294799-maneki-neko', num: 2 } ] let buttonCycle = document.querySelector('.button--cycle') let buttonChoose = document.querySelector('.button--choose') let buttonMobile = document.querySelector('.button--mobile') let textField = document.querySelector('.selectel-footer-subtitle') let imageAgent = document.querySelector('.image--agent') let banner = document.querySelector('.selectel-footer') buttonCycle.addEventListener('click', cycleClick) buttonChoose.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) buttonMobile.addEventListener('click', () => sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Left`, 'Click')) let media = window.matchMedia("(max-width: 570px)") media.addEventListener('change', matchMedia) function matchMedia() { if (media.matches) { platform = 'Mobile' } else { platform = 'Desktop' } update() } matchMedia() function cycleClick(event) { sendEvent(`Promo ${articles[currentArticleNumber].num} Right`, 'Click') if (event) { event.preventDefault() event.stopPropagation() } window.open('https://vc.ru/tag/selectelDIY', '_blank') //cycle(event) } function cycle(event) { // incrementArticleNumber() textField.innerHTML = generatedText() imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg?3' imageAgent.setAttribute("class", "") imageAgent.classList.add('image--agent', articles[currentArticleNumber].name) banner.href = articles[currentArticleNumber].link } function update() { banner.href = articles[currentArticleNumber].link imageAgent.src = articles[currentArticleNumber].url + platform + '.svg' textField.innerHTML = generatedText() } function incrementArticleNumber() { previousArticleNumber = currentArticleNumber if (currentArticleNumber >= articles.length - 1) { currentArticleNumber = 0 } else { currentArticleNumber++ } } const sendEvent = (label, action = 'Click') => { const value = `SelectelDIY — loc: Footer — ${label} — ${action}`; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } }; function generatedText() { let defaultText if (platform === 'Desktop') { defaultText = `Мы тут собрали %text%. Хотите научим?` } else { defaultText = `Мы тут собрали %text%.` } return defaultText.replace('%text%', articles[currentArticleNumber].text) } function getRandom(min, max) { min = Math.ceil(min) max = Math.floor(max) return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min } (function create() { currentArticleNumber = getRandom(0, articles.length - 1) cycle() let page = document.querySelector('.page--entry') if (page) { function insertAfter() { let parents = page.querySelectorAll('[data-id="7"]') let referenceNode = parents[0] referenceNode.parentNode.insertBefore(banner, referenceNode.nextSibling); loaded() } setTimeout(() => insertAfter(), 0) } }()) function loaded() { banner.classList.add('loaded') } loadImages([ `${cdnUrl}CameraCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}ChillCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CloudCatDesktop.svg`, `${cdnUrl}CameraCatMobile.svg`, `${cdnUrl}ChillCatMobile.svg`, `${cdnUrl}CloudCatMobile.svg?3`, ]) function loadImages(urls) { return Promise.all(urls.map(function (url) { return new Promise(function (resolve) { var img = document.createElement('img'); img.onload = resolve; img.onerror = resolve; img.src = url; }); })); } }())
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

А эти поделки не программисты делают? Тоже ноукодеры?

9

Полностью согласен, что на сегодняшний день платформы спасают время и деньги, особенно, когда нужно что-то быстро протестировать. Например новую бизнес-идею.

2

Ключевое слово "сложный".

1

11 лет, 500 проектов -
11 лет * 12 мес. * 22 дня / 500 = чуть менее 6 рабочих дней на проект
Довольно специфичный опыт...
Вероятно, при таких проектах действительно не требуется программировать

2

Я ваще не понимаю почему разрабы беспокоятся. Зачем им заниматься этой мелочью если можно сразу делать крупняк. Они не вымрут, так как только разрабы делают подобные конструкторы. +Им стоит радоваться, что так происходит. Только по той причине, что дизайнеры-фрилансеры будут заниматься этой ху*ей, а они делать классные и крупные проекты. Напрячься стоит новичкам я так думаю. Я сам недавно начал изучение кода. Мне как дизайнеру стал интересен мир кода. 

1

Да и так странно наблюдать когда многим разрабам говоришь про конструкторы, то они бесятся. Типа грязный код, грязный код. Что это значит фиг знает. Это как дизы говорят. Типа его проекты ховно. А почему ховно, то только и слышна вкусовщина. Здесь я думаю все тоже самое. 

Спрашиваешь разрабов код как-то влияет на поисковую выдачу? Говорят - нет. Сайт же работает и пользователи оставляют заявку и все ок. Для бизнеса и небольших проектов - это именно, то что нужно. Вам же проще, что клиент вас не долбит и типа тут поправь, тут и тд. Он сам правит или правит дизайнер, или менеджер, или маркетолог. 

Некоторые разрабы наоборот рады. Они больше не будут заниматься этой ху*ей. Все это ховно будут делать дизы на Тильде) А им остается только крупняк и сладенькое. 

+Не вымрут разрабы. Всегда будет крупняк. Единственно, что изменит, если придумают конструктор по типу Тильды, который будет использоваться в крупных сервисах или маркетах. Только тогда разрабы сократятся. Но одновременно сократятся и дизы. Так как дизайнер и разраб - это два незаменимых лица. Ну и конечно отдел продаж и маркетинга. Но чаще коммуницируют вместе - это разраб и дизайнер.

1

"Во-вторых, ресурс, собранный на конструкторе, даже проще продвигать в интернете, чем классический вариант на CMS" - что ты несёшь? Эти конструкторы ужасны, страницы могут весить по 10-20 мб, а что касается продвижение под поисковики вообще можно забыть.

–3

Ну всегда можно использовать svg файлы и использовать сервисы по сжатию фотографий. Часто страницы грузятся долго по причине не сжатых фотографий и иконок в виде png, отсюда и долгая загрузка страниц. Сожмите фотки и увидите, что сайт меньше стал весить, из-за банального сжатия 

Девушка говорит про небольшие проекты, как бы))) Т.е проекты до 50 страниц. Про блоги и сервисы речи не идёт. 

Это такие типы сайтов как типа протестировать гипотезу и нишу или презентация продукта. Опять же обычное промо, не более, а не сервис и тем более маркет. 

А почему продвижение под поисковики можно забыть? Часто общаюсь с маркетологами и они все как один говорят, что типа это никак не влияет. Можно по-конкретнее? Мне для личного любопытства. 

3
Читать все 9 комментариев
«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

Сложности общественного восприятия вопросов зависимости в наше время

На правах небольшого ответа статье про алкоголь.

Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

Ключевые события и новости недели Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. Дайджест #13

Период новостной сводки: с 11.10.21 по 17.10.21

Всем отличного воскресенья, друзья! На связи команда Wildbox и наш еженедельный дайджест новостей и событий из мира маркетплейсов. В этот раз новостей много.

Сотрудник М.Видео: «Лучше не берите»

Или как М.Видео и Эльдорадо продаёт вам витринные образцы за полную цену.

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Как мы запустили MVP, получили первые продажи за 1,5 месяца и сэкономили 1 000 000 рублей

Рассказываем, как команда Minisol за 1,5 месяца помогла клиенту превратить идею в перспективный стартап и сколько стоил каждый этап.

Воцарение No-сode и Low-сode или оставляем программистов без работы

Настал час всех тех, кто давно мечтал запилить какое-то мега-нужное людям приложение, но на него не было денег. А теперь и не надо))

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Объявлены победители Finlanding
null