{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Наука и жизнь: образованные живут дольше

Образование продлевает жизнь: разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между людьми с высшим образованием и без него значительно увеличился во время недавней пандемии, показало исследование на данных США.

Материал подготовлен изданием «Эконс»

Высшее образование способствует увеличению продолжительности жизни, показывает исследование профессора Принстонского университета Ангуса Дитона, нобелевского лауреата по экономике 2015 г., и Энн Кейс, его коллеги по университету и супруги. Исследование показало, что ожидаемая продолжительность жизни для достигших 25 лет американцев, получивших диплом бакалавра, с 1992 г. непрерывно росла, в то время как для не имеющих высшего образования ее рост с 2010 г. повернул вспять. Разрыв между жителями США с высшим образованием и без него еще больше увеличился в 2020 и 2021 гг. во время пандемии коронавируса.

Ангус Дитон и Энн Кейс: коллеги и супруги

Ангус Дитон в 2015 г. стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Его исследования посвящены тому, сколько общество в целом тратит, а сколько сберегает; как лучше всего измерять и анализировать уровень бедности и благосостояния. В одном из своих исследований Дитон установил, что удовлетворенность жизнью напрямую зависит от уровня национального дохода на душу населения. Энн Кейс известна своими исследованиями взаимосвязи между экономическим статусом и состоянием здоровья; в 2003 г. она получила премию Кеннета Эрроу Международной ассоциации экономики здравоохранения за работу о том, что состояние здоровья детей положительно связано с доходом их родителей, таким образом, эта связь может служить одним из факторов межпоколенческой передачи социально-экономического статуса. В 2015 г. Дитон и Кейс были удостоены премии Коццарелли от журнала Proceedings of the National Academy of Sciences за свое первое исследование растущей заболеваемости и смертности в среднем возрасте среди американцев, у которых нет высшего образования. «Мы часто путешествуем вместе, иногда – но не всегда – вместе работаем, вместе готовим, вместе ходим в оперу и, что самое приятное, вместе ловим рыбу. <…> Брак, который охватывает всю нашу жизнь, является ценным подарком», – писал Дитон в своей автобиографии для Нобелевского комитета.

Дитон и Кейс на данных США оценили ожидаемую продолжительность жизни для людей в возрасте 25 лет, когда большинство получает высшее образование, и смертность по возрастам от 25 до 85 лет. Исследователи зафиксировали три периода изменений в ожидаемой продолжительности жизни в зависимости от уровня образования:

1) с 1992 по 2010 г. – в обеих группах (с высшим образованием и без) она росла, но у людей с высшим образованием – быстрее, чем у людей без него;

2) с 2010 по 2019 г. – у имеющих высшее образование ожидаемая продолжительность жизни увеличивалась, у не имеющих – уменьшалась;

3) с 2019 по 2021 г. – на фоне пандемии коронавируса в обеих группах ожидаемая продолжительность жизни падала, но у не имеющих высшего образования снижение происходило быстрее.

Для 25-летних мужчин со степенью бакалавра ожидаемая продолжительность жизни с 1992 по 2019 г. возросла на 3,6 года, с 51,1 до 54,7 года, а затем с 2019 по 2021 г. снизилась на 0,72 года. Для женщин-бакалавров за те же периоды – соответственно возросла на 2,5 года, с 53,7 до 56,2 года, и снизилась на 0,51 года. До 2019 г. у образованных женщин прирост продолжительности жизни был меньше, чем у образованных мужчин, но и последующие потери во время пандемии – тоже меньше. В свою очередь, у мужчин без высшего образования продолжительность жизни возросла с 1992 по 2010 г. на 2,2 года (меньше, чем у ровесников-бакалавров), затем постепенно снижалась до 2017 г. (на 0,6 года), затем два года не менялась, а во время пандемии резко сократилась – на 2,7 года. Такой же тренд – у продолжительности жизни женщин без высшего образования: с 1992 по 2010 г. рост (лишь на 0,7 года), затем спад (на 0,4 года к 2017 г.) и стагнация, затем резкий спад (на 1,7 года с 2019 по 2021 г.). И снова у женщин прирост был меньше до пандемии, но меньше и потери во время нее.

В целом у обоих полов совместно разрыв в ожидаемой продолжительности взрослой жизни между двумя образовательными группами в 1992 г. составлял 2,6 года, а к 2021 г. возрос более чем в 2,5 раза – до 6,9 года.

Данные о смертности воспроизводят динамику ожидаемой продолжительности жизни жителей США в зависимости от уровня образования. В 1992 г. скорректированные по возрасту коэффициенты смертности от всех причин для американцев со степенью бакалавра и без нее составили 845 и 1056 на каждые 100000 человек соответственно, в 2019 г. – 462 и 908 соответственно. Несмотря на то что для всех смертность сократилась, разрыв по этому показателю между двумя образовательными группами также увеличился более чем в два раза.

Разрыв в смертности от COVID-19 в 2020–2021 гг. для американцев с высшим образованием и без него был также заметным: коэффициент смертности в группе без степени бакалавра был примерно втрое выше, чем в группе со степенью (164 против 57 соответственно). Кроме того, с 1992 по 2021 г. наблюдался значительный рост «смертей от отчаяния» (см. врез ниже), которые практически исключительно касаются тех, у кого нет высшего образования. Растущий разрыв в смертности между людьми с высшим образованием и без такового наблюдается практически по всем основным группам причин смерти, отмечают авторы.

«Смерти от отчаяния»

В 2015 г. Дитон и Кейс написали статью, посвященную растущей смертности среди белых неиспаноязычных американцев без высшего образования в возрасте 45–54 лет. Основными причинами смерти среди них были самоубийство, передозировка наркотиков и алкогольная зависимость; рост смертности в этой группе людей сопровождался ухудшением самочувствия и психического здоровья. В том же 2015 г. Кейс придумала термин «смерти от отчаяния». Позднее Дитон и Кейс продолжили изучение «смертей от отчаяния», исследуя все более расширенные выборки данных и опубликовав статьи в 2017, 2020 и 2022 гг., которые, по словам профессора Гарварда Кеннета Рогоффа, стали «своего рода «тестом Роршаха» для журналистов, обозревателей и даже для многих социологов, рассуждающих о том, что беспокоит Америку сегодня». В 2020 г. Дитон и Кейс выпустили книгу Deaths of Despair and the Future of Capitalism («Смерти от отчаяния и будущее капитализма») о бедственном положении рабочего класса.

Связь между образованием и продолжительностью жизни характерна и для других стран, различающихся только уровнем разрыва между этими показателями у людей с высшим и без высшего образования и динамикой самих показателей, отмечают авторы. Как правило, более образованные живут дольше и среди них ниже смертность.

В среднем разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между людьми с высоким и низким уровнем образования равен 8 годам для мужчин и 5 годам для женщин в возрасте 25 лет и составляет 3,5 года для мужчин и 2,5 года для женщин в возрасте 65 лет, показало исследование на данных 23 стран ОЭСР 2011 г. В последние годы благодаря развитию медицинских технологий продолжительность жизни растет, а уровень смертности снижается, особенно в развитых экономиках, причем касается это всех образовательных групп. Так, в большинстве европейских стран коэффициенты смертности с поправкой на возраст снизились для всех уровней образования, причем во многих странах они снизились в большей степени для менее образованных, чем для более образованных людей, свидетельствуют результаты, полученные на данных 27 европейских стран за 1980–2014 гг. Йоханом Макенбахом, профессором Медицинского центра Университета Эразма (Нидерланды), и его коллегами.

США, по-видимому, являются единственной западной страной, демонстрирующей противоположные тенденции – увеличение разрыва в уровне смертности между людьми с образованием и без, заключают Дитон и Кейс, посвятившие анализу этого феномена несколько исследований и книгу (см. врез выше).

Различия в уровне смертности людей с высшим образованием и без него связаны не только с прямым влиянием образования на индивидуальное здоровье, например через поведение в отношении здоровья, но и с действием более широких социальных и экономических факторов, считают Дитон и Кейс. В качестве аналогии они приводят надбавку к зарплате, которую получают люди с высшим образованием, – т.н. премию за образование, то есть разницу в заработке работника с высшим образованием и без такового (в США для бакалавров она возросла с 41% в 1979 г. до 83% в 2019 г.). Эта надбавка зависит не только от того, что работник с образованием имеет знания и навыки, которых нет у работника без образования (прямой эффект). Но и от косвенных эффектов: того, насколько велика доля работников с высшим образованием на рынке труда, от доступных рабочих мест и технологий, от того, какие именно навыки готов вознаграждать рынок и насколько просто работникам переехать туда, где их навыки востребованы. Аналогичные прямые и косвенные силы могут влиять и на продолжительность жизни и смертность – в том числе состояние рынка труда для менее образованных работников и состояние системы социального обеспечения, заключают авторы.

Ирина Рябова

Материал подготовлен сайтом «Эконс», команда которого рассказывает о новых научных идеях, открытиях и закономерностях мира экономики и финансов. Читайте на «Эконсе»:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда