Разработка
Skipp.pro

Честно про Zero-code: кому подойдёт, сколько стоит, когда лучше уйти в разработку

В конце апреля мы организовали в Clubhouse дискуссию про Zero-code. Собрали несколько профессионалов в технологиях и разработке, чтобы наконец выяснить, когда выгодно использовать Zero-code, какие у него возможности и ограничения и когда логичнее сразу заниматься разработкой.

У нас получился небольшой баттл, и самые важные выводы мы собрали в статью.

Действующие лица

Федор Борщев

Фёдор Борщёв выступает на стороне традиционной разработки. Фёдор — СТО и сооснователь компании «Федя и Самат», в которой они с Саматом Галимовым помогают бизнесменам наводить порядок в разработке и запускать новую. У Фёдора есть канал про разработку в Телеграме, который читает 18,5 тысяч человек.

Вадим Михалев

Вадим Михалев — оппонент, который продвигает Zero-code. Вадим — «отец зерокодинга» в России: он основал самое крупное сообщество зерокодеров и первый в СНГ онлайн-университет зерокодинга Zerocoder.ru. А ещё Вадим — серийный предприниматель в ИТ: привлек инвестиции ФРИИ на проект Codesign.io, запустил онлайн-студию презентаций Rocketslides, и платформу Habit Hero.

Павел Ершов

Павел Ершов поддерживает дискуссию и подсказывает примеры использования Zero-code. Павел — CEO Directual, Zero-code платформы для создания приложений. Directual уже используют в МТС и ПИК для внутренних IT-продуктов. Раньше Павел руководил программой лояльности Тинькофф.

Алексей Один

Алексей Один модерирует и задаёт вопросы. Алексей — CEO и основатель платформы по поиску и подбору ИТ-команд Skipp.pro. Он дополнил дискуссию примерами из проектов Skipp и из собственного опыта: в прошлом Алексей — CPO Lingualeo, под его руководством сервис вырос до 20 миллионов пользователей.

Кратко о терминах

Zero-code, No-code и Low-code — подходы, в которых задачи по автоматизации и запуску ИТ-продуктов решают без программирования или с минимальным количеством кода.

Разработчиков, как правило, при этом не привлекают: предприниматели, дизайнеры или продакты справляются сами. Это не значит, что разработчики больше не нужны: благодаря их работе и возникают Zero-code инструменты, которыми теперь пользуются разработчики «гражданские».

Zero-code инструменты — это, например, Tilda. С ней можно опубликовать в интернете лендинг, не написав ни строчки кода.

Через Ecwid можно строить интернет-магазины, в Adalo и Glide — мобильные приложения, в Airtable — создать базу данных, через Zapier — соединять сервисы друг с другом, а с Integromat — даже собирать сложных чат-ботов с большим количеством интеграций. Сейчас на рынке есть десятки Zero-code инструментов, которые позволяют создать почти любой ИТ-продукт: от мобильного приложения до маркетплейса.

Чтобы было удобнее, дальше в тексте мы объединяем английские Zero-code и No-code в русское «зерокодинг».

«Зерокодинг — кратчайший путь от идеи к реализации. Это максимально быстро, дёшево, это делается руками человека, который придумал идею. Раньше нельзя было придумать что-то и тут же, сидя за кофе, собрать это и показать миру. Зерокодинг наделяет автора способностью превращать идеи и гипотезы в готовые продукты, которые можно быстро столкнуть с реальностью и проверить, нужно ли это кому-то или нет».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Я бы описал зерокодинг как множество продуктов, которые разложились на спектре от отсутствия кода до полноценной разработки. Допустим, код — это React, Ruby и так далее. А отсутствие кода — это Tilda, например. И вот на этом промежутке есть огромное количество решений, которые различаются по сложности. Чем сложнее задача, тем более гибкий и мощный нужен продукт. Инструменты, для использования которых важно хотя бы немного понимать в разработке, — это так называемые «лоу-код» решения».

Павел Ершов, CEO Directual

Программисты не любят зерокодинг — во многом это снобизм, но есть и аргументированные причины

Программисты часто недолюбливают зерокодинг. В некоторых случаях это продиктовано недоверием ко всему новому, нежеланием меняться. Но другая важная причина в том, что любая зерокодинг-платформа для программиста — слабоуправляемая и непонятная вещь, чёрный ящик. Её сложно тестировать и невозможно менять под себя.

«Некоторый снобизм действительно есть. Но во многом это просто непринятие перемен. Я до сих пор встречаю людей, которые уверены в том, что почту нужно слать через свои собственные SMTP-сервера вместо условного Mailchimp, потому что так надёжнее. Мне кажется, у снобизма перед зерокодингом корни те же. Раньше все поднимали свои сервера, сейчас — спокойно работают с крупными провайдерами. Зерокодинг — такой же следующий уровень: какие-то блоки программы станут выносить наружу, если будут уверены, что они работают и снабжены понятным интерфейсом».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

В зерокодинге можно делать полноценные продукты, но в некоторых случаях стоит ограничиться MVP

Зерокодинг позволяет вам создать версию продукта, которая решает задачи пользователя и приводит к первым деньгам. Если чат-бот, лендинг или простое мобильное приложение у вас в бизнесе — полноценный продукт, его можно создать и поддерживать с помощью зерокодинга.

Если в вашем бизнесе продукт — экосистема или платформенное решение, которое вы хотите долго развивать и дорабатывать, то зерокодинг, скорее всего, не закроет все потребности. Чтобы создать такой продукт, придётся заниматься разработкой.

«Что считать продуктом — вопрос терминологии. Под продуктом я имею в виду штуку, которая выполняет какую-то работу для пользователя или предпринимателя — будь то мобильное или веб-приложение. Для меня чат-бот — тоже продукт, живущий не в браузере, а в мессенджере. Как и посадочная страничка: она помогает объяснить человеку, что мы от него хотим, и получить его контакт. Это как раз и можно назерокодить: быстро и самостоятельно».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Продукт глазами программиста — это что-то завершённое, что можно долго поддерживать, развивать и так далее. Я сам хорошо понимаю зерокодинг: у меня есть маленький образовательный бизнес, и у нас там лендинг на Tilda, рассылка на Mailchimp, вебинары на Zoom. Мне очень нравится эта механика. Но для многих программистов зерокодинг — странная магия, для которой нет документации, и которую непонятно, как развивать».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

Зерокодинг не всегда эволюционирует в разработку — иногда просто переходит на новый уровень

Если вам нужно постоянно масштабироваться, то зерокодинг для вас — это, скорее, временное решение. Но сразу переезжать на полноценную разработку не нужно: зерокодинговые инструменты бывают разного уровня гибкости и мощности. Часто, чтобы развиваться, достаточно перейти на следующий инструмент зерокодинга — тогда всё ещё получится обойтись без большой команды разработчиков.

«Если вы упёрлись в ограничения какого-то инструмента зерокодинга, всегда можно перейти на другой. К любому инструменту стоит относиться как к временному. Сначала мы проверяем, что для продукта есть рынок. Затем, если нам нужно его переводить на следующий уровень, переезжаем на следующую платформу. В какой-то момент им может стать код, но это не обязательно. У меня есть такой стикер в зерокодерском стикерпаке: «вырастем — накодим», вот как-то так я это вижу».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Наш продукт Directual как раз про следующий уровень зерокодинга. Мы пришли к нему со стороны разработки — упрощали какие-то части процесса и потихонечку выяснили, что, оказывается, делаем зерокодинг-инструмент. Что касается масштабируемости и поддерживаемости: на нашей платформе уже три года работает часть внутреннего ИТ компании ПИК — документооборот и внутренняя база знаний. Всё прекрасно поддерживается. Один раз клиенты оценивали для интереса, во сколько обойдётся переезд на какой-то традиционный язык программирования, и пришли к выводу, что это заняло бы годы».

Павел Ершов, CEO Directual

Уходить в разработку нужно тогда, когда в зерокодинге приходится много кодить

В какой момент логично отказаться от зерокодинга в пользу разработчиков? Спикеры сошлись на следующем: если для развития продукта вам приходится писать больше кода, чем это удобно делать в зерокодинговой платформе, то пора задуматься над полноценной разработкой.

Но надо иметь в виду: чтобы запустить разработку, придётся научиться нанимать разработчиков. Это долго и, как правило, дорого, поэтому важно быть готовым к тому, что переезд на код — это длительный процесс.

«Я решаю так: если начинается много кодинга, надо переходить на разработку. Допустим, на Webflow можно писать Javascript код на фронте: получится отправить запрос к API, взаимодействовать с бэком. Но этот код пишется на нативном Javascript и абсолютно не позволяет использовать мощности современных фреймворков. Если у вас появилось большее 200 строчек кода, значит, пора уходить с этого инструмента».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Зерокодинг дешевле разработки на старте, но со временем может терять преимущество

Спикеры сошлись на том, что зерокодинг, как правило, дешевле на малых масштабах или в начале проекта — для теста, проверки гипотезы, прототипа или MVP. Если проект разрастается, зерокод может обходиться дорого. Тарифы, например, у Low-code инструментов зависят от количества активных пользователей (или операций): когда счёт идёт на тысячи, возможно, выгоднее задуматься о разработке.

Специалисты, которые умеют грамотно выстраивать продукты из зерокодинговых инструментов, тоже стоят дорого. Пока не так дорого, как опытные разработчики, но в будущем цифры будут расти. Зато работают они в десятки раз быстрее, а поддерживать готовый продукт можно своими силами.

«Пока зерокодеров на рынке не так много: в крупнейшем российском канале с вакансиями «Запили мне, зерокодер» сейчас 1,3 тысячи человек. Хорошая новость в том, что зерокодерами могут быть люди и без технического бэкграунда, но с аналитическим складом ума, продуктовым мышлением, а значит, скоро специалистов станет больше. А вот разработчики редко интересуются зерокодингом и не хотят переучиваться».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Мне кажется, тестировать гипотезы через зерокодинг действительно клёво, быстро и дёшево. Точно дешевле, чем командой программистов: пока они соберутся, пока спринт напланируют. Но в долгосрочной поддержке зерокод, кажется, гораздо дороже. Зерокодинг сложно задокументировать: новый программист на проекте с трудом поймёт, что сделали его коллеги. Нельзя понять, что там внутри, так же быстро, как в хорошо написанном программном коде».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

«Я с этим абсолютно соглашусь. Ещё у нас много клиентов, которые приходят с запросом: «мы платим за лоукод или зерокод несколько миллионов рублей в месяц, нам очень нравится функционал, но экономически выгоднее этот функционал написать на своей платформе». Если у вас небольшое количество пользователей, небольшие нагрузки — это одна история. Когда проект разрастается, зерокодинг будет дорожать, сэкономить уже не получится».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Предприниматель без опыта в ИТ вряд ли разберётся в мощных зерокодинговых решениях

Спикеры обратили внимание на парадокс: чтобы пользоваться некоторыми зерокодинговыми инструментами, нужно неплохо разбираться в ИТ. Где-то придётся немного писать код, где-то — продумать архитектуру и взаимосвязи между частями системы.

Получается, что предпринимателю выгодно пользоваться зерокодинговыми инструментами, но без технических навыков ему доступны только самые простые. В таких он быстро столкнётся с ограничениями. Чтобы освоить более сложные инструменты, придётся или инвестировать время и бюджет в собственное образование или найти специалистов (это пока еще так же тяжело, как искать разработчиков.

«У нас инструмент сложный. Человек, который без опыта решил стать ИТ-предпринимателем, с ним не справится. У нас две основных группы клиентов. Первая — те, кто умеет разрабатывать, но хочет сэкономить время на рутинных операциях. Вторая — это те, кто когда-то что-то изучал, например, на Pascal программировал в школе или институте, может собрать какую-то базу данных у себя в голове, и понимает, что такое связи между таблицами. Такой человек знает азы программирования, базовую логику, и уже может её использовать. Чистым гуманитариям приходится прилагать значительные усилия, чтобы для начала выстроить этот фреймворк у себя в голове».

Павел Ершов, CEO Directual

«Думаю, что фаундеру без ИТ-опыта будет сложно разобраться с Webflow. Многим технически неподкованным людям даже на Tilda будет будет сложно спроектировать качественный сайт с уникальным дизайном. Более реально, чем на Weblfow, но всё-таки не так уж просто».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Подводим итоги

Зерокод — спасение для непрограммистов и предпринимателей, которым нужен быстрый запуск. С каждым годом возможности таких инструментов растут.

Но жить с зерокодом вечно, особенно если у вас много пользователей, может быть сложно и дорого. Это возможно, но в какой-то момент станет невыгодным. Рано или поздно растущему бизнесу придётся либо перейти на более мощный и гибкий зерокод-продукт, либо уйти в разработку.

«Программисты — клёвые ребята, они могут сделать штуковину, которая будет работать на десятки тысяч миллионов пользователей. Мне кажется, их ресурс не стоит использовать на то, чтобы проверять свою галлюцинацию. Типа «слушай, у меня есть такая идея, она, возможно, не полетит…». Нужно давать им уже то, что протестировано. Если 90% задач, которые сейчас приходят в разработку, не будут идти туда, потому что не соотносятся с реальностью, выиграет вся ИТ-отрасль.

Для самого первого, турбулентного и неизведанного участка пути теперь есть зерокод. Дальше, когда столкнётесь с ограничениями или проблемами масштабирования, можно задуматься о разработке».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«На простых проектах всегда имеет смысл использовать зерокод/лоукод. А чем дальше, тем меньше задач мы сможем закрыть такими инструментами. Нам придётся комбинировать их с разработкой. Я считаю, что ближайшие лет 5–10 зерокод не сможет закрывать 100% задач, поэтому более-менее сложный проект всегда будет сочетанием инструментов. Просто доля того, что делается на зерокоде, будет постепенно расти».

Павел Ершов, CEO Directual

«Зерокодинг — это направление, к которому движется будущее. Все технологии идут к тому, чтобы упрощаться. Зерокодинг — одно из таких упрощений, не нужно его бояться».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

«Думаю, всегда нужно исходить от задачи. Например, когда мы начинали Skipp, сразу выбрали в качестве инструмента вёрстки Webflow — зерокодинг, но там качественная и гибкая вёрстка. Сейчас вся внешняя составляющая нашего сайта на Webflow. Мы экономим: нам не нужен разработчик, чтобы заводить новые странички, лендинги. И не собираемся уходить от этого решения, тем более что оно постоянно развивается. С другой стороны, найти опытного человека, который здорово работает на Webflow — тоже проблема.

Поэтому для предпринимателя зерокодинг — всегда компромисс. Возможно, получится быстро и экономно что-то запустить, но нужно быть готовым на определённые риски. Во-первых, рано или поздно вы наверняка столкнётесь с ограничениями — и функциональными, и бюджетными. Во-вторых — не всякий программист возьмётся развивать решение на зерокодинге».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Zimin

Про главный минус не написали. Это все равно разработка, только на инструменте, предназначенном для быстрых прототипов. Как только сложность решения переходит некий порог - оно начинает упираться в ограничения платформы, сложность контроля качества и слабую применимость к командной разработке. По факту это работает пока основатель сам пилит или нашел очень хорошего зерокодера и одного зерокодера проекту хватает. При этом проект становится гвоздями прибит и к платформе зерокодинга и разработчику, поменять и то и другое становится почти нереально.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Лазаев

Обычно универсальные средства дают очень похожий-шаблонный результат и не очень эффективный код. А если нужно сделать что-то уникальное и оптимизированное, тут шаблоны не помогут. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Ручкин

Если вы хотите реально получить зеро код, но код обратите на свежий инструмент creatium. Io сам перешёл пол года назад, досих пор в восторге, гибкости и возможности создавать

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Volkov

Можно пару слов про его плюсы

Ответить
Развернуть ветку
Петр Ручкин

При создании сайта можно использовать как готовые элементы конструктора, так и свой код для создания элементов.В итоге вы получаете на выходе при вашем желании полу самописный сайт. с необходимым вам функционалом.
На данный момент разработчики внедрили много новых и интересных решений начиная от вэбхуков и личного кабинета и заканчивая использования directual.
Думаю если у Вас голова расположена там же где и руки у вас получится создать экслзив типа клубники со сливками с начинкой из черной икры)Удачи .

Ответить
Развернуть ветку
Creo Type

Внимание потенциальных клиентов зирокодеров. Эта шаражка - обманщики и черти, ничего из обещанного на курсе вас ждать не будет, выброшенные деньги и время. Мошенники со сделанным на коленке курсом, обходите стороной.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Собьянина

Расскажите по подробнее

Ответить
Развернуть ветку
Creo Type

Хорошо. Перешлю вам сообщение что оставлял на отзовнике, тут подробно:

ДОСТОИНСТВА:
Неплохая вводная информация, для совсем новичков подойдёт чтобы втянутся.

НЕДОСТАТКИ:
Отсутствие персонального подхода Игнор и безразличие со стороны кураторов Сырость методологии и самой платформы на которой проходит обучение Отсутствие помощи с клиентами

Как здесь уже писали, отдел продаж работает отлично, даёт гарантии и обещает то, чего даже близко нет на курсе. Сам курс сделан на коленке за пару вечеров, очень всё сырое и видно, что торопились скорее-скорее этот каловый курс выпустить. Повёлся на рекламу у Варламова и приобрёл себе бизнес-аккаунт, там обещалась прям дополнительная какая то помощь с подбором клиентов, и говорили что за ручку проведут и всё такое. По итогу - бизнес аккаунт отличается от обычного тем, что бизнес-клиенты сидят в ещё одной, дополнительной конфе куда закидывают раз в 2-3 дня 1 заказ за Бабл, который даже не входил в мой курс.

Когда хватанули негатива от клиентов, принялись какие то движение делать, говорят, что скоро будет какой то сервис вроде FL. ру для зерокодеров, но каждую неделю говорят "будет через неделю" и вот так уже месяц прошёл. Скорее всего ничего сделано не будет, а если и будет, то в инвалидном качестве, как обычно у зерокодеров - на коленке, через одно место.

Курс не окупился даже близко. Истории про 100-150 тысяч это влажные мечты, таких клиентов там нет, а если и есть то мне не повезло с выбором курса обучения. У меня был Zerocoding мобильных приложений, туда входит Adalo и Glide, но на заказы которые скидывают в чаты и бизнес-чаты - на Bubble, который естественно в программу не входил. На моих инструментах попадалась 1 из 10 задач, и понятно, что мне с нулевым портфолио там нереально конкурировать со студентами готовыми за рис работать и имеющими при этом портфол из рабочих проектов которые они сделали в свободное время. У меня вот есть основная работа и семья, соответственно наполнением портфолио самостоятельно я заниматься не мог. В ходе курса мы сделали несколько работ, но они очень сырые и не презентабельные. Соответственно когда я делал попытки и откликался на вакансии, меня тупо игнорили.

Ну и да, естественно отговорки про "Те кто хочет, находит клиентов сам" , типа вот есть Петя, он не спит и не ест, а только зерокодит и клиентов у него завались, значит проблема в тебе - это прям стандарт зерокодеров. Ещё и сам виноват в том что курс - кал.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Volkov

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Собьянина

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гуртовой

Клубхаус сдулся.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

количество раз упоминания имен по тексту зашкаливает

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
SV SV

Ну то, что зерокод займёт свою нишу в IT, это 100%, при чём она будет довольно большая. В целом, он наверное покрывает 80-90% потребности рынка. Но есть разработчики (например https://swiftle.io/), которые совмещают зерокод со стандартным кодом, и получается очень даже круто. Я думаю именно за таким подходом будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вишневецкий

Это что то вроде зеннопостера?

Ответить
Развернуть ветку
Tim Kanev

На zerocode врятли получится сделать, что типа zvonili.fun или Zvoni.online, то что можно сделать на wordpress.
   Zerocode как я понял это очень сырой WordPress 

Ответить
Развернуть ветку
Рустем Абубакиров

Сегодня все ринулись учиться на программистов. Почему? Потому что рынок требует, нужны дешевые кодеры, которые будут бить миллиарды строчек кода. Много кодеров. Не супер-пупер сеньоры и там девопсы, а дешевые рабочие руки. Технологии просто сегодня такие, что любая железка должна содержать в себе несколько строчек кода. Но! Все эти дешевые кодеры все-равно хотят есть и им нужно платить. Так почему не заплатить им за то, чтобы они написали программу, которая бОльшую часть их работы будет делать бесплатно? А их потом сделает безработными? Не всех. Но бОльшую их часть. Сегодняшний бум на программистов закончится когда-нибудь, это вопрос времени. И Зеро-код, один из возможных сценариев, не единственный конечно, но вполне реальный. Его допилят, доведут, вылижут, скрестят с ИИ и нейросетями. Он станет вполне вменяемо выполнять реальные задачи. И поэтому Зеро-код это однозначно будущее. Для кого-то печальное, для кого-то обнадеживающее. Но, до этого еще далеко. Даже профессия водителя автомобиля еще не вымерла, ну, а уж профессия программиста только в самом пике сейчас, не вымрет еще долго, я думаю. Но, направление уже понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null