Как мы перевели наши образовательные проекты из офлайна в онлайн
Мы уже рассказывали о том, как проводим конференции и митапы для разработчиков в рамках нашей миссии по развитию профессионального сообщества. Помимо этого, мы организуем школы для начинающих программистов, где преподавателями выступают специалисты нашей компании. До недавнего времени эти школы были исключительно в офлайн-формате.
Однако, из-за пандемии коронавируса, нам пришлось срочно перевести их в онлайн. Как мы это делаем, с помощью каких инструментов и какие результаты получили на данный момент — расскажем в этой статье.
Организация школ для начинающих разработчиков является важным направлением нашей деятельности. Это не бизнес: все потоки наших школ всегда бесплатны для студентов. Это наша попытка внести вклад в развитие сообщества, в котором мы работаем, попытка вывести новых талантливых разработчиков на рынок труда. Кроме этого, так мы развиваем свою команду: наши специалисты, обучая студентов, развивают свои soft skills, а лучших студентов мы имеем возможность приглашать к себе на работу.
С чего все началось
У нас в компании был человек, преподававший в вузе. Причем у него был опыт составления образовательных программ. Мы подумали: раз у нас есть экспертиза и люди с опытом преподавания, то почему бы не попробовать организовать бесплатные курсы для людей, которые хотят погрузиться в программирование на профессиональном уровне.
Для разработки программы первой школы мы выделили трех сотрудников, опытных разработчиков, которые могли говорить просто о сложном. Составили план курса, разделили проработку занятий между тремя специалистами и начали работу.
По плану в первой школе у нас было 16 занятий. Когда треть из них были полностью проработаны и готовы, мы запустили рекламную кампанию и начали сбор заявок. Последние занятия прорабатывались когда школа уже началась. Так мы запустили Antida Frontend School в 2018 году, школу для тех, кто планирует стать профессиональным frontend-разработчиком.
На текущий момент мы организуем еще один проект — Antida Python School, школу на базе Международного Института Дизайна и Сервиса для тех, кто хочет развиваться как Python-разработчик.
Как раз на примере школы Python-разработчиков, последний поток которой был запущен 1 апреля, мы и расскажем, как нам удалось перевести весь образовательный процесс в онлайн.
В марте стало понятно, что из-за ситуации с распространением коронавируса и вводом ограничительных мер, мы не сможем проводить занятия школы в офлайн-формате. Нам пришлось в срочном порядке заниматься "переездом" в онлайн.
Процесс поступления в школу
Первым этапом для поступления в наши школы является заполнение онлайн-заявки. Ряд вопросов в анкете позволяет нам определить общий уровень кандидатов, интересующее их направление, а также уровень мотивации. После обработки заявки каждому кандидату нужно выполнить несложное тестовое задание.
Изначально, среди всех зарегистрировавшихся кандидатов мы планировали отобрать только 50, выполнивших вступительное задание лучше остальных и наиболее заинтересованных в обучении. Такое ограничение, в первую очередь, определялось вместимостью аудитории, в которой мы проводим занятия. Здесь мы получили первый плюс от перехода в онлайн: мы смогли принять на обучение более 130 студентов.
Платформа для онлайн-обучения
Мы запустили специальный сайт, на котором проводим обучение: py.antidasoftware.com. Этот сайт построен на open source платформе Cappa, разработкой которой занимается наш специалист. Сюда мы перенесли весь наш курс.
Сайт содержит базу знаний, интерактивные уроки, задачи для закрепления тем и итоговую таблицу по прогрессу обучения. Онлайн формат обучения выстроен очень гибко и позволяет студентам заниматься в удобное для них время.
Процесс обучения проходит следующим образом:
- перед каждым занятием, студентам предлагается ознакомиться со специально подготовленными теоретическими материалами на сайте;
на онлайн занятии проходит закрепление материала, в конце каждой темы преподаватели отвечают на возникшие вопросы студентов;
- в конце занятия выдаем домашнее задание.
Онлайн-занятие проходит через Zoom-конференцию с полной обратной связью. После окончания мы сразу выкладываем видеозапись в Slack, чтобы у студентов была возможность вернуться к нужной теме, а также для тех, кто не смог присутствовать на занятии.
Домашние задания — это набор задач, состоящий из двух частей:
- простые задачи для закрепления базовых навыков программирования на Python, такие задачи проверяются автоматически на основе авто-тестов;
- продвинутые задачи для закрепления комплексных знаний — проверяются и оцениваются вручную преподавателями.
При ручной проверке заданий основное внимание уделяется качеству кода: его чистоте, лаконичности и понятности.
Каждую неделю преподаватели выполняют проверку домашних заданий по пройденным темам. Каждый студент видит результаты проверки на сайте школы, может прочитать комментарий к решению и задать вопросы. После завершения блока, преподаватели выкладывают полный разбор домашних заданий, примеры оптимальных и неоптимальных решений, частые ошибки и ответы на многие другие вопросы.
В конце каждой школы мы делим студентов на команды и раздаем им темы их выпускных проектов. Таким образом, ребята учатся работать с инструментами командной работы, декомпозировать проекты и планировать совместную работу. За каждой такой командой закрепляется куратор — один из преподавателей. Он отвечает на вопросы, подсказывает и сопровождает команду.
Оценки за каждое задание вносятся в итоговую рейтинговую таблицу. По завершении курса, студенты с наибольшей итоговой суммой баллов и успешно справившиеся с выпускным проектом, приглашаются на оплачиваемую стажировку в нашу компанию.
Итоги
Софт, который мы используем:
- Сайт py.antidasoftware.com в качестве образовательной платформы
- Slack для общения со студентами и между студентами, ответов на вопросы и т.д.
- Zoom для проведения онлайн-занятий
- Google Forms и Google Sheets для работы с заявками участников и отбора кандидатов.
Конечно, главной особенностью онлайн-обучения является мобильность. Мы всегда сталкивались с тем, что работающие студенты не всегда могут посещать офлайн-занятия. Соответственно, когда обучение проходит онлайн, они могут быть в конференции даже с телефона, или посмотреть видеозапись урока в удобное для них время.
Кроме этого, переход на онлайн-обучение позволил нам принять в школу больше студентов. Хорошо это или плохо мы сможем точно определить после завершения потока.
Так же онлайн-обучение открывает перед нами возможность увеличить охват: можно не ограничиваться лишь нашим городом, а попробовать охватить другие регионы. Будем экспериментировать.