Как компании справляются с удалением приложений из сторов

В результате санкций из Apple App Store и Google Play оказались удалены приложения таких банков, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк», «Новикомбанк».

Санкции затронули и другие компании, например, «Аэрофлот». Но пока именно банки демонстрируют наибольшую активность в поиске обходных путей, чтобы продолжить дистанционное обслуживание клиентов. Давайте посмотрим, что именно делают подсанкционные банки, что предпринимают их конкуренты, пока не вкусившие плодов санкций, и что из всего этого получается.

Что если просто не обновляться?

Для начала разберемся с одним важным моментом. Допустим, пользователи решили не совершать лишних телодвижений и остаться на старой версии приложения, которая уже установлена в телефоне. Что тогда?

Безопасность. Любые организации, а особенно банки, как и любые другие организации, не очень любят рассказывать о найденных и исправленных уязвимостях. Но в реальности недоработки такого рода неизбежны.

Ошибки. Если у вас все нормально работает — прекрасно. Но если вам вдруг понадобилась функция приложения, которая в сохраненной версии поломана — это лишняя головная боль.

Недоступность новых функций. Банки регулярно добавляют в приложения новые функции и сервисы, улучшают пользовательский опыт и обновляют дизайн под новые возможности. Особенно высокая активность здесь у банков, которые строят свои экосистемы. Оставшись на старой версии приложения, пользователь такого банка оказывается за бортом.

Возможность потерять сохраненное приложение. Apple понемногу добирается до хитровыдуманных способов сохранить уже установленное приложение на будущее и отключает их.

Получается, что оставаться на старой версии можно, но это сопряжено с рисками и неудобствами.

Распространение установочного файла для Android с сайта

Открытие, Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Совкомбанк и многие другие в качестве быстрого решения для пользователей Android просто выкладывают установочный файл прямо на сайте. Как правило, ссылка в том или ином виде дается прямо на экране авторизации в ЛК. Вот как это сделано у Сбербанка:

А вот так сделано у ВТБ:

Плюсы: после установки — все знакомое, родное.

Минусы

  • Чтобы установить скачанный файл APK, надо продраться сквозь предупреждающие и не всегда понятные экраны. Некоторые пользователи паникуют.

  • Обновление приложения будет лишней головной болью для пользователя: если нет push-уведомления от разработчика, то надо как-то самому узнать о наличии обновления, затем удалить устаревшую версию, скачать новую и установить ее, заново подтвердить приложению свою личность.

  • Пользователям устройств на iOS все это вообще никак не помогает.

Распространение через российские магазины приложений

Российская ИТ-отрасль довольно-таки оперативно среагировала на сложившуюся ситуацию и в рекордные сроки выкатила уже не меньше трех альтернативных магазинов приложений для Android.

  1. NashStore. Разработчик — АНО «Цифровые платформы».

  2. RuStore. Проект VK.
  3. RuMarket. CEO и один из инвесторов проекта — глава российского подразделения Gett Анатолий Сморгонский.

Пока что раздел «Финансы» наиболее полно выглядит в RuStore. На текущий момент здесь представлены практически все банки, попавшие под санкции.

Во всех трех магазинах помимо подсанкционных банков присутствуют финансовые организации, которые санкциями пока не затронуты: Тинькофф, Почта Банк и другие.

NashStore — пока что в роли отстающего. В отличие от RuStore и RuMarket здесь нет онлайн-каталога в открытом виде, а для установки нужна регистрация с обязательным указанием имени, фамилии, email и телефона.

Плюсы: распространение через альтернативный магазин полностью решает проблему с обновлением банковского приложения.

Минусы: приложение альтернативного магазина все равно надо ставить руками, с прохождением квеста. Больно один раз, дальше можно жить.

Новое приложение без явной аффилированности с банком

Некоторые банки идут по пути создания нового приложения через другое юрлицо. В таком приложении может вообще не быть никакого брендирования и даже упоминания банка, но доступна вся прежняя функциональность.

Плюсы: при добавлении карты такого банка пользователи получают уже привычный интерфейс приложения.

Минусы: историй успеха тут нет и, скорее всего, не будет. На текущий момент все подобные приложения удалены из App Store. И все же некоторые банки не оставляют попыток попасть туда хоть тушкой, хоть чучелком.

Распространение Progressive Web App (PWA)

PWA — это по сути сайт, упакованный как приложение. Из подсанкционных банков так уже делают Альфа-банк, ВТБ и Совкомбанк, из неподсанкционных — Тинькофф и МТС Банк.

Плюсы

  • Ставится без устрашающих предупреждений и необходимости доверять источнику приложения. И даже установкой это не назовешь — нужно просто сохранить ярлык на главный экран.

  • Одно и то же PWA работает везде: на iOS, в Android, в десктопном браузере.

  • Все экраны приложения доступны офлайн, его можно использовать, сидя в бункере под землей.

  • Функционально полностью повторяет веб-версию личного кабинета, поскольку собственно ею и является.

  • Размер маленький или очень маленький, что избавляет пользователя от мук выбора «приложение или селфи».

  • Есть пуши, можно присылать клиенту: напоминалки, спецпредложения, поздравления и прочее.

  • Клиенту не придется обновлять приложение. Для него обновления происходят автоматически.

  • Можно логиниться с биометрией (лицо, отпечаток пальца). Это реализовано пока только у ВТБ и Альфа-банка. Использование биометрии не входит в базовый набор PWA, но мы знаем, как ее прикрутить.

Минусы

На текущий момент использование PWA — малораспространенный паттерн поведения. Растет уже второе поколение пользователей, которых приучили к установке приложений из магазинов приложений.

Отдельно стоит отметить, что банки, которые решились сделать приложения на PWA, о технологической начинке этих приложений пока не рассказывают. Но как минимум они начали анонсировать саму доступность этих приложений.

Telegram-банк

Возможностей чат-ботов вполне достаточно для того, чтобы обрабатывать типовые потребности клиента банка — проверять остаток на счету, перекидывать деньги со счета на счет, переводить их по номеру телефона, делать взнос по кредиту и т.д.

В этом направлении сейчас развивается ВТБ. Не так давно банк анонсировал создание цифрового банка на базе существующего чат-бота в Telegram. В пресс-релизе говорится, что ВТБ собирается реализовывать новые возможности поэтапно. Сначала можно будет проводить популярные виды платежей после авторизации по логину и паролю и смотреть баланс на счете. Дальше банк будет понемногу доводить возможности этого цифрового банка до уровня полноценного мобильного приложения.

Однако первым российским банком в мессенджерах, использующим чат-боты для проводки всех операций, является TalkBank (дебетовую карту выпускает их партнер, АО «Кредит Урал Банк»). У них вовсе нет приложений, все взаимодействие ведется через Telegram, Viber и VK, есть навык для Алисы. Со своим продуктом они вышли на рынок еще шесть лет назад и продолжают активно развиваться — это солидное конкурентное преимущество. Однако TalkBank и не пытается конкурировать с крупными банками, а попросту упаковал свою разработку как готовое решение для бизнеса.

Плюсы

  • Огромная потенциальная аудитория. Еще в сентябре 2021 года Telegram был установлен у 52% пользователей Интернета в России, а его доля среди мессенджеров в марте этого года по стране оценивалась в 63%.
  • Не нужно разрабатывать дерево диалогов с нуля — у многих банков уже есть чат-бот, встроенный в ЛК и приложение.

Минусы

  • Интерфейс бота подходит только для простых операций в пару шагов и для получения статистики по транзакциям. Более сложные сценарии будут скорее отталкивать пользователей.
  • Есть много вопросов к безопасности, особенно в части хранения клиентских данных в Telegram для аутентификации.

Выводы

Почти все придуманные банками решения в той или иной степени уступают привычному способу распространения приложения через Apple App Store и Google Play.

Банк в чате — интересное и универсальное решение, но здесь надо понимать, что на текущем витке развития это не может быть ваш единственный банк или единственный способ взаимодействия с вашим банком.

Заход через приложения аффилированных юрлиц — самое дорогое и при этом самое неэффективное решение. Сначала деньги уходят на разработку и тестирование нового приложения, затем — на информирование о нем пользователей. А итог один — максимум через неделю приложение из магазина удаляют.

Публикация APK напрямую с сайта — самый проблематичный способ с точки зрения UX. Ванильный Android при установке APK задает меньше страшных вопросов, MIUI — больше. Но для ряда пользователей и одного вопроса будет много.

Распространение банковских приложений через российские магазины предполагает как минимум ручную установку самого приложения магазина. Здесь есть очевидное административное решение: властям достаточно обязать реселлеров предустанавливать хотя бы один российский магазин приложений на все продаваемые устройства. Насколько это будет заметно пользователям — вопрос без ответа.

В двух последних случаях все пользователи iPhone и iPad остаются за бортом. Их выручит еще один способ дистрибуции — PWA. Универсальность по отношению к платформам — самая сильная сторона этого решения. Кроме того, PWA можно малой кровью переупаковать в APK и выложить в магазины приложений, что сокращает расходы на разработку. Фактически, банкам достаточно делать полнофункциональный ЛК, остальное поддается автоматизации.

P.S. PWA и биометрия

С точки зрения пользовательского опыта, пожалуй, главный недостаток PWA в стандартной реализации — необходимость снова иметь дело с логином, паролем и одноразовыми кодами авторизации операций (OTP), которые приходят по SMS. Для пользователей, привыкших к биометрии, это означает заметный откат в прошлое.

Мы в RooX решили эту проблему с помощью нашей системы аутентификации и авторизации RooX UIDM. Благодаря ей пользователи в PWA могут использовать биометрию (отпечаток пальца, лицо) для логина и юридически значимой подписи операций.

  • Это удобно, так как не нужно ждать и вводить OTP.
  • Биометрией можно подписать операцию офлайн, чтобы она провелась с появлением доступа к интернету. Кстати, других предложений на рынке с подписыванием операций биометрией в PWA пока нет.
  • Можно сэкономить на отправке SMS и push-уведомлений. Это не такие и копейки. Например, еще не так давно Сбербанк ежемесячно рассылал своим клиентам более 6 млрд уведомлений. Стоимость одного сервисного sms для банков по разным оценкам составляет от 30 копеек до 2 рублей.
  • И это безопасно, потому что не используется SMS или push-уведомления и даже токен не передается. В отличии от них биометрию невозможно перехватить и сложнее сфальсифицировать.

Это первая запись в нашем блоге, но мы продолжим писать о цифровых каналах взаимодействия с пользователями и управлении доступом к ним. Подписывайтесь )
#roox #roox_uidm #pwa #биометрия

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Фрэнк Розенталь

Забавно, что андроид из объекта для битья и насмешек незаметно превратился в самый удобный и перспективный девайс). Скачать apk с сайта и установить - пара минут. И все, вопрос закрыт. Тут даже никаких навыков особых не нужно иметь. По поводу неудобства PWA из-за логина и пароля: здесь необходимо определиться, что нужно - ехать или шашечки? Если ехать, то нет никакой проблемы придумать логин и пароль, пару раз вводить их с бумажки, а потом просто запомнить. Ну а если шашечки, то тут уже, конечно, совсем другая история.

Ответить
Развернуть ветку
segamega

Да никакой проблемы нет, можно же арендовать тачку в комп салоне, как в старые добрые, чтобы бабушке перевод сделать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolai

Объектом насмешек он был давно, а сейчас какой-нибудь флагман Xiaomi по всем параметрам превосходит айфон

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Если гугл- сервисы забанят в России что будем делать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Victor Pomortseff

Такими темпами еще и линуксфоны взлетят.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кудрявцева

Полезный инструмент. Ввод паролей после долгого времени использования биометрии действительно несколько... удручает)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

После третьего ввода пароля за день напрочь отбивает желание пользоваться сервисом) привет веб-версии приложения Сбера :)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff
Обновление приложения будет лишней головной болью для пользователя: если нет push-уведомления от разработчика, то надо как-то самому узнать о наличии обновления, затем удалить устаревшую версию, скачать новую и установить ее, заново подтвердить приложению свою личность.

У Альфы это решено так - при входе в приложение идет проверка наличия новой версии. Если есть, появляется кнопка "Обновите приложение". При нажатии оно само скачивается и дальше "Установить?" Потом ""Открыть?" И никакого удаления, никакой повторной авторизации.

Пользователям устройств на iOS все это вообще никак не помогает.

Зато Apple...

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Да. Я так и не смогла поставить приложение Альфы на Apple после того как оно ушло в облачко:(

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Семен Смирнов

У Андроида это решено так - уже лет 10 как не нужно удалять версию, достаточно обновить ее…

Ответить
Развернуть ветку
m0xfff

С обновлением проблема уже решена. В приложении банка появляется кнопка "обновить", при нажатии приложение смообновляется. Нужно один раз разрешить установку из сторонних источников.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

А вот было бы интересно узнать мнение пользователей о PWA (сам я никогда не пользовался). Насколько их смущает, что это не приложение, а сайт — открываемый через браузер, с адресом наверху? Никто не проводил таких опросов? )

Ответить
Развернуть ветку
RooX
Автор

Может оказаться, что вполне пользовались, просто не заметили. Например, Яндекс.Маркет или Ali Express используют PWA.

Что касается опросов:
Trivago сделали PWA — полмиллиона человек добавили ярлык Trivago на рабочий стол телефона.
WeGo (бронирование путешествий) сделали PWA — количество пользователей увеличилось на 26%, они стали проводить в приложении на 35% больше времени, общая конверсия в заказы выросла почти вдвое (на 95%)
Ola Cabs (индийский Bla-Bla-Car) сделали PWA — 20% заказов в PWA получили от пользователей, которые ранее удалили мобильное приложение. То есть с мобильным приложением пользователи расстались, а PWA их вернуло.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

В целом никакой разницы, после установки ярлыка на экран телефона браузер без адресной строки открывается. Единственное но, без face id/ touch id ужасно неудобно пользоваться, а банки пока не прикрутили оное в пва.

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Ахунов

Пользовался PWA от альфы. Разницы с нативным приложением не заметил (кроме биометрии конечно) , а адресная строка уползла в низ и её пости не было видно.

Правда на ios14 банк работал, мягко говоря, через задницу)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

Не смотря на всякие бла-бла-бла про секьюрность использования https, обновлений браузера и т.д., я считаю пидаблюэй не совсем надежной, а скорее всего вообще ненадежной историей. Это вовсе не значит, что Ваши деньги куда-то не туда уйдут, хотя и это возможно, хотя это возможно вообще при любом варианте использования банковских клиентов. Нет, просто данные о Вас станет проще добыть, потом продать/использовать в рекламных, и не только, целях. Сами решайте, если испытываете какое-то опасение и не желаете стать публично открытым для кого-то еще кроме родной спецслужбы, то лучше, конечно, установить клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Житнюк

На самом деле вопрос в том, насколько далеко зайдет эта технологическая блокада нас западом. Я все думаю, что технически окирпичить смартфоны на Андроиде / айоси - вполне реально, интересно, почему это ещё не сделали? Вот это было бы такое вбивание в каменный век, все проблемы с приложениями отошли бы на второй план. Но почему-то не делают. Пока.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

судя по тому, что оплата в ios/and через мобильных операторов не прикрыта, никто нас окирпичивать не собирается)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Семен Смирнов

Потому что это уже купленный девайс, и ни одна ушедшая из России компания не отнимает то, что оплачено, а только запрещает новые продажи

И нет какого то однозначного способа окирпичить именно айфоны в России

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Горбатов

тоже об этом думал...
а кнопки там в чьих руках?)

Ответить
Развернуть ветку
Никитин Сергей

На ios легко в любую секунду, они даже удаленно удаляют установленные приложения. С андроидом сложнее, заблокировать могут аппараты с гуглсервисами. Я даже не уверен поможет ли перепрошивка на ось без гуглсервисов, могут записать в железо.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Ramzaev

Вы уже заплатили за товар - уже ваша собственность, на нее покушаться как-то глупо. Ну и технически окирпичить ваше устройство ну никак низзя, это из области фантастики(если говорить про перегрев или удаленную перепрошивку).

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nikolai

15 лет назад смарфотнов не было ни у кого, однако жили вполне хорошо. Вы преувеличиваете

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Елена

Я как старовер - не обновляю пока приложение Сбера, по принципу "работает - не трогай". Хотя, конечно, рано или поздно это придётся сделать все равно)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Маркова

Да, я тоже по этому принципу. И еще опасаюсь, что какую-нибудь фишинговую ссылку подсунут, вместо Сбера.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

крутяяк, первым делом "щупаются" старые версии клиентов. Обновляться надо.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Мельниченко

Про чат-боты вместо приложений интересно. Никогда даже не задумывалась о таком. Думаю, рабочая штука.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

Я пробовала чат-бот для дневника питания. И к нему прилагался уютный чатик пользователей. Народ массово писал, что когда для заведения одного приема пищи нужно было ответить на 2-3 вопроса, было норм. А когда обросло всякими параметрами и стало 5-6 одних и тех же вопросов 7 раз в день, то "сделайте уже приложение, не мучьте нас".

Так что для запроса баланса — чат-бот, конечно, вещь. Дальше понаблюдаем за ВТБ.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Познавательно! Кажется, что у владельцев айфонов проблем оказалось больше, чем у тех, кто на андроиде?

Ответить
Развернуть ветку
Dark Soul

Меньше. С выходом pwa разницы не будет, а вот мусора в телефоне будет меньше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Victor Pomortseff

В целом да. Андроид вышел на достаточно стабильный уровень как по качеству софта, так и по характеристикам.
Основная проблема андроида в его открытости (как это ни странно) - выпускается огромная куча низкокачественного нонейм "железа" и все проблемы с ним в головах пользователей автоматически транслируются на "весь андроид".
При том, что есть достаточно много зарекомендовавших себя производителей, которые выпускают вполне качественные и стабильно работающие модели.
Ну и очень широкий спектр моделей. От дорогих флагманов с топовыми характеристиками до достаточно бюджетных моделей. Тут уже можно выбирать что именно из функционала важно, а что нет.
За себя могу сказать что в своей время перешел на Сяоми (до этого пользовался Blackberry и до сих пор считаю что ни iOS ни Andriod по многим показателям не достигли уровня BBOS 10). У меня и у жены вот уже года три в пользовании Redmi Note 8 Pro (из новых наиболее близок к ним Note 11S), у отца года полтора Redmi Note 10S.
И вот знаете, никаких проблем. Ни с мусором (чем так пугают), ни с быстродействием, ни со стабильностью. Вполне нормальные телефоны на каждый день. Все работает как должно, ничего не тормозит, не лагает, не виснет. При этом 8-ка в конфигурации 6/64 покупалась за 17тр, сейчас 11-й в той же конфигурации стоит 21-23тр.
Объем внутренней памяти совершенно неважен - не хватит - есть карта памяти (до 512Гб в 8-ке, до 1Тб в 11-й).
Ну камера послабее чем у эпплов, но для "снять что-то на бегу" вполне достаточно, а "для души" я зеркалкой снимаю - тут никакого сравнения с самой навороченой мобильной камерой - и матрица совсем другая и оптика. А так... Нет проблем с приложениями - выпилили из гугла, ну поставим из другого места (просто в настройках разрешить). Вторая симка? Нате вам. Карта памяти? Вот вам слот - втыкайте. Аккумулятор? 5000мА*ч - при обычном использовании на два дня, при интенсивном (весь день экран жечь) - на день и еще останется.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Kseniya

Очень классный инструментарий. Мне кажется, он сейчас довольно слабо распространён, по крайней мере, не так звучит в публичном пространстве, а по сути это сейчас единственная реальная замена биометрии, к которой все сейчас так привыкли

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

У PWA интересная судьба. Технологию припрятали в тень ее же создатели, потому что она конкурирует с мобильными приложениями по многим параметрам, но при этом не приносит столько денег, сколько мобильные приложения через комиссии сторов.

Но большой бизнес ее распробовал уже некоторое время назад, чтобы захватывать массовую аудиторию. PWA, утрируя, ничего не весит и может работать при нестабильной сети. То есть оно не напрягает, даже если у тебя мало памяти на телефоне или плохой интернет.

Банки не произносят слово PWA, потому что пользователи и так немного... нервничают ) Пугать их новой технологией — гарантированное самоубийство. Тем более, что PWA может выглядеть и вести себя, как обычное приложение. Ну, если его делает тот, кто понимает, что такое UX мобильного приложения.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анастасия Огнева

вот, да, актуальненько: недавно пересаживалась с одного на другой телефон и пришлось шаманить, чтобы Сбер заработал)

Ответить
Развернуть ветку
Вика Фоменко

Сталкивалась с загрузкой с сайтов - напрягает, да. Так что очень полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

А почему банки под санкциями для iOS не выкладывают свои проги в BuildStore ( https://builds.io/ ) - это альтернативный магазин приложений для iOS? Или владельцы builds.io такое туда не пропускают чтобы их не забанили?

Тем более что делают builds.io в РФ (Самара)?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зайцев

рустор не дает автоматически обновляться приложениям, которые есть и в гугл.плэй и в русторе. например авито, мой мтс, вк, госуслуги...

Ответить
Развернуть ветку
Герман Манвелов

А яблочники продолжают жрать свой дорогой кактус.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда