Управление разработкой: что должен уметь менеджер

Какие навыки нужны руководителю проекта (далее – ПМ) для коммуникаций с командой и заказчиком? Статья будет полезна новичкам и опытным ПМам – возможно, некоторые инструменты для создания атмосферы в команде, установления доверительных отношений с заказчиком и повышения профессиональных знаний по управлению проектами вы еще не использовали в своей работе. Больше примеров из практики SimbirSoft и стикерпак – в нашей статье.

Как создать правильную атмосферу в команде

Для команды ПМ является неким коучем:

  • помогает развивать самоорганизацию и чувство ответственности
  • контролирует процесс разработки с точки зрения бизнесовых метрик
  • всеми возможными способами устраняет преграды и препятствия, чтобы специалисты могли вкладываться в работу на 100%.

Как создавать настроение в команде и наладить правильную рабочую, а главное – доверительную, обстановку, рассказывает наш эксперт.

Даниил
руководитель проектов SimbirSoft
  • Каждый член команды важен и имеет право высказывать свое предположение, идею, аргумент или контраргумент. Это особенно актуально при планировании или продумывании реализации той или иной фичи. В командах мы предлагаем договариваться и обсуждать всё «на берегу».

Бывают такие моменты, когда человек хочет высказать мнение или задать вопрос и извиняется, если оно впоследствии оказалось неверным. В таком случае я всегда говорю, что лучше уточнять сразу, чем действовать по наитию и сделать неправильно. Каждый член команды понимает, что у него есть голос, его мнение ценно и он будет всегда услышан. Если возникнут сложности, ему помогут или подскажут, как лучше сделать.

  • «Быть 24/7 на связи» – и хорошо, и плохо одновременно

Конечно, ПМ сам выбирает путь и планирует загрузку. Я стараюсь придерживаться правила, что нужно проинформировать собеседника, что вы на связи, а если не можете ответить прямо здесь и сейчас, договоритесь о времени. Важно не забывать про риски выгорания, если обсуждение запланировано на нерабочее время.

Даниил, руководитель проектов SimbirSoft
  • Разделять понятия «начальник» и «лидер»

Да, ПМ – связующее звено между заказчиком и командой разработки. Лично я разделяю понятия «начальник» и «лидер». Стараюсь выстраивать коммуникацию с командой так, чтобы меня слушали люди не из-за того, что являюсь руководителем, а потому что мои решения взвешены, измерены, логичны, последовательны и аргументированы. Когда человек видит, что собеседник идет по плану, а его решения оправданы и работают, то он захочет идти с ним плечо к плечу и быть одной командой.

  • Обозначать четкий ориентир для движения вперед

Опыт показывает, каким бы заводным, дружелюбным и софт-скилловым управленцем вы ни были, членам команды будет сложно чувствовать себя комфортно и быть уверенными в завтрашнем дне, если они:

  • не знают, что дальше делать,
  • не понимают, какой скоуп задач будет на следующей неделе, через неделю и к чему он должен их привести.

Поэтому задача руководителя проекта – дать им четкое понимание промежуточных и конечных результатов.

Поделюсь несколькими приемами, которые я использую в работе на регулярной основе:

MemeDay. Раз в неделю устраиваем с командой митинг на 15 минут, где обсуждаем новости «не из айтишечки». Там мы делимся мемами, рассказываем об увлечениях, интересные случаи из жизни. Иногда приглашаем на такие встречи и заказчика. Однажды даже устроили конкурс на лучший мем про проект клиента и в конце месяца победителю вручили приз.

Встреча один на один – важная часть в работе каждого ПМ. Я провожу такие беседы еженедельно по 2-3 человека. На них люди более охотно высказываются о том, что их беспокоит в процессах и какие есть предложения по улучшению. Этот инструмент может подсветить проблемы на проекте, и я смогу среагировать на них быстрее, чем они наберут силу и отразятся на общей обстановке в команде или на результатах проекта.

Поздравления с днем рождения в MIRO. На одном из проектов была небольшая команда (около 5 человек). Мы плотно общались друг с другом, была теплая обстановка. Ко дню рождения аналитика решили сделать в Miro доску с шаблоном Go fish, где нужно было вытаскивать удочки из пруда с проблемами проекта, темами – их переделали в пожелания. Мы тэгнули аналитика, чтобы он зашел по ссылке и чекнул правки от клиента, а в результате был приятно удивлен необычным поздравлением.

Даниил, руководитель проектов SimbirSoft

Как найти подход к клиенту

Не стоит забывать, что ПМ – лидер, который не только берет на себя контроль технической части и социальный аспект (мотивацию и управление взаимоотношениями), но и обеспечивает работу с ожиданиями клиента и попадание в них. Поэтому помним и про заказчика.

Важно с первых дней настроиться на волну собеседника, понять его боль: почему он обратился к вам, какую потребность должен закрыть продукт. Вы скажете, что это вопрос проработки ожиданий клиента, установки целей проекта, не буду спорить. Здесь мы хотим поговорить именно про soft skills.

Первое общение с клиентом происходит на установочной встрече (кик-оффе). Часто уже в самом начале разговора можно понять образ мышления заказчика и проработать стратегию общения с ним.

Часто на первых встречах с заказчиком я устанавливаю настрой нашей дальнейшей работы. Даю понять, что мы идем плечо к плечу, делаем одну работу, у нас общая цель и результат, поэтому я жду взаимности. Так, пусть не всегда с первого раза, можно стереть грань «заказчик—исполнитель». Мы начинаем вместе работать над проектом, думать над решением проблем и о том, как сделать наш продукт таким, чтобы им хотели пользоваться (ключевое слово – «хотели»).

Даниил, руководитель проектов SimbirSoft

Еще один небольшой, но рабочий и полезный лайфхак – приемка в формате зачета. Всю работу по проекту важно разбить на несколько крупных вех и сдавать их клиенту в обозначенные сроки. Условно это может выглядеть так:

"Регистрация – зачтено.

Витрина – зачтено.

Корзина – зачтено.

Промокоды – зачтено"

В формате зачета вы отметите крупные блоки и в результате получите готовый продукт. Такой подход не только упростит работу, но и по ходу выполнения покажет профессионализм ПМа и усилит доверие клиента.

Как подготовиться к успешному управлению проектом? Поговорим о hard skills

Чтобы уверенно и успешно ПМить, нужно обладать знаниями и навыками по разработке и управлению проектами.

Когда я только заходил в профессию, хватал все возможные бесплатные, условно бесплатные и платные курсы по управлению проектами, программированию, тестированию, аналитике на GeekBrains, Нетологии, Skillbox и Skillfactory. Особенно полезными были подкасты на IT-темы. Это позволило мне лучше понимать, чем живут люди в моей команде, как они работают, и в целом разбираться в том, что нужно для успешной реализации той или иной функциональности, жизненного цикла. Примеры подкастов: Запуск завтра, Хабр Подкасты и пр.

Даниил, руководитель проектов SimbirSoft

Начать рекомендую с разбора методологий. Подробнее о том, как выбрать метод управления проектами, мы с коллегами рассказывали РБК.

  • Waterfall – жестко, линейно, строго. Как начали разработку, так и идем – ни шагу в сторону.
  • Agile (Scrum, Kanban) – гибкость. Клиент хочет новую фичу посередине разработки? Без проблем, подстроимся.
  • SDLC – про то, как устроен жизненный цикл разработки.

Помимо этих скиллов, есть множество инструментов, которые помогут правильно снимать метрики проекта. Впоследствии они позволят отслеживать динамику задач, их «сгорание» и прогнозировать, как быстро команда сможет справиться с задачами в будущих спринтах и итерациях. Это необходимо, чтобы контролировать проектный треугольник – срок, бюджет, качество.

Главный совет – развивайтесь во все стороны, а не только в рамках парадигмы управления.

Как стать лучшим ПМом: 10 советов новичку

  • Атмосфера в команде важна! Цени каждого специалиста и веди за собой, а не просто указывай, куда идти.
  • Общайся со всеми участниками команды. Узнавай не только про работу и статусы задач, но и про увлечения и настрой. Ищи общие темы, чтобы быть ближе к людям. Когда команда будет принимать тебя за своего, они будут более открыты.
  • Заказчик. Всегда держи партнера в курсе дел на проекте. Помни, что вы с ним в одной лодке и идете к общему результату. Будь требователен и всегда аргументируй позицию.
  • Четко подобранная методология, инструменты и контроль метрик – залог успеха проектного треугольника.
  • Развивайся, расширяй кругозор и всегда ищи новые источники информации.
  • Индивидуальный подход – к каждому специалисту команды, к каждому ЛПРу и к каждой заинтересованной стороне.
  • Работай со всеми заинтересованными сторонами – без исключений!
  • Будь проактивным. Предупреждай риски и события на проекте.
  • Пообещал – сделай!
  • И помни: дисциплина важнее всего! Ты можешь не обладать супер прокачанными скиллами. Но если управление будет выстроено по регламенту, процессу и все активности будут распланированы, расписаны и соблюдаться, то шансы успешно завершить проект и получить референсы сильно возрастают.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

А где самое главное: уметь разрешать споры и конфликты?

Ответить
Развернуть ветку
SimbirSoft

Дмитрий, решать споры и конфликты — это, безусловно, отличный навык и без него никак. Но, на наш взгляд, лучше и эффективнее предупреждать конфликты и расхождение интересов, а для этого нужно понимать свою команду и заказчика. И тут хорошо помогает инструмент 1:1 - встреча один на один, о котором говорил автор в статье.

Ответить
Развернуть ветку
SimbirSoft

Дмитрий, а вы тоже руководитель проекта, как Даниил?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Да, хоть и в другой сфере. А предотвратить все споры - это красивые слова, но на практике не реалезуемо. Более того - часто их не нужно предотвращать.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil

Безусловно, всех споров не решишь, но стараться нужно, особенно когда результат напрямую зависит от морального состояния команды (хард-скиллы, конечно, тоже не на втором плане).
"Часто не нужно предотвращать"? Но и на самотек уже точно не стоит пускать =)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда