Что делать с сотрудниками в кризис

Как компаниям найти запасы прочности, перейти на новую бизнес-модель или переформатировать отдельные бизнес-процессы, избавиться от внутренних конфликтов, и даже усилить HR-бренд, рассказывает Евгения Шкуратова, директор по организационному развитию международной инвестиционной компании Digital Horizon.

Пандемия коронавируса проверяет бизнес по всему миру на прочность: JPMorgan Chase оценило, что глобальная экономика может потерять 5,5 трлн долларов. Многие бизнесмены сегодня принимают сложные решения. По данным РБК, почти 30% российских работодателей отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска, 49% ― перевели людей на неполный рабочий день, 20% ― ввели удаленку с уменьшением зарплаты. Опрос hh.ru показал, что 37% компаний думают о сокращении персонала. Однако ни один из этих вариантов не поможет спасти бизнес, если решение принималось на основе панических настроений, а не трезвого расчета.

Конечно, текущая ситуация уникальна, но для многих компаний это не первый и не последний кризис, поэтому для его преодоления стоит обратиться к проверенным рациональным инструментам. Один из них ― организационный дизайн, который беспристрастно показывает, без чего бизнесу не выжить, от чего можно временно отказаться, а что лучше оптимизировать, например, используя IT-решения или используя удаленный труд.

Эксперт в сфере организационного дизайна, рекрутмента, HR-коммуникаций, HR-брендинга. Специализируется на работе с технологическими командами. Была руководителем HR-направления в Яндексе, Enter и других крупных компаниях.

В Digital Horizon под ее руководством были собраны команды блокчейн-платформы для торгового финансирования Factorin, цифровой банковской платформы APIBank, швейцарского криптосервиса Aximetria, кэшбэк сервиса PayReverse.

Евгения Шкуратова, директор по организационному развитию Digital Horizon

Причем тут Excel, или начать никогда не поздно

Оргдизайн, на мой взгляд, один из основных этапов создания или диверсификации компании. Понятно выстроенная система бизнес-процессов ― это надежный фундамент, у которого есть запас прочности. Так мы, например, поступали при формировании команд портфельных компаний венчур билдера Digital Horizon.

Применять оргдизайн можно начать и на любом другом этапе жизненного цикла компании. В сложных ситуациях ― как сегодня ― зачастую это необходимо, чтобы дать бизнесу шанс устоять или даже воспользоваться кризисом как возможностью для развития.

Excel ― вещь простая: что ввел, то в сумме и получил. Оргдизайн работает так же. Чистая математика.

Задача оргдизайна ― построить или оценить организационную структуру, основываясь на целях бизнеса и с учетом особенностей корпоративной культуры, ценностей, правил и коммуникаций, чтобы в итоге выявить «узкие места». Как только это сделано, сразу становится понятно, что и как можно оптимизировать в новых обстоятельствах. Проводить ревизию можно и нужно при любых существенных изменениях, влияющих на работу компании.

Я всегда говорю, Excel ― вещь простая: что ввел, то в сумме и получил. Если Excel выдает ошибку, значит, где-то указаны некорректные данные. Оргдизайн работает так же: система бизнес-процессов помогает компании выдавать нужный результат. Оргдизайн ― это чистая математика, которая спасает от импульсивных решений на основе эмоций.

Чем поможет оргдизайн в кризис

Я вижу три* основных сценария реакции на последствия пандемии коронавируса. В каждом из них найдется применение для организационного дизайна.

*Есть, конечно, четвертый вариант ― банкротство и закрытие бизнеса. Но в этом случае все решения уже приняты.

Вариант 1: Переформатирование

Что происходит: Компании меняют бизнес-модель и формат работы: переходят из офлайна в онлайн, переориентируются с b2c на b2b-сегмент, усложняют логистику, нанимают курьеров, кардинально меняют ассортимент/направление работы/целевую аудиторию и т. д. Например, это рестораны и кафе, традиционные образовательные организации, магазины, которые раньше не делали ставку на онлайн, фитнес-клубы и т. д. Компании начинают использовать новые формы взаимодействия с рынком и целевой аудиторией.

Что даст оргдизайн: При смене бизнес-модели организационный дизайн помогает понять, как работать в новых условиях. Каждой модели соответствует свой набор необходимых функций, которые должны выполняться, чтобы компания жила, развивалась, двигалась.

Компания получает не просто пустые квадратики с должностями, а четкое понимание, что эти люди делают и как участвуют в бизнес-процессе.

Яркий кейс ― когда компания собирается создать новое подразделение для работы по государственной программе. Вроде делать будут все то же самое, но заказчик другой, с особыми правилами и требованиями.

Мы помогали решить такую задачу одному из бизнес-партнеров. Вместе с его командой выстраивали совершенно иные схемы взаимодействия и бизнес-процессы, делали все, чтобы понять, кто из сотрудников нужен в новом подразделении, каких компетенций не хватает для стабильной работы.

Отталкиваясь от результатов, которых должна добиться новая команда, мы описали ее организационную структуру, схемы взаимодействия внутри компании и с внешними участниками, а затем разработали функциональные профили для каждой позиции. Получились не просто пустые квадратики с должностями, а четкое понимание, что эти люди делают и как участвуют в бизнес-процессе.

Вариант 2: Адаптация

Что происходит: Компании балансируют, пытаясь оптимизировать существующую бизнес-модель: переводят процессы и сотрудников на удаленку, снижают объем работы, адаптируют свое продуктовое предложение и т.д. Глобально к этой группе можно отнести практически любой бизнес, поскольку режим самоизоляции повлиял на работу всех отраслей.

Перераспределение ресурсов помогает разобраться, кого можно перевести на удаленку, что отдать на аутсорс, а что какие процессы выпускать из периметра офиса нельзя

Что даст оргдизайн: Оргдизайн ― отличный инструмент, чтобы оптимизировать работу компании и выстроить взаимодействие распределенной команды. Он помогает:

  • увидеть, есть ли в бизнес-процессах разрывы и/или задвоения, когда нет одного человека, ответственного за определенную функцию;

  • сократить переполненные функции, когда слишком много сотрудников делают одно и то же;

  • выявить, где ― наоборот ― функций не хватает и это мешает бизнесу развиваться. Так часто бывает в стартапах, когда основатели спешат запустить бизнес и пытаются нанять человека-оркестра, чтобы он закрывал сразу две-три позиции. Например, маркетолога с навыками database-архитектора;
  • убрать конфликты в коллективе благодаря четкому распределению задач и прозрачной картине об ответственности за результат;
  • перераспределить ресурсы: когда уходят лишние действия, снижается нагрузка на сотрудников и можно четко увидеть, кого можно перевести на удаленку, что отдать на аутсорс, а какие процессы выпускать из периметра офиса ни в коем случае нельзя и т. д.

Вариант 3: Наращивание

Что происходит: Все в данный момент ищут дополнительные возможности жизни и роста через формирование партнерств/коллабораций, открытие новых направлений. Часто это приводит к пониманию, что для успешного движения необходимы или становятся важными компетенции, которые были не столь востребованными в обычное время.

Что даст оргдизайн: Если компания планирует расширяться, оргдизайн поможет грамотно распределить компетенции новых сотрудников между бизнес-процессами.

Если у компании нет сильного HR-бренда, самое время подумать, в чем ее сила как работодателя.

Многие помнят, кризис 2008 года: пока большинство компаний сокращали персонал, нашлись и те, кто воспользовался моментом, чтобы собрать с рынка лучших специалистов, даже если в них не было острой необходимости. В результате когда кризис пошел на спад, ранее нанимавшие компании смогли получить бОльшую часть заказов. Просто потому, что у нее были ресурсы для их выполнения.

В то же время компаниям, которые планируют сейчас расширяться, нужно помнить, что хорошие сотрудники меняют работу крайне аккуратно и осторожно, особенно в кризис. Поэтому, конечно, профессионалы будут отдавать предпочтение сильным брендам. Если у компании нет сильного HR-бренда, самое время подумать, в чем ее сила как работодателя и начать развивать это направление.

Сделать самому или позвать фасилитатора

Внедрять организационный дизайн можно и нужно своими силами. Сделать описание бизнес-процессов для компании из 10-15 человек несложно. Главное ― уделить особое внимание процессам, где постоянно происходят сбои: сотрудники не могут договориться, зависают документы или тормозятся задачи. Это говорит о том, что в этих процессах есть очаги, в которые нужно «окунуться» без эмоций, с трезвой головой, и принять по ним решения.

6 факторов успеха в оргдизайне по BCG

1. Синхронизируйте дизайн со стратегией. Новый организационный дизайн должен соответствовать стратегии и бизнес-приоритетам компании.

2. Уточните роли и обязанности. Правильное распределение ответственности и прав принимать решения — одна из самых сложных задач.

3. Найдите правильных лидеров и дайте им развернуться. Не ограничивайтесь перераспределением обязанностей среди нескольких руководителей.

4. Проектируйте матричную структуру. Рассматривайте бизнес-процессы и схемы взаимодействия участников команды с разных сторон, а не только по вертикали.

5. Снижайте риски внедрения. Реализуя новый оргдизайн, действуйте четко шаг за шагом, чтобы избежать ошибок.

6. Не ждите кризиса, чтобы реорганизоваться. Но раз он уже здесь — действуйте!

Но бывают моменты, когда для оценки оргструктуры и поиска решений стоит пригласить стороннего фасилитатора. Вот несколько таких ситуаций:

  • Не получается разобраться самостоятельно. Например, руководитель не может заставить сотрудников эффективно взаимодействовать и правильно выстроить процесс. Взгляд со стороны поможет найти альтернативные решения.

  • Не хочется портить отношения с коллегами/терять репутацию из-за необходимых решений, которые могут не у всех найти понимание. Если привлечь внешнего фасилитатора, все негативные моменты ложатся на него, а у руководителя остается имидж рефери.
  • Принимать сложные решения мешает страх перфекциониста/синдром самозванца: «Я уже собрал команду, где 10 человек делают одно и то же, как я их теперь перестрою?»
  • Нет времени заниматься этим самостоятельно. Самая дорогая инвестиция в кризис ― это время. Сейчас действовать нужно быстро и одновременно продуманно, а учиться и пробовать лучше в спокойной обстановке.

В любом случае выбор за руководителем компании.

Пандемия коронавируса поставила перед бизнесом из всех отраслей сложные вопросы: что делать дальше, как работать с распределенной командой, где найти новые возможности для сохранения компании и потенциал для роста. От того, какие ответы предложит каждый из руководителей, будет зависеть будущее его компании и как она впишется в новый пост-COVID-ный мир. Поэтому очень важно, чтобы каждое решение было максимально объективным, основанным на функциях, а не эмоциях. И в этом организационный дизайн ― один из лучших помощников.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда