Зачем компании Telegram-бот и как с ним работать

Дмитрий Анисимов, основатель проектов Painty и Planty о создании бота и о том, какие процессы в компании он может упростить

Технологии развиваются с бешеной скоростью, социальные сети и мессенджеры предлагают пользователям все новые и новые возможности. В частности, в мессенджерах можно создавать программы-роботы, которые будут общаться с пользователем. Уверен, что всем знакомы корпоративные боты в Viber, которые рассылают сообщения об акциях и скидках. Вроде бы, они должны стимулировать клиентов к новым покупкам, но на деле не вызывают у них ничего, кроме раздражения. Однако можно создать чат-бота не только для внешних, но и для внутренних коммуникаций, и во многих случаях он принесет ощутимо больше пользы.

Помнить расписание…

Наверное, в большинстве компаний есть сотрудники, которые часто бывают вне офиса, работа которых связана с большим количеством внешних встреч, фрилансеры, которых привлекают на проектную работу, или те, у кого свободный график. У нас, например, это фотографы, ассистенты-логисты и ведущие. Так же могут работать курьеры, водители-экспедиторы, страховые агенты, риэлторы, ремонтные бригады, визажисты, декораторы или даже врачи в частной клинике. Их график нужно координировать. Эту задачу может решить Telegram-бот. Возможно, вы сейчас думаете, зачем мне робот, если у меня есть классный администратор? Сначала мы думали так же, но оказалось, что для классного администратора находится много других задач, когда он не занят постоянной рассылкой. Когда проект стартовал в Питере, мы проводили 20 вечеринок в месяц. Сейчас мы проводим 180 в четырех городах, и все их координируют те же менеджеры, что и вначале.

На каждую нашу вечеринку выезжает три человека: ведущий, фотограф и ассистент-логист. Раньше менеджеры писали вручную каждому из них, когда и где нужно быть, что взять с собой и тратили на это массу времени. Когда мы решили автоматизировать процесс, рассматривали разные возможности, в том числе, например, Sms-пуши. Почему мы выбрали телеграм?

  • Sms-пуши дорогие
  • нельзя отследить, прочитал ли человек сообщение
  • разработать бота можно быстрее и дешевле
  • все рабочие и личные переписки ребят уже и так были в Telegram

Бота мы настроили так, что если адресат не сообщит о прочтении в течение 30 минут, менеджеру приходит письмо об этом, чтобы было время связаться с сотрудником по другим каналам. Кроме того, Telegram-бот может отправлять информацию об определенном событии исполнителям несколько раз: например, за неделю, накануне и за несколько часов до начала. В сообщение из базы компании может подтягиваться вся необходимая информация: дата и время события, что нужно сделать и что для этого взять с собой.

… и не только

Когда команда полностью освоится в работе с новым помощником, можно подумать о том, чтобы добавить функции. Какая информация может оперативно потребоваться вашим специалистам? Расписание мероприятий на неделю или месяц, типовые формы документов, контакты клиентов, презентации, портфолио — если систематизировать эти материалы, в случае необходимости их можно будет в любое время запросить через бота и моментально получить. Если данные нужны на компьютере, можно воспользоваться десктоп-версией Telegram. Боту можно отправлять данные, которые он будет фиксировать в 1С, например, остатки расходников, доставка товаров получателям и так далее.

Наши логисты, например, пишут ему, сколько чистых холстов осталось в запасе и сколько напитков заказали гости (во время вечеринки можно бесплатно заказать бокал вина или шампанского). Сотрудники со сдельной оплатой труда могут узнавать у него, сколько заработали в этом месяце, а руководители — получать ежедневные микроотчеты о финансовых показателях. Например, наш бот каждый день сообщает мне, какие продажи по четырем городам были сегодня и ровно неделю назад, это помогает следить за динамикой.

Техническая часть

Даже если не умеешь кодить, можно самому сделать бота с помощью сервиса наподобие chatfuel. Однако большинство таких сервисов хорошо подходят для создания программ, которые имитируют диалог с живым человеком и ведут переписку разнообразным языком, понимая обширный словарный запас собеседника. Это идеально, если нужно, например, общаться с клиентами вместо поддержки. Но если ваша цель — создать большое дерево односложных команд, на которые бот будет реагировать, лучше обратиться за помощью к разработчику. Наш разработчик написал бота на питоне, используя библиотеку pyTelegramBotAPI. На создание первой версии, в которой было только расписание, потребовалось около двух недель, остальные функции добавляли постепенно в течение года. Для того, чтобы внутренняя информация никуда не «утекла», бота лучше запаролить — тогда начать общаться с ним можно будет только после введения логина и пароля.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
No No

На самом деле, можно использовать ботов не только для внутренней коммуникации. Большинство положительно реагирует на них.

Примеры: Бот для бронирования стола в кафе/кальянной.

По нашему опыту, люди очень охотно бронируют именно без взаимодействия с живым человеком. Зачем с кем-то общаться, если можно выполнить целевое действие, нажав три кнопки?)

Мы используем ботов прямо как посадочные страницы, очень «заходит» подобный метод)

Ответить
Развернуть ветку
Ромик Савельев

Боты для первого контакта в техподдержке - идеально. Не знаю почему это не популярно. Если все грамотно составить, то получится, что чуть ли не половину запросов может решить хороший бот

Ответить
Развернуть ветку
No No

Вот именно! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Cheban

На чем разработан бот? Plz

Ответить
Развернуть ветку
No No

На питоне

Ответить
Развернуть ветку
Wasil D.

Чат бот.... хорошее название для командной строки придумали)

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Реальные примеры бы.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Anisimov

добавили пару скриншотов)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лашков

Если интересует, могу помочь и с примерами, и с разработкой чат-бота для бизнеса. Вплоть до запуска полноценной воронки продаж на основе работы чат-бота

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka
Ответить
Развернуть ветку
Melinda Morton

а можете на такой вопрос ответить? есть в городе сеть салонов косметических услуг, в ней клиентам дают контакты бота, через которого потом можно найти ближайший салон и записаться на время. вещь удобная, не спорю, но как узнать, моему салону (не сети) имеет смысл в финансовом плане заводить такого бота?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лашков

К сожалению, такого я не смогу сказать. Потому что во-первых, я не знаю ваших финансовых показателей. А во-вторых, не знаю, во сколько обойдётся вам чат-бот.

Но могу сказать, что Вы правильно заметили, это удобно - когда актуальная таблица со свободными часами в косметическом салоне, парикмахерской, массажной всегда под рукой. Это повысит возвращаемость тех, кто был в вашем салоне в первый раз.

Плюс к этому, так как чат-боты - это пока ещё этакая диковинка, бот будет расходиться по сарафанному радио и приносить вам новых клиентов. Что-то вроде: Слушай, я вчера была у своего косметолога, смотри, какая прикольная штучка у них есть! :)

Дополнительно вы можете периодически устраивать рассылку с полезной или просто интересной информацией из сферы косметологии - это повысит лояльность ваших клиентов и снизит вероятность их ухода к конкуренту.

Я уже не говорю о том, что можно сообщениями стимулировать клиентов внепланово посетить ваш салон, когда у вас началась акция, появилась новая услуга...

Ответить
Развернуть ветку
Melinda Morton

хм... интересно, интересно...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда