Бизнес и социальная поддержка не часто пересекаются. Есть предприниматели, а есть НКО, и каждый занимается своим делом: первые поддерживают экономику, вторые решают проблемы общества. Между тем восприятие бизнеса в России меняется, в непростые времена набирает обороты тренд на эмпатию и на первое место выходит представление о миссии. Как отдельного человека, так и корпорации. Рассказываем, зачем предпринимателям присоединяться к тренду и почему бизнес от этого только выиграет.
Плюс к репутации
Инклюзивный бизнес – это репутация. Это предпринимательство со смыслом и без границ. Компании, которые берут на работу людей с инвалидностью, выигрывают благодаря своей открытости и привлекают внимание аудитории. Они демонстрируют, что задумываются о проблемах общества и при этом остаются эффективными. При умелом подходе инклюзивность можно даже сделать частью уникального торгового предложения. А иногда бизнес целиком и с самого начала строится на этом.
Плюс к прибыли
Инклюзивный бизнес – это не благотворительность, а экономически целесообразная модель ведения дела. Общие черты с филантропией у него есть, но на прибыли это отражаться не должно. Цель любого предпринимателя – зарабатывать, и сотрудники с ОВЗ могут быть полноценными участниками этого процесса. Физические ограничения не отменяют талантов и способностей.
Плюс к инвестиционной привлекательности
У предпринимателя, который заинтересован не только в прибыли, но и в решении социальных или экологических проблем, есть дополнительный потенциал. Он дает инвестору возможность продемонстрировать свою социальную ответственность, стать причастным к добру.
Нужно понимать, что все зависит от проекта. В первую очередь инвестор заинтересован в возврате средств и донором быть не захочет. Если вы уже зарабатываете и обладаете определенной репутацией, остается проявить инициативность и донести до вкладчика, что это выгодно не только с точки зрения имиджа, но и финансово.
Покажите ему цифры, расскажите, сколько рабочих мест вы даете или можете дать людям с инвалидностью, подчеркните свою нестандартность, это очень актуально в условиях нынешней конкурентности. В конце концов, начать можно с коллабораций – для крупного игрока это не затратно, а положительный отклик аудитории практически гарантирован.
Плюс к привилегиям
Социальные предприятия могут претендовать на финансовую помощь от государства. О том, как получить этот статус в Москве можно узнать тут.
После оформления статуса предпринимателям доступен весь спектр мер поддержки, включая консалтинг, бизнес-образование, различные сервисы, продвижение. За их комплексную поддержку отвечают Фонд поддержки социальных проектов и учреждение столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития «Малый бизнес Москвы».
С портала «Социальное предпринимательство: особое внимание города» можно перейти к специальной витрине, где собраны компании, которые производят товары или предоставляют услуги, полезные для уязвимых категорий граждан. А еще – в Бизнес-бокс, тут хранятся полезные бухгалтерские, аналитические и другие сервисы.
И еще одна совсем новая, но уже ставшая очень актуальной программа поддержки локальных брендов «Сделано в Москве». Она помогает столичным производителям в продвижении их продукции.
Плюс к актуальности
У предпринимателей, которые нацелились на инклюзивность, есть шансы оказаться в первых рядах набирающего обороты тренда. В международной практике такой бизнес стал успешным инструментом для решения социально значимых проблем, а в России это пока только тенденция.
Плюс к зрелости
Полностью здоровому человеку, наверное, всегда сложно контактировать с людьми, у которых есть физические ограничения. Но все герои нашей истории согласны в том, что наладить общение более чем реально, стоит только начать, а наградой становится личный рост и расширение границ. А еще социальный предприниматель становится креативной и сильной духом личностью, потому что работает со сферой, где мало привлекательности, но нередко встречаются барьеры.
Плюс к карме
Неумение общаться – проблема двусторонняя, далеко не все люди с ОВЗ демонстрируют готовность преодолевать этот барьер. Многие незрячие, например, негативно реагируют на предложения помощи в передвижении на улице или в общественном транспорте. Не желая показаться немощными, они отталкивают тех, кто хотел проявить сознательность.
Поэтому приняв на работу инвалида, предприниматель становится для него тем, кто помог иначе – не из жалости, а с намерением изменить общество. Он уже не переходит дорогу, а адаптируется и учится взаимодействовать. И можно не верить в карму, но делать что-то хорошее – как минимум полезно для самочувствия.