ДПиИР
376

«Музыка — это всё, что нас окружает»: история производства необычных музыкальных инструментов Playtronica

С их помощью можно «озвучивать» людей и бытовые предметы, проводящие ток.

В закладки

В 2013 году театральный продюсер Саша Пас придумал Playtronica — формат воркшопов, на которых дети учились создавать электронную музыку через игру.

Первоначально он использовал для обучения устройства Makey Makey, а три года спустя нашёл партнёра и запустил производство собственных музыкальных устройств, которые реагируют на прикосновения — Playtron и Touch Me.

Сейчас Playtronica продаёт по тысяче инструментов в год, занимается инсталляциями для крупных брендов — например, Nike, Mercedes и Timberland, и проводит образовательные воркшопы в России и Европе.

Playtron

Игра на овощах

Идея детских музыкальных воркшопов появилась у московского театрального продюсера Саши Паса в 2013 году. Тогда Пас заканчивал магистратуру по культурному менеджменту в Каталонии.

Проводя дипломное исследование, он понял, что школьникам негде учиться электронной музыке: в музыкальных школах преподавали только традиционные дисциплины.

Классическое музыкальное образование застряло в парадигме 19 века. Это очень понятная канва обучения, и, как следствие, не очень интересная. Мне хотелось делать что-то в ногу со временем, с музыкальной историей двадцатого века.

Саша Пас

В музыкальной истории двадцатого века Пас выделяет три ключевые фигуры: Кандинского и его идею синестезии, Карла Орфа, преподававшего музыку через танец, народные песни и игру на примитивных инструментах, и Джона Кейджа. Джон Кейдж считал, что музыка — это всё, что нас окружает, а не только звуки инструментов

Работая над идеей музыкальных воркшопов, Саша Пас узнал о Makey Makey — проекте инженеров из MIT, который те выложили на краудфандинговой платформе Kickstarter.

Makey Makey — это устройство, с помощью которого можно подключить к компьютеру проводящие ток предметы (например, овощи или пластилин) и использовать их для управления играми.

Кроме того, с помощью Makey Makey можно озвучивать окружающие предметы — если назначить каждому свой звук или музыкальный фрагмент.

Пас решил воспользоваться устройством при проведении занятий музыкой с детьми: он заказал три платы Makey Makey, а позже защитил дипломную работу по музыкальному образованию на стыке искусства и технологий.

Так выглядит Makey Makey

Вернувшись в Москву в 2013 году, Пас продолжил работу над образовательной программой для детей и договорился о первых занятиях в коворкинге DI Telegraph.

Предприниматель попросил знакомых музыкантов нарезать звуковые дорожки для воркшопов и использовал Makey Makey для игры на фруктах и овощах. Вход на занятия стоил 300 рублей — чтобы окупились материалы.

Однако масштабировать проект тогда не удавалось: Пас проводил занятия самостоятельно и «бегал от ребёнка к ребёнку».

Параллельно Пас стал задумываться о сотрудничестве со школами. Но у Playtronica не было выработанной методологии занятий — и договориться с учителями не удавалось.

Привлечь внимание к проекту помогло участие в фестивалях: весной 2013 года Playtronica выступала на фестивале Политехнического института. Для выступлений Пас собрал музыкальную группу: в ней играли сам Пас, диджей Ольга Максимова и их друзья.

Гонорар, вырученный с выступлений, предприниматель вложил в закупку материалов для воркшопов и запись роликов для продвижения проекта.

В рекламу в соцсетях команда вкладываться не стала. Пас объясняет это тем, что Playtronica стремится показывать свою работу, а не описывать её: «Cложно передать человеку сенсорный опыт и «разжевать» тактильные ощущения».

На видео обратили внимание рекламные агентства, и у Playtronica появились заказы на коммерческие выступления: например, компания озвучивала бытовые предметы на открытии IKEA и играла на мыле в флагманском магазине Lush. Каждый концерт приносил компании 150-300 тысяч рублей.

Собери сам

Однако выручка зависела от сезонности: по словам Паса, заказы на выступления поступали только с апреля по октябрь. Тогда предприниматель решил найти альтернативный источник дохода — производить и продавать собственные музыкальные устройства.

На фестивале «Политеха» Пас познакомился с дизайнером и куратором образовательных программ в институте «Стрелка» Андреем Манирко — он взял на себя работу над экономикой проекта.

В 2016 году приятели вложили в производство около 500 тысяч рублей и наняли инженера, который создал бы на основе Makey Makey устройство, предназначенное специально для создания музыки. Получившийся инструмент назвали Playtron.

Отличие Playtron от Makey Makey в том, что в него встроен MIDI-контроллер, который работает со всеми музыкальными программами: Ableton, FL, Garage Band. В Playtron инструменты разбиты по 4 группы, и под каждый инструмент выделен свой диод.

В целом Playtron лучше оптимизирован под музыкальную игру, это более приветливый продукт. С Makey Makey разобраться тяжелее, и он довольно хлипкий, зато больше приспособлен к занятиям программированием и STEM.

Саша Пас

Детали для Playtron заказывали из Китая, а сборку наладили на московском заводе «Резонит».

Набор Playtron

Поначалу партнёры демонстрировали и продавали устройства на городских фестивалях: пикнике Афиши, Geek Picnic. В конце 2016 года они договорились о продаже Playtron на московском «Ламбада-маркете».

Но курьер, который должен был забрать присланные из Китая детали и отвезти их на завод, пропал вместе с посылкой. В результате партнёрам пришлось показывать посетителям маркета два прототипа устройства и собирать контакты будущих покупателей.

Для регулярных продаж Playtronica запустила собственный сайт и доставку. В 2017 году предприниматели продавали Playtron в «Республике», но впоследствии отказались от сотрудничества. Манирко объясняет это тем, что устройства тяжело «понять с полки».

Если бы мы серьезно сотрудничали с Республикой, мы бы ездили и отдельно делали инструктаж продавцов, чтобы те могли объяснить, что такое «Плейтрон» и показать, как он работает. Это требует много времени — у нас столько нет.

Андрей Манирко

В начале 2018 года компания выпустила новое устройство — Touch Me. В отличие от Playtron, к которому можно подключить 16 предметов, к Touch Me можно подключить всего один.

Устройство реагирует на силу нажатия — регулируя её, музыкант может менять высоту звучащей ноты. Помимо силы и площади нажатия на звук влияет индивидуальная электропроводность: например, если человек ест много соли, то звук будет интенсивнее.

Так работает Touch Me

За 2018 год команда изготовила и продала примерно 1000 устройств (поровну Playtron и Touch Me). Покупатели обычно узнают о проекте из выступлений и инсталляций Playtronica и публикаций в СМИ.

Был случай, когда после эфира на НТВ женщина купила сразу три «Плейтрона», а через день позвонила нам с криками: «Обманули, подключила к огурцам — не звучат!».

Оказалось, что она не разобралась, что для работы нужно подключить устройство к планшету или компьютеру.

Саша Пас

Помимо Playtron и Touch me Platronica разработала и другие музыкальные устройства: Tone и Sila. Первый преобразует цвет в звук, второй — напряжение мышц в музыку. Однако их Playtronica не продаёт, а использует для проведения инсталляций.

Два в одном

Сейчас работа Playtronica делится на два направления. Первое — бюро, которое производит и продаёт музыкальные устройства. Второе — агентство, которое занимается образовательными воркшопами, инсталляциями и выступлениями команды в России и Европе.

Оборот компании от обоих направлений составляет 10 млн рублей в год. Половину выручки приносит работа агенства, половину — продажа Playtron и Touch Me. Компания прибыльная, но её размер Манирко и Пас не раскрывают.

Инсталляции приносят Playtronica в среднем 100-200 тысяч рублей, а выступления группы — до 150 тысяч рублей. По словам Манирко, 70% выручки с инсталляций уходит на материалы и зарплаты, остальное — прибыль компании.

В ходе инсталляций Playtronica обычно озвучивает неожиданные предметы: например, компания озвучивала кроссовки Timberland так, чтобы посетители интерактивной выставки могли сыграть на них концерт.

Также Playtronica озвучивала тренировки по боксу в спортивных студиях Санкт-Петербурга: музыкальный ритм помогает спортсменам выдерживать правильный темп движений, объясняет Манирко.

Первых клиентов в Европе Playtronica нашла в 2017 году благодаря диджею Ольге Максимовой, которая переехала во Францию и участвовала в музыкальных фестивалях. Для работы во Франции Playtronica открыла местный аналог ООО: на регистрацию потребовалось €5 000.

Максимова сумела договориться о воркшопе в музее современного искусства Помпиду. Команда проекта «озвучивала» экспозицию музея и рассказывала посетителям, как работает технология. С выступления компания выручила всего €600, но это позволило привлечь новых клиентов: компании AirBus, Orange и Metro.

Playtronica старается поддерживать баланс между корпоративными и музейными проектами: последними команда занимается, чтобы «не перегорать» и привлекать внимание к своей работе.

Наша амбиция в том, чтобы суметь обе вещи: работа над проектами «для души» не противоречит зарабатыванию денег. Можно выражать какие-то художественные идеи, заниматься популяризацией новых технологий в музыке и в то же время зарабатывать на коммерческих заказах.

Саша Пас

Также компания бесплатно сотрудничает с благотворительными фондами. Например, в съемках интерактивного фильма про ВИЧ от проекта «Нужна Помощь» участвовал Touch Me — с его помощью касания актеров озвучивались нотами.

Аудиомаркетинг

Playtronica стремится развиваться в аудиомаркетинге — формировании идентичности брендов с помощью звуков и музыки. Пас приводит пример двигателей электрических электромобилей, которые специально озвучиваются так, чтобы вызывать у пользователей ассоциации с «рёвом бензинового мотора».

По его словам, рынок для аудиобрендинга растёт за счёт усталости пользователей от ярких визуальных стимулов: этим же Пас объясняет популярность голосовых помощников и подкастов.

Среди компаний, которые удачно используют аудиобрендинг, предприниматель выделяет Lush — производитель натуральной косметики основал собственный музыкальный бренд, который выпускает фолк-музыку о природе.

Место Playtronica в аудиобрендинге Пас видит в проведении инсталляций, в ходе которых участники переживут запоминающийся эмоциональный опыт. Этот опыт в последствии будет ассоциироваться у них с брендом-организатором, поясняет Пас.

Среди клиентов компании — Timberland, Lush, Mercedes-Benz и прочие крупные бренды. Playtronica подходит к заказам выборочно — например, принципиально не работает с выставками оружия.

Для Паса любимый пример сотрудничества — коллаборация с Mercedes-Benz. Агенство пришло с идеей о том, чтобы поместить автомобиль в клетку и назвать инсталляцию «зверем за решёткой».

Playtronica озвучила машину так, что при прикосновении к решетке, она начинала громко реветь: а звук двигателя был совмещён с криками дикого животного.

Наши перформансы для Nike, H&M и Timberland — это не блажь, а составляющая маркетинга опыта. Люди привязываются к бренду через пережитые вместе с ним эмоции — а Playtronica помогает их вызывать.

Саша Пас

Автор: Яна Павловская

Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы — главный по предпринимательству и инновационному развитию столицы.
{ "author_name": "ДПиИР", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430"], "comments": 1, "likes": 3, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dpirmos", "id": 67396, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 20 May 2019 11:48:04 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Буду следить. Наконец-то и до звука дело дошло

Ответить

Прямой эфир