Как в креативных отраслях защищают авторские права

Научно-образовательный центр Digital IP провел цикл из шести мастер-классов «Техника правовой безопасности от музыки до архитектуры».

Он прошёл в рамках Российской креативной недели. Участники рассмотрели кейсы и проблемы правового обеспечения креативных индустрий.

27 и 28 августа директор Digital IP и вице-президент Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская рассказывала слушателям, как использовать объекты интеллектуальных прав в различных областях творческого предпринимательства.

Издательское дело и журналистика

В издательской сфере есть несколько существенных юридических проблем. Одна из них связана с сиротскими произведениями. Это объекты, срок действия исключительного права на которые не истек, но поиски правообладателя представляют серьезные трудности. Другая – плоды работы искусственного интеллекта. Из-за развития технологий все чаще появляются тексты и изображения, созданные алгоритмом, а не человеком — их статус и правила оборота не определены.

Изобразительное искусство и архитектура

Художники и архитекторы имеют больше возможностей управлять судьбой результатов своего труда, чем другие творцы. Например, у них есть право следования и право доступа. Право следования позволяет авторам получать вознаграждение при перепродаже оригинала, а право доступа упрощает отношения с собственником оригинала при реализации исключительного права автора.

При этом авторское право, особенно в сфере изобразительного искусства, допускает, что иногда произведения можно использовать свободно — например, чтобы создать карикатуру или разместить изображение в учебнике, согласия правообладателя не требуется. И выплата вознаграждения тоже не предусмотрена. Единственное условие — обязательно указывать имя автора и источник заимствования.

Музыка

Музыка — одна из индустрий, где творческий продукт доходит до потребителя через посредников.

Это могут быть аранжировщики, участники оркестра, вокалисты, изготовители фонограмм, звукорежиссеры и даже публикаторы — те, кто обнаруживает ранее не обнародованные произведения давно ушедших авторов. Достаточно вспомнить подготовку к изданию собрания сочинений Модеста Мусоргского: исследователям института искусствознания удалось найти несколько ранее не известных редакций его оперы «Борис Годунов», хотя каждый день её исполняют на разных площадках по всему миру.

Екатерина Чуковская, директор Digital IP и вице-президент Федерации интеллектуальной собственности

Музыкальное произведение должно быть выражено в доступной для восприятия форме, например, в виде аудиозаписи или нот. Это условие охраны авторским правом. Но защиту могут получить и произведения, записанные нестандартным способом. Так, во время работы над музыкой к фильму «Асса» у Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» на пюпитре вместо нот стояли листы с нарисованными солнышками и коньками-горбунками. Такая графическая запись музыки тоже имеет право на жизнь.

Кино

Авторское право охраняет форму, а не содержание, то есть художественные средства, а не идеи или концепции. Причем для охраны не важно качество или востребованность творческого результата. Для возникновения авторского права надо сделать самое главное — создать произведение. Существует презумпция авторства, при которой указанный на оригинале или экземпляре произведения (например, в титрах фильма) человек считается автором до того момента, пока не доказано обратное. Но наиболее эффективный способ обеспечения прав — депонирование, которое предоставляют цифровые сервисы. Так называют передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей сертификата или свидетельства, подтверждающего дату размещения еще не обнародованного произведения и авторство создателя .

В кино, как и на ТВ любые произведения относятся к сложным объектам интеллектуальных прав. Для кино даже действует отдельный закон «О государственной поддержке кинематографии». А согласно статье 1263 ГК РФ, аудиовизуальные произведения — это произведения, которые всегда создаются в соавторстве.

ИТ, графика и компьютерные игры

Результаты интеллектуальной деятельности в компьютерной сфере охраняются по-разному. Мультимедийные продукты ГК РФ относит к сложным объектам. Все, что касается «железа», то есть технических разработок, регулирует патентное право, а ПО — авторское право. Компьютерные программы охраняются как литературные произведения, выраженные в любой форме и на любом языке и включающие в себя исходный текст и объектный код.

Мода и дизайн

Мода и дизайн затрагивают все области права интеллектуальной собственности, включая технические виды творчества — например, разработку новых видов тканей, пошива, способы креплений фурнитуры и прочее. Для промышленных образцов мало факта создания объекта, нужно пройти через бюрократические процедуры.

Для предметов стиля, относящихся к вечной классике, регистрация в патентных органах целесообразна. Так, защищен дизайн сумок «Биркин» и цвет подошвы обуви Кристиана Лабутена. Но охрана вещей из сезонных коллекций, часто основанных на заимствованиях и быстро теряющих актуальность, настолько затруднена, что фэшн-индустрия часто игнорирует как свои, так и чужие законные интересы.

Интеллектуальное право в каждой креативной индустрии раскрывается по-своему. Как правильно распоряжаться исключительным правом на интеллектуальный продукт в творческих сферах, можно узнать на бесплатной открытой лекции 21 сентября в 19:00.

Возрастная категория мероприятия — 6+

0
1 комментарий
Ленин-гриб

Для меня тема интересная, зарегистрировался, но, господи, зачем 6 полей для регистрации? Уважайте хоть немного людей, диджитал... Я вам там дичи понаписал.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null