Опыт преподавания онлайн

Я преподаю физику и математику онлайн (дистанционно) уже семь лет и хочу поделиться своими наблюдениями. Пытаюсь начать дополнительно преподавать в облаке инженерию для детей младшей и средней школы. Думаю, это будет интересно многим учителям.

Большинство родителей относятся к преподаванию онлайн с подозрением. Я их понимаю и не думаю их разубеждать. Это бесполезно и не стоит затраченного времени. Мои ученики - это дети небольших провинциальных городов России. Если их родители хотят поступать своих чад в хорошие (лучшие) вузы Москвы или Петербурга, то это мои клиенты с самой ранней школьной скамьи. До третьего класса желательно заниматься с детьми очно, а дальше часть занятий должно перейти в онлайн. С 6-7 класса я занимаюсь с учениками только онлайн и чаще индивидуально.

Мало репетиторов дают фундаментальные знания. Обычно это возлагается на школу. Большинство репетиторов натаскивают на экзамены, отсеивая слабых учеников. Так часто делают вузовские репетиторы. Работает принцип: "умных 2%, их важно отобрать первыми, а учиться они будут сами." Однако в провинции Ломоносовы встречаются редко. Поэтому такой подход обречен на провал, и преподавать нужно так, чтобы недоверчивые родители сразу сказали, что "это то, что они искали для ребенка".

Отсюда становится понятно, что нужно давать фундамент знаний (и лучше с младших классов), хорошо готовить к ЕГЭ и готовить ребенка для решения нестандартных задач в будущей жизни. Заметьте - отводится одно или два занятия в неделю. Задача кажется не выполнимой. Однако она выполнима, если в вас верят. А верят, если вы будете пользоваться уже известными педагогическими приемами, дающими 100% результат.

Приемы преподавания, которые обеспечивают положительный результат.

1. Понимание сути. Изучение любого предмета - это изучение незнакомого "иностранного (профессионального)" языка, со всеми его устоявшимися темами, фразами, выводами, которые ученик должен не вспоминать, а знать "без словаря". И, как в любом языке, целью является научить человека общению на этом языке. Общение, как цель, главный секрет преподавателя, который является первым партнером-собеседником учащегося перед выходом в жизнь. Здесь учителя никто не заменит, никакой ресурс, никакой робот. Важно именно человеческое общение и важно развитие именно человеческого общества.

2. Умственный счет. Исходя из первого пункта следуют уже конкретные выводы. Пункт 2 посвящен важности начального шага изучения - "азбуки" или "таблицы умножения" (говорите, как хотите). Это блестяще доказал С.А.Рачинский (см. картину "Устный счет" и ее историю). Николай II хотел своим детям такого репетитора. Не получилось. Сначала ребенку нужно, по-сути, выучить наизусть "азбуку" или "таблицу умножения" изучаемого предмета, сетку основных тем, задач, приемов или теорем. Знать "эти азбуки" нужно "без словаря", на автомате. Состав этой азбуки и есть секрет мастерства учителя (см. Н.Замяткин "Вас не возможно научить иностранному языку"). Каждый урок в онлайне начинайте с умственного счета Рачинского по задачам изучаемого предмета. Это и будет фундаментом знаний ученика.

3. Практика. Оказалось, что даже инженерная практика тоже должна начинаться с таблицы умножения. Собирайте в младших классах семь видов разных машинок, семь видов разных корабликов, семь видов разных катапульт, арбалетов, моделей самолетов и т.п. по принципу - я сделаю вам черта лысого из любого мусора. Это и есть инженерная "таблица умножения". Не научите детей делать самоделки в детстве - не будет инженеров. Нет дворового футбола, нет и мастеров футболистов. Язык учат в детстве, потом поздно. Все просто.

4. Письмо. Ребенок должен писать рукой на уроке, а не печатать. Моторика связана с сообразительностью. Делать приходится это мышкой на экране, но для 21 века необходимо детей обучать думать над листом бумаги на "экране компьютера". "Сэ ля ви" 21 века. Ребенок должен писать на уроке не меньше учителя, обсуждать с ним написанное. Этого нельзя добиться на вебинаре, но можно на онлайн досках совместного доступа. Это ключевой момент в преподавании через облако. Если у вас большая группа, пусть больше пишут все (каждый в своей тетради). Это лучше, чем учитель один пишет у доски. Оставьте им лучше короткие фильмы.

5. Говорение. Ребенок на уроке должен говорить. Нужно разговорить класс. Разговорить класс трудно, когда он большой. Но 5-6 человек разговорить не трудно. Устный счет - это уже повод для разговора. Вызывайте ребенка на разговор. Разговаривать детям онлайн очень приятно. Помните, это и есть соль образования. Дети учатся применять "азбуку", применять "таблицу умножения" в логически связанных фразах разговора.

6.Программирование. Программирование должно пронизывать каждый предмет, хоть историю, хоть географию, хоть английский, хоть инженерию. Вернее, не совсем программирование. Пакет или сервис уже готов, робот подан. Необходимо его использовать постоянно. Пример: Geogebra, Algodoo, Живая физика, геометрия, химия, SciLab, AnyLogic. Google Drive, VBA, Pascal ABC, AnyLogic ... Чем больше вы попробуете с ребенком этого добра, тем лучше. Не решайте за ребенка, что ему пригодится в жизни, а что нет. Дайте ему все, что можете, осваивайте пакеты вместе с ним.

Уроки получаются очень интересные. Как проектная деятельность, только с цифровыми двойниками. Вы делаете программный проект на общем экране, а они повторяют на своих компьютерах ваши поделки (программы). Не все им сразу понятно. Поймут потом. В конце концов дети ложками суп едят, не понимая литейного дела. В житейском горне потом все пригодится. Количество всегда бьет качество. Детям очень нравятся такие уроки.

7. Последнее. Давайте оставим за кадром то, что еще не достаточно опробовано. Игровые методы. Вырисовываются также реальные виртуальные фабрики. Ребенок должен обладать связями по всему миру, заказывать детали и узлы, согласовывать их получение на фабрике сборщика, создавать виртуальные конвейеры, выставлять конечные изделия на продажу в интернет магазине, получать деньги и т.п. Сейчас все это уже в интернете налажено (только нажимай кнопки). Только осваивай. В частном порядке преподаватели уже это попробовали. Осталось сделать трудный шаг - начать. Дистанционные занятия в состоянии выпускать детей из школы максимально готовых к самостоятельной жизни.

Хочется в заключении сказать, что большинство родителей и учителей надеется только на очное обучение. Может и правильно. Но в облачных технологиях чувствуется нечто большее. На место феодальной артельной технологии обучения (с браком, самодеятельностью, отсутствием единого уровня качества) приходит образовательный конвейер, фабрика. Она еще не создана. Ее ошибочно пытаются создать, заменяя учителей роботами, вебинарными массовками. Это вряд ли удастся. Однако скорость усвоения знаний в облаке растает. Это чувствуется. Идеальные классы не такие маленькие (от 3 до 6 человек одинаковой подготовки и сообразительности). Уроки не длинные. Чувствуется образовательный конвейер, без брака, с бесконечными возможностями, с новым уровнем шлифовки знаний.

Г.Насыров

0
1 комментарий
Елена Берс

Рано или поздно мы к этому придём. Я убеждаюсь в этом на примере отдалённой поселковой школы, где меньше ста учеников и куда за 10 лет пришёл всего один молодой учитель. Содержать большой коллектив нерационально. Да и не получится вечно: учителя стареют и уходят. А вот сделать из школы пункт дистанционного обучения довольно просто. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда