Хотел самолет – получил трактор. 10 шагов по составлению ТЗ, чтобы этого не произошло

(Статья о том, что такое ТЗ, и почему каждый должен уметь формулировать свои мысли)

Как у вас дела с объяснениями?

Бесит, когда 100 раз объяснил, сам понял, а остальные глазами хлопают?! Как детям, толдычишь, толдычишь, и все без толку.

Речь не о логарифмах и делении столбиком. Речь о том, что большинство людей не умеют составлять ТЗ. А, проще говоря, не умеют четко формулировать задачи.

Даже на работе, начальник часто не доволен сотрудниками, потому что они сделали не так, как он задумывал. И часто это результат того, что сотрудники просто не поняли, что конкретно он хотел, или поняли по-своему. Не верите?

Давайте по-простому. Что нужно, чтобы позавтракать?

Сделать яичницу – недостаточное объяснение задачи.

Жареная или запеченная?
Из скольки яиц?
Глазунья или вообще яйца пашот?

В алгоритмическом смысле, задачи и вовсе начнутся с того, что, чтобы пожарить яичницу, нужно:

– достать сковородку – поставить сковороду на плиту – достать масло – смазать сковороду маслом – включить огонь – достать яйца – достать нож – разбить яйца в сковороду… и т.д.

И это простая яичница! А как быть с технически сложными задачами в сфере IT, если в кодах вы не смыслите, и как должен выглядеть алгоритм не представляете?

Объяснять на пальцах. Так, чтобы даже ребенок понял.

Хотите корзину? Так и объясняйте: в правом верхнем углу хочу, чтобы был значок корзины. В нем должны отображаться товары, добавленные из интернет-магазина, нужна функция изменения их количества, добавления новых, удаления. Также нужно, чтобы рядом с каждым товаром отображалось фактическое наличие на складе.

Плохое, неподробное объяснение – и в результате вместо самолета у вас трактор. Ну а что, тоже транспортное средство. И колеса есть.

Теперь, когда, надеемся, все поняли важность не мямлить, а освоить скил формулирования своих мыслей и задач, пора перейти к практическим советам.

Finsoft

№1. Четко формулируете входные и выходные данные. (Например, нужно 2 поля: имя и фамилия, при отправке этих данных должно появиться сообщение о том, что данные зарегистрированы).

№2. Каков конечный результат от взаимодействия с сайтом, сервисом и т.д.? Четко определите конкретную цель, которая должна быть достигнута потребителем.

№3. Определите, какая нагрузка должна быть у сервиса. На какой поток одновременного использования он должен быть рассчитан. Очень часто именно это влияет на выбор стека технологий. Ведь, чтобы достраивать этажи у дома (читай, масштабировать сервис), нужно заранее заложить фундамент побольше.

№4. Какие элементы функционала должны обязательно присутствовать. (Например, возможность оплаты, сохранения какого-то действия, регистрационная форма, личный кабинет и т.д.)

№5. Пропишите более глубоко каждый из перечисленных в предыдущем пункте элемент.

№6. Подумайте над географией сервиса. Региональный ли это проект или международный? Подумайте, нужны ли вам версии на других языках, версии для особых категорий граждан (например, для слепых или плохо видящих).

№7. Вдохновитесь примерами и антипримерами коллег и конкурентов. Покажите, какой сервис, сайт вам нравится, а какой – нет. (Опишите словами максимально подробно, что именно нравится, а что нет.)

№8. Дизайн – особый пункт. Потому что это чистой воды «вкусовщина». Здесь есть свои законы, но нет абсолютной истины. Поэтому продумайте этот вопрос заранее. Определите цветовую гамму, не бойтесь показать примеры, или даже наброски от руки. При необходимости обратитесь заранее к дизайнеру, составьте палитру или доску с образцами. Прислушивайтесь к советам специалистов, если ваши мнения расходятся. Ведь они помнят не только о красоте, но и о баннерном восприятии.

№9. Если у вас уже есть начатый проект или какие-то наброски – покажите их.

№10. Объясните исполнителям, для кого делается та или иная задача, это тоже важно для внутренних процессов.

Всего 10 шагов! Следуя этому списку, у вас получится составить техническое задание не только для веб-разработчиков, но и для коллег и сотрудников.

Потренируйтесь. Хорошо поставленная задача – полпути к тому, что вы получите именно то, что хотели, а не трактор. Ну вы поняли ;-)

0
1 комментарий
Оля Бастырева

Спасибо, интересно )

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда