Управление разработкой: что должен уметь менеджер
Какие навыки нужны руководителю проекта (далее – ПМ) для коммуникаций с командой и заказчиком? Статья будет полезна новичкам и опытным ПМам – возможно, некоторые инструменты для создания атмосферы в команде, установления доверительных отношений с заказчиком и повышения профессиональных знаний по управлению проектами вы еще не использовали в своей работе. Больше примеров из практики SimbirSoft и стикерпак – в нашей статье.
Как создать правильную атмосферу в команде
Для команды ПМ является неким коучем:
- помогает развивать самоорганизацию и чувство ответственности
- контролирует процесс разработки с точки зрения бизнесовых метрик
- всеми возможными способами устраняет преграды и препятствия, чтобы специалисты могли вкладываться в работу на 100%.
Как создавать настроение в команде и наладить правильную рабочую, а главное – доверительную, обстановку, рассказывает наш эксперт.
- Каждый член команды важен и имеет право высказывать свое предположение, идею, аргумент или контраргумент. Это особенно актуально при планировании или продумывании реализации той или иной фичи. В командах мы предлагаем договариваться и обсуждать всё «на берегу».
Бывают такие моменты, когда человек хочет высказать мнение или задать вопрос и извиняется, если оно впоследствии оказалось неверным. В таком случае я всегда говорю, что лучше уточнять сразу, чем действовать по наитию и сделать неправильно. Каждый член команды понимает, что у него есть голос, его мнение ценно и он будет всегда услышан. Если возникнут сложности, ему помогут или подскажут, как лучше сделать.
- «Быть 24/7 на связи» – и хорошо, и плохо одновременно
- Разделять понятия «начальник» и «лидер»
Да, ПМ – связующее звено между заказчиком и командой разработки. Лично я разделяю понятия «начальник» и «лидер». Стараюсь выстраивать коммуникацию с командой так, чтобы меня слушали люди не из-за того, что являюсь руководителем, а потому что мои решения взвешены, измерены, логичны, последовательны и аргументированы. Когда человек видит, что собеседник идет по плану, а его решения оправданы и работают, то он захочет идти с ним плечо к плечу и быть одной командой.
- Обозначать четкий ориентир для движения вперед
Опыт показывает, каким бы заводным, дружелюбным и софт-скилловым управленцем вы ни были, членам команды будет сложно чувствовать себя комфортно и быть уверенными в завтрашнем дне, если они:
- не знают, что дальше делать,
- не понимают, какой скоуп задач будет на следующей неделе, через неделю и к чему он должен их привести.
Поэтому задача руководителя проекта – дать им четкое понимание промежуточных и конечных результатов.
Как найти подход к клиенту
Не стоит забывать, что ПМ – лидер, который не только берет на себя контроль технической части и социальный аспект (мотивацию и управление взаимоотношениями), но и обеспечивает работу с ожиданиями клиента и попадание в них. Поэтому помним и про заказчика.
Важно с первых дней настроиться на волну собеседника, понять его боль: почему он обратился к вам, какую потребность должен закрыть продукт. Вы скажете, что это вопрос проработки ожиданий клиента, установки целей проекта, не буду спорить. Здесь мы хотим поговорить именно про soft skills.
Первое общение с клиентом происходит на установочной встрече (кик-оффе). Часто уже в самом начале разговора можно понять образ мышления заказчика и проработать стратегию общения с ним.
Как подготовиться к успешному управлению проектом? Поговорим о hard skills
Чтобы уверенно и успешно ПМить, нужно обладать знаниями и навыками по разработке и управлению проектами.
Начать рекомендую с разбора методологий. Подробнее о том, как выбрать метод управления проектами, мы с коллегами рассказывали РБК.
Помимо этих скиллов, есть множество инструментов, которые помогут правильно снимать метрики проекта. Впоследствии они позволят отслеживать динамику задач, их «сгорание» и прогнозировать, как быстро команда сможет справиться с задачами в будущих спринтах и итерациях. Это необходимо, чтобы контролировать проектный треугольник – срок, бюджет, качество.
Главный совет – развивайтесь во все стороны, а не только в рамках парадигмы управления.
Как стать лучшим ПМом: 10 советов новичку
- Атмосфера в команде важна! Цени каждого специалиста и веди за собой, а не просто указывай, куда идти.
- Общайся со всеми участниками команды. Узнавай не только про работу и статусы задач, но и про увлечения и настрой. Ищи общие темы, чтобы быть ближе к людям. Когда команда будет принимать тебя за своего, они будут более открыты.
- Заказчик. Всегда держи партнера в курсе дел на проекте. Помни, что вы с ним в одной лодке и идете к общему результату. Будь требователен и всегда аргументируй позицию.
- Четко подобранная методология, инструменты и контроль метрик – залог успеха проектного треугольника.
- Развивайся, расширяй кругозор и всегда ищи новые источники информации.
- Индивидуальный подход – к каждому специалисту команды, к каждому ЛПРу и к каждой заинтересованной стороне.
- Работай со всеми заинтересованными сторонами – без исключений!
- Будь проактивным. Предупреждай риски и события на проекте.
- Пообещал – сделай!
- И помни: дисциплина важнее всего! Ты можешь не обладать супер прокачанными скиллами. Но если управление будет выстроено по регламенту, процессу и все активности будут распланированы, расписаны и соблюдаться, то шансы успешно завершить проект и получить референсы сильно возрастают.
Комментарий недоступен
А где самое главное: уметь разрешать споры и конфликты?
Дмитрий, решать споры и конфликты — это, безусловно, отличный навык и без него никак. Но, на наш взгляд, лучше и эффективнее предупреждать конфликты и расхождение интересов, а для этого нужно понимать свою команду и заказчика. И тут хорошо помогает инструмент 1:1 - встреча один на один, о котором говорил автор в статье.
Дмитрий, а вы тоже руководитель проекта, как Даниил?
Да, хоть и в другой сфере. А предотвратить все споры - это красивые слова, но на практике не реалезуемо. Более того - часто их не нужно предотвращать.
Безусловно, всех споров не решишь, но стараться нужно, особенно когда результат напрямую зависит от морального состояния команды (хард-скиллы, конечно, тоже не на втором плане).
"Часто не нужно предотвращать"? Но и на самотек уже точно не стоит пускать =)