{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

GR для EdTech. Какая поддержка нужна образовательным стартапам и как ее получить

Рынок образовательных услуг сегодня считается одним из самых капиталоемких. По количеству затрачиваемых государствами денег его опережает разве что здравоохранение. Однако при этом сфера образования остается крайне консервативной: почти все деньги уходят не в цифровые продукты, а тратятся на финансирование университетов, школ и других организаций. 8 апреля стартует НТИ 2.0 – программа по ускорению технологического развития, направленная на объединение бизнес-сообщества, запуск новых рынков и продуктов, поддержку технологических компаний. Мы поговорили с Дмитрием Плотниковым, сооснователем стартапа MyBuddy (победитель конкурса Global EdTech Startups Awards) о том, какая поддержка нужна EdTech-компаниям и как может развиваться рынок EduNet.

Этой весной стартует трехмесячный форсайт НТИ 2.0, направленный на перезапуск Национальной технологической инициативы. Основная задача – с одной стороны, собрать технологические стартапы, которые перезапустят уже работающие рынки НТИ, с другой, – помочь им найти те ниши, те новые рынки, где еще не так велика конкуренция и на которых технологический бизнес может зарабатывать деньги. Насколько такой формат интересен EdTech-рынку?

Такой формат может быть интересен как крупным компаниям, которые понимают, что им надо, так и небольшим стартапам, которым нужна поддержка для вывода продуктов на рынок. Что касается MyBuddy, нам скорее была бы интересна экспертиза в плане того, как взаимодействовать с госсектором, со школами, как заходить в образовательные учреждения. В целом мы за то, чтобы участвовать в любой EdTech-движухе, и в России, и за границей, но важно понимать: что мы делаем и зачем. Хотелось бы больше конкретики в истории с НТИ 2.0.

НТИ 2.0 – это усиление Национальной технологической инициативы за счет объединения представителей бизнеса и экспертных сообществ, которые вместе могут выработать общее видение новых перспективных рынков развития и механизмы их запуска, найти новые модели получения прибыли.

НТИ 2.0 предполагает переход к цифровой модели сборки сообществ и цифровым инструментам взаимодействия, а также увеличение вовлеченности регионов и научно-образовательной среды, развитие экспортной поддержки компаний и проектов.

EduNet – один из новых рынков, который планируется развивать. Представим, что вы становитесь участниками НТИ 2.0, в каких направлениях будете работать?

Нам понятно, что мы могли бы делать. MyBuddy занимается обучением английскому языку в онлайне. У нас есть планы по партнерству с живыми репетиторами и учителями, мы ведем customer development со школами. Как работать с онлайн-школами мы знаем, с несколькими мы взаимодействуем напрямую и понимаем, что им надо. И в этом плане нас больше всего интересует, как частные компании, например, Учи.ру и Яндекс «заходят в школы», как «дружат» с Министерством просвещения. У них это получилось, все работает, все дружелюбно и круто. Мы бы тоже хотели, но пока ничего про это не знаем.

MyBuddy.ai – разработчик виртуального голосового репетитора английского языка с искусственным интеллектом. Buddy — мультипликационный персонаж, который «живет» в мобильном приложении. Дети охотно общаются с ним, получая неограниченную возможность практиковать разговорный английский язык. MyBuddy.ai сочетает новейшие технологии разговорного искусственного интеллекта, систему адаптивного обучения и игровые методики, благодаря чему автоматизирует 80% рутинной работы репетиторов за 2% стоимости и делает разговорные занятия доступными для 500 миллионов детей по всему миру. Компания имеет офисы в Москве и Сан-Франциско и глобальную аудиторию свыше 20 тыс. студентов.

То есть нужна GR-поддержка?

Да. Для большинства EdTech-стартапов в России GR – ключевая вещь.

Если сформулировать запрос в логике «что необходимо учесть в НТИ 2.0?», то для рынка EduNet это сопровождение и инструменты взаимодействия стартапов с госструктурами и последующее внедрение продуктов в государственных школах, вузах и других образовательных учреждениях?

Да. Положа руку на сердце, скажу, в EdTech-отрасли пока ничего не автоматизировано. Образование в мире это ­– вторая по объему статья расходов после здравоохранения. Сюда вкладывается даже больше, чем в «оборонку». Но все эти деньги – не в «цифре», 96% денег идет мимо. И только 4% как-то касаются цифровых продуктов. Это самая недоавтоматизированная область. Большая часть денег находится не в каких-то онлайн-сервисах и даже не в частных руках, а у государства. Это университеты, школы, дошкольное образование. Это важные социальные институты.

Все, что я слышал в Лондоне в январе (в финале конкурса GESA) от EdTech-стартапов, это GR и понятная работа с госструктурами. И так во всем мире, это касается не только России. Стартап, который целится на мировой рынок, сталкивается с такой проблемой: в каждой стране по-разному устроено образование, и министерства образования регулируют работу школ и университетов по-разному. В Америке, например, нет единого министерства образования. Ты пришел в конкретный штат или даже в муниципалитет и он сам устанавливает образовательную программу. И чтобы зайти к ним в школы, нужно ей соответствовать. Там можно внедрить продукт в конкретном городе, но не в масштабе страны.

Китай установил свои правила: кроме всех лицензий, которые необходимо получить, они начали следить за тем, соответствует ли продукт их гайд-лайнам, учите ли вы по их программам. И самое главное – политкорректна ли программа. То есть, то чему вы учите, ваш контент – это хорошо для них или нет? Они хотят влиять на то, как их воспринимают в мире.

Для EdTech-сервисов, госучреждения – гигантский рынок. Это ниша – самая важная. Если бы был интерфейс взаимодействия с государством, который устранял бы необходимость отправлять сотрудника общаться с чиновниками, или сидеть в министерствах, или «дружить» с кем-то, стартапам было бы проще. Если такая функция будет заложена в НТИ 2.0, она будет очень востребована: стартап приходит к вам, и вы берете на себя эту часть поддержки – разработаете гайд, как правильно «заходить» в госструктуры. И тогда стартап делал бы свою работу и понимал бы, что вообще государство хочет, какие возможности есть, чему нужно соответствовать. Может быть, между регионами существует разница. И было бы круто – стартап пришел, прочитал гайдлайны, под гайды доделай свой продукт и выкладывает его на понятную платформу. Дальше, вы помогаете сделать пилот, например, с несколькими школами или университетами. Если пилот успешный, можно дальше внедрять. Как-то так это видится в идеале.

Интересна ли экспертиза в плане того, какие модели бизнеса будут успешны, как сделать бизнес-процессы устойчивыми?

Это акселерационные программы, конкретно нас они не очень интересуют, потому что мы свою модель нашли. Как сделать консьюмерский продукт, мы знаем. Но многим стартапам будет интересно, если какие-то «большие ребята» поделятся опытом, той же закупкой пользователей, моделями монетизации, которые существуют в EdTech, лучшими практиками.

Марина Киселева

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда