{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ДОМ.РФ — это люди: как работает лаборатория клиентских исследований

Артем Левчук, руководитель лаборатории исследований клиентского опыта ДОМ.РФ, рассказал о создании лаборатории, поиске специалистов и работе с продуктами, а также о том, зачем нужны когнитивист, социокультурный антрополог и специалист по поведению человека inhouse.

Если игнорировать опыт клиента, можно так и не узнать, как он взаимодействует с продуктом. Последствия могут обойтись бизнесу дорого

Артем Левчук, руководитель лаборатории исследований клиентского опыта ДОМ.РФ

Удивительно, но до сих пор далеко не все компании могут похвастаться опытом внедрения CX- и UX-культуры в свою работу. Мы в ДОМ.РФ сегодня четко понимаем, что создание продуктов невозможно без использования исследовательских практик. Игнорирование опыта клиентов при проектировании и развитии продуктов будет стоить дорого.

Летом 2021 года я присоединился к команде ДОМ.РФ. В этот период в компании как раз начиналась активная цифровая трансформация, в ходе которой стало понятно: в продуктах в той или иной мере отсутствует системный подход к проектированию. Зачастую пользовательские сценарии и макеты создавались без учета мнения пользователей, существующих на рынке трендов, изучения конкурентов.

Например, я обратил внимание на то, что в процессе проектирования нового мобильного банка есть ощутимые пробелы: на конкурентов не смотрим, опытом клиентов особо не интересуемся. Копнули дальше, и стало понятно, что такая ситуация во многих продуктах.

Мне удалось убедить управляющего директора по цифровой трансформации Николая Козака в потребности формирования экспертизы в области CX/UX, а значит, и в создании inhouse команды. К счастью, не потребовалось много времени на обоснование того, почему такая команда нужна. В тот момент ДОМ.РФ уже обращался к подрядчикам за похожими задачами, но системность у нас отсутствовала. В нашем случае экономически целесообразнее формировать внутреннюю команду, чем пользоваться услугами внешних консультантов. Поэтому прежде чем принять решение о создании внутренней лаборатории исследований, оцените, будет ли выгодно это вашей компании.

Мы в ДОМ.РФ движемся на высоких скоростях, выпускаем большое количество продуктов и испытываем постоянную потребность в исследованиях. Каждый раз погружение подрядчиков в контекст, контроль их работы и интерпретация полученных результатов требуют много ресурсов. Вывод напрашивался один: развитие внутренней компетенции в компании станет правильным решением. Уже в июле 2021 года в нашей команде появился первый исследователь.

В первую очередь, лаборатория клиентских исследований — это люди. Кроме грамотного подбора при формировании команды, важно иметь принципы, на основе которых можно принимать ключевые решения. Принципы нашей лаборатории формировались «по ходу» — в процессе образования команды. Но главное я знал сразу:

  • Никакой работы «в стол»: с одной стороны, мы хотим, чтобы рекомендации внедрялись. С другой стороны, исследования должны нести прикладную пользу. Исследователь не должен быть равнодушен к продукту, не должен бояться брать на себя ответственность за результат исследования и должен быть готов быть частью продуктовой команды.

  • Исследователь — это тот человек, который обращает внимание на множество деталей. Клиент их может не заметить, но именно они и формируют мнение о продукте: если впечатления со знаком «минус», то клиент вряд ли вернется снова. Поэтому широкая насмотренность продуктов из разных сфер крайне важна. Один из моих любимых вопросов на собеседовании — «Что вам не нравится в продуктах, которыми вы часто пользуетесь?». Если кандидат начинает один за другим приводить примеры того, что можно улучшить в продукте, значит, он — наш человек.

Наша команда состоит из людей с очень разными компетенциями, что позволяет анализировать один и тот же продукт под разными углами и на разных этапах. Сейчас в команде уже 8 человек, но мы стремимся к развитию лаборатории, а значит, и к увеличению штата.

Среди наших специалистов:

  • CX/UX-исследователи: предлагают бизнесу решения, основанные на уникальном опыте пользователя.
  • Психологи со знаниями когнитивно-поведенческой терапии и нейрофизиологии: делают использование продуктов эффективным с точки зрения нейромаркетинга.
  • Социальный антрополог: помогает разобраться в культурном контексте, кодах повседневности и изучить различные практики взаимодействия с продуктом.

Здорово, что в ДОМ.РФ я могу работать над CX/UX исследованиями и выстраивать многие процессы с нуля!

Александра Муравьева, лидер направления пользовательских исследований

В процессе работы мы погружаемся в экосистему продукта целиком: изучаем ежедневный опыт пользователя, его ощущения, внутренние мотивации, предпосылки к действиям и сопровождаем продукты с момента их создания до реализации и использования.

В рамках лаборатории есть возможность поработать над разнообразными проектами, например, мобильный банк, корпоративный портал, цифровая академия и др

Дмитрий Петрухин, CX/UX-исследователь

Также мы сопровождаем бизнес-заказчиков в процессе внедрения результатов исследования. Потому что нет ничего лучше, чем видеть результат своей работы через какое-то время, понимать, как продукт изменился, и что именно ты к этому имеешь прямое отношение. А поскольку продуктами ДОМ.РФ пользуются тысячи человек, удовольствие множится в разы.

Рада присоединиться к команде в качестве стажёра! Новая лаборатория, новый опыт... пользовательский опыт!

Александра Егорова, стажер лаборатории

Мы готовы делиться своим опытом, поэтому будем рассказывать о самых интересных кейсах, проводить митапы и конференции, на которых будем рады видеть всех заинтересованных!

На ваш взгляд, что важно при создании и развитии лаборатории клиентских исследований? Напишите в комментариях!

Stay with us — future is going to be even more interesting! 😊

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда