Как перейти от разработки приложения в студии к фрилансеру

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о поиске и найме программистов для стартапов, и ситуации, когда проект начинает делать студия, а далее выгоднее перейти к собственному программисту.

Недавно разговаривал со клиентом, который хочет запустить стартап. Он рассказывал о том, что собрать команду - задача очень непростая. Ниже практически прямая речь:

Идти к фрилансерам не хочется, велик риск, что кинут, а это критично, особенно на этапе MVP, когда денег мало. Плюс хочется, чтобы первая версия была создана как можно скорее - т.е. программист занимался бы только этим проектом.

В In-House разработке свои трудности. Стартап - это всегда про веру в идею, сильную вовлеченность. И хочется, чтобы сотрудника тоже зажигала идея проекта.

В найме еще есть риск взять на работу человека недостаточной квалификации, если устраивать сразу официально, то будет тяжело избавиться, если нет - хорошие спецы на чёрную зарплату будут смотреть с негодованием. Про любителей имитировать бурную деятельность говорить нечего: где оклад, а не сдельная, всегда найдутся такие сотрудники.

В итоге человек рассказал, что за 3 месяца нашел программиста, но пока искал дизайнера, программист уже нашел другое место, устав ждать. Хоть он и был замотивирован идеей, но кушать хочется в любом случае, сложно его за это осуждать.

Сложности поиска сотрудников - довольно популярная история, среди тех, кто хочет запускать свой стартап.

Заказная разработка

Обращаться в студию мобильной разработки, где, в среднем, оценили его проект в 1,5 млн.р. - это дорого, да и студии заинтересованы максимально долго растягивать проект (почему могу написать отдельной статьёй, если в комментариях будет интерес к этой теме). Такой подход так же противоречит идее, что первую версию стартапа нужно запускать быстро и дёшево.

В разговоре пришли к такой идее: мы делаем MVP-версию, закладываем архитектуру проекта, а потом он нанимает менее квалифицированного программиста, для технической поддержки и планомерного развития приложения в штат. Причём наш объём работы назвать даже MVP вряд ли язык повернётся. Мы закладываем архитектуру серверной части, базы данных, админки и экранов, чтобы в будущем не потребовалось кардинальных изменений. Вместе с тем, когда архитектура проработана, мы подбираем программиста и плавно его внедряем в проект, чтобы у человека был адаптационный период и наша поддержка, если с чем-то не разберётся.

Получается, что если основатель принимает решение развивать дальше проект - у него есть программист по цене наёмного сотрудника, а не студии. Не нужно тратить деньги и время на подбор, и нет риска, что программист не разберётся в первичном коде приложения.

Системность запроса

После разговора, я задумался, ведь с подобным запросом обращался уже не один человек, просто вопрос был сформулирован по разному. Кто-то просил помочь найти программиста, Кто-то интересовался вопросами дальнейшей поддержки, кому-то был принципиален момент прямого контакта с программистом.

Уверен, у коллег по разработке приложений и сайтов эти же вопросы встречаются постоянно. Получается, что к стандартным схемам работы (фрилансер / студия / штатник), добавляется ещё и некое гибридное сочетание. Оно выглядит так:

  1. На начальном этапе заказывается базовая архитектура в студии
  2. Студия делает только самое необходимое, где нужна синергия разных специалистов
  3. Студия пишет документацию по проекту
  4. Студия подбирает программиста для развития проекта на условиях фриланса или клиенту в штат
  5. Студия осуществляет внедрение и техническую помощь программисту 1-2 месяца
  6. Клиент с программистом продолжают развитие проекта без участия студии

Давайте попробуем определить требования, при которых будет такая схема интересна. Для этого сперва отсечём типы клиентов, которым она очевидно не подходит:

  • Крупные корпоративные заказчики. Для таких компаний юридический вопрос крайне важен и ответственность за любые действия должна быть на юрлице. Газпром не будет нанимать физлицо на развитие приложения
  • Заказчики с бюджетом до 200 тыс. К сожалению, даже минимальную архитектуру за такие деньги продумать нельзя по студийной ставке часа и здесь придётся сразу работать с фрилансерами
  • Заказчики с группой проекта со своей стороны. Программист просто не сможет грамотно вести проект получая задания от разных лиц.

Остаётся вот такой портрет основателя, которому будет выгоден симбиоз студии и частного программиста:

  • На первую версию выделяется 200-800 тыс
  • Единое лицо ведущее проект
  • Готов работать с физлицом, оформив в штат, либо оплачивая услуги фрилансера.

Расчёт по бюджету

Моя команда специализируется на разработке приложений сервисов заказа услуг, товарных маркетплейсов и досок объявлений, поэтому пример будет из области, где понимаю порядок бюджетов.

В среднем первая версия маркетплейса услуг - это 400-500 тыс.р. за год развития она вырастает примерно в 2 раза до 800-1000 тыс.р. Для удобства буду оперировать цифрами 450 и 900 тыс.

Разработка архитектуры, серверной части и каркасов приложения - это примерно 70% от первоначальной суммы, сборка приложения по готовым каркасам и API - 30% (её то как раз и можно отдать программисту в режиме внедрения в проект).

Затраты на адаптацию программиста в проект примерно 50 тыс.р.

Программист на фрилансе или в штате получает в среднем в два раза меньше, чем берут студии. Получается вот такая математика в срезе первой версии и годовой поддержки:

Первая версия:

  • Затраты на разработку каркасов, архитектуры, серверной части 70% х 450 000р = 315 000р
  • Затраты на подбор и адаптацию 50 000р.
  • Затраты на реализацию сборки подготовленным программистом 135 000р / 2 = 67 500р.

Всего первая версия выходит за 432 500р. Разница в 17 500р выглядит на уровне погрешности. Настоящая экономия начинается при развитии проекта, за год она составляет 225 000р, которые можно вложить в маркетинг, либо реализовать большее количество функционала, при этом, как показывает практика программист в команде более управляем и гибок, чем студия.

Самое важное в этой связке - это плавное внедрение программиста в проект, иначе можно получить стандартный ответ, что в чужом коде работать не буду, давайте делать с нуля.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Vlad Vlad

 Зачем для MVP приложение сразу пилить, не правильнее будет для начала ограничиться адаптивным сайтом?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Это зависит от целей приложения. Сейчас, например, работаем над таким MVP и там приложение нужно, чтобы мастера оперативно уведомлять о назначенных заявках через push. С адаптивным сайтом так не получится - нужно будет либо рассылать СМС, либо слать письма на почту и ставить мастеру почтовик.

Почтовик и СМС к адаптивному сайту - дешевле, но клиент видит MVP не в формате сделал/проверил/выкинул, а как основу для будущей платформы. Чем больше общаюсь с основателями, тем больше вижу задачу сразу заложить правильную архитектуру, чтоб не переделывать

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

А что, пуши разве пользователю сайта нельзя слать ? Представив на минуту, что нальзя могу за 1-3тр. предложить обложку для сайта, которая решает эту проблему.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

можно слать web-push в браузер. 

риски и преимущества webview приложений - это тема отдельной статьи

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов
 можно слать web-push в браузер. 

 > чтобы мастера оперативно уведомлять о назначенных заявках через push. С адаптивным сайтом так не получится - 

Так получится или или не получится ?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Не получится, мастер работает в полях, а не сидит за компьютером в браузере

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

В поле нет интернета ? А как же он пуши в мобилке получает без интернета ? Или почему еще в поле в браузере нельзя работать. Никак не пойму.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Medvedev

"хорошие спецы будут смотреть на черную зп с негодованием". Ну-ну. Когда хорошие спецы платят с белой зп 50 т.р. в месяц и более в виде налогов, они начинают иначе смотреть на белую зп;)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Может и так, писал по опыту общения с одногруппниками и коллегами

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad
клиент видит MVP не в формате сделал/проверил/выкинул, а как основу для будущей платформы. Чем больше общаюсь с основателями, тем больше вижу задачу сразу заложить правильную архитектуру, чтоб не переделывать

Это оттого, что большинство основателей неправильно понимают, что такое MVP и почему нужно делать именно так, а не иначе. Это непонимание, в свою очередь, выгодно студиям, которым (и это, в принципе, естественно) всегда хочется продать меньше работ за бОльшие деньги, поэтому они и создают для заказчиков такие противопоставления, как "сделал/проверил/выкинул" против "заложить сразу правильную архитектуру, основа для будущей платформы".  

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

А как Вы видите правильный mvp?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Правильный MVP - довольно обширное понятие, и это не столько про сам продукт, сколько про подход к его разработке и выводу на рынок. Подход заключается в том, чтобы создавать продукт, ориентируясь не на свои ощущения и представления о том, каким он должен быть, а на результаты проверки основных и самых рискованных продуктовых гипотез, затрачивая на это минимально-возможное количество ресурсов. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда