Digital Horizon

Стоит ли пускать за руль молодых

Как возрастная диверсификация совета директоров влияет на операционные результаты компании, рассказывает Елена Хайкин (Сапожникова), партнер Digital Horizon и активный участник комитета по диверсификации Ассоциации Независимых Директоров.

На этой неделе мы с коллегами из АНД, Google Moscow, Московской Биржи, Stanton Chase, IBS и других компаний обсуждали, как влияет на эффективность компании однородный возрастной состав совета директоров. Общее мнение оказалось вполне ожидаемым – плохо.

В 2019 году не задумываться о том, что мир разнообразен по меньшей мере странно. Но все человеческое существо заточено на поиск «своих»: мы собираем вокруг себя людей близких по полу, возрасту, профессии, увлечениям. Facebook, Google, Яндекс заботливо строят вокруг нашей зоны комфорта кирпичную стену, за периметр которой попадает только интересное и полезное именно нам.

Бизнес же вынуждает договариваться 30-летнюю CMO и 60-летнего председателя совета директоров. Найти общий язык часто бывает невероятно сложно.

Разнообразие в составе Совета директоров продолжает доминировать в повестках дня многих институциональных инвесторов – и на это есть веские причины. Директора и инвесторы в основном согласны с тем, что сотрудничество разных поколений приводит к большему разнообразию мнений. Но возрастное разнообразие не привлекает такого же внимания и не считается столь же критичным, как другие формы разнообразия. Согласно ежегодному опросу корпоративных директоров PwC, проведенному в 2018 году, только 21% директоров считают, что различия в возрасте очень важны, что резко контрастирует с 46%, которые говорят то же самое о гендерной диверсификации.

Возрастное разнообразие не привлекает такого же внимания и не считается столь же критичным, как другие формы разнообразия

Вот один из кейсов, представленных на дискуссии. Для Макдоналдс итоги 2014 года были крайне неутешительными: продажи, выручка, операционная прибыль упали. Совет директоров компании вовремя не отреагировал на ряд событий, среди которых, например, был растущий спрос на здоровое питание. Для членов СД этот тренд оказался неочевиден. Председателю СД было 86 лет, он работал в совете четверть века и возглавлял его 12 лет.

Советы директоров американских компаний достаточно однородны: это белые мужчины, их средний возраст 63 года. И СД продолжают стареть. Достаточно посмотреть на компании из индекса S&P500. Доля членов СД старше 64 лет выросла с 29% в 2009 году до 37% в 2019-м. Это сказывается на эффективности. Разрыв растет, договариваться все сложнее.

63 года
средний возраст членов советов директоров американских компаний. Доля членов СД старше 64 лет выросла до 37% в 2019 году.

Казалось бы, решение очевидно – диверсифицироваться, но процессы идут медленно. Даже несмотря на такие вдохновляющие примеры, как в случае компании De Beers. В 2018 году алмазная корпорация совершила революцию в отрасли, объявив о том, что начинает производство искусственных бриллиантов. Радикальная смена позиционирования и стратегии развития была просто необходима в условиях, когда, с одной стороны, запасы природных камней могут иссякнуть уже через 30 лет, а с другой – в обществе сильно изменилось отношение к роскоши. Смелое решение De Beers полностью отвечает интересам и мировоззрению молодого поколения, которое уделяет большое внимание вопросам экологии и этичного производства. Но подобный перелом вряд ли стал бы возможен без возрастных изменений в топ-менеджменте этой крупнейшей компании.

Нужно ли возрастное разнообразие в стартапах? Однозначного ответа, пожалуй, нет. С одной стороны, чем раньше заложишь в ДНК компании правильные установки, тем лучше. С другой – искусственно созданное разнообразие ради разнообразия может серьезно замедлить рост.

Как преодолеть возможные сложности на пути к диверсификации, спросили у основателя и генерального директора проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений» Евгении Шамис.

Фактически мы только учимся жить в разнообразии. Сейчас в России в деловом пространстве представлено три поколения – бэби-бумеры, иксы и миллениумы (они же Y). Через пять-семь лет мы ждем уже четыре: подрастут хоумлендеры или Z (2003 – 2023 г.р).

Конечно, идеальный вариант – строить кросс-поколенческие команды. Но не стоит ожидать, что все заработает идеально само по себе. И руководителей, и команды надо учить работать в условиях, когда у людей разные модели и сценарии действия, разные модели как договариваться, как принимать решения, как давать рекомендации, обратную связь, как выстраивать развитие.

Однопоколенческие команды – интересная история, но им часто не хватает широты взгляда. Их задача – привлекать советников, консультантов, наполнять экосистему представителями других поколений, которые помогут принимать решения, адаптированные под разные группы людей.

Важно развивать гибкость – она нас спасет. Очень большая и распространенная ошибка: все пытаются разобраться в других. А начинать стоит с себя. К какому поколению вы относитесь? Что для вас важно? Какие типичные ошибки вы будете повторять раз за разом? Попробуйте понять, как будет выглядеть хорошая реакция в сложных ситуациях, которая не будет провоцировать другие поколения и не потребует объяснений, что именно вы имели в виду.

Евгения Шамис
генеральный директор Sherpa S Pro, основатель и координатор «RuGenerations – российская школа Теории поколений»
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

Принятие решений со скоростью потоков событий на живом примере

В 2022 году, согласно прогнозам Gartner, организации будут объединять данные из десятков внутренних и внешних систем, сокращать зазор между поступлением данных и их обработкой с дней до секунд, создавать инфраструктуру для аналитики, прогнозирования и принятия решений в реальном времени.

В этой статье на примере практического кейса рассмотрим, как происходит переход организации к работе с данными с нулевым зазором и какие результаты это дает.

Ресторан в США потребовал от сотрудников получать хорошие отзывы на Google Maps — менеджера уволили за эту идею Статьи редакции

Объявления с угрозами уволить «недорабатывающих» сотрудников опубликовали на Reddit и сообщество завалило заведение плохими оценками.

Анастасии звонят чаще, чем Владимиры — Yota подготовила статистику клиентов по именам

По данным Yota за 2021 год, самые часто встречающиеся мужские имена среди пользователей мобильного оператора – Александр, Сергей, Алексей. Женские – Елена, Наталья, Татьяна. При этом Александров на 21,4% больше, чем Елен.

Давайте проследим за популярными инвесторами из «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» в столь непростые для рынка времена

Моя предыдущая статья “Популярные авторы «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» торгуют в убыток” набрала около 25к просмотров в первые 12 часов и более 43к на данный момент. Поэтому было принято решение продолжить тематику инвестиций и публикации результатов популярных инвесторов социальность сети «Пульс».

Python-разработчик, UX-писатель и Product-менеджер. На кого учатся россияне и сколько тратят на онлайн-образование

Ко Дню студента мы выяснили, как в 2021 году изменился спрос на онлайн-образование по сравнению с 2020 годом. Рассказываем, что изменилось за год, и какие направления онлайн-образования пользуются наибольшей популярностью.

Патенты и электромобили: что охраняют «Яндекс», автогиганты и стартапы

Технологии совершенствования аккумуляторов и системы управления стали самыми патентуемыми разработками, связанными с электромобилями. Такие данные представил в своем исследовании крупнейший агрегатор американских и общемировых патентных данных IFI Claims.

Ставка на цифровые продукты и качественный клиентский сервис

МТС Банк активно работает в парадигме устойчивого развития, которая ориентирована на стратегию win-win для клиентов и для банка. Глеб Сорокин, вице-президент, руководитель инвестиционного блока МТС Банка, о цифровой трансформации бизнеса, включая практику работы с инвестициями и внедрение финтех-сервисов для участников ВЭД.

Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Статьи редакции

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.

Ночники Brezhnevka и «Свечка». Фото предоставлены мастерской.
Google отказалась от технологии FLoC и представила взамен другой способ таргетирования рекламы Статьи редакции

Сервис Topics будет определять темы, которые нравятся пользователю, и передавать рекламодателям данные только о них.

null