Создала игру для обучения программированию в шесть лет и хочет научить кодить миллиард детей Статьи редакции

История об американской школьнице Самайре Мехте и её проекте CoderBunnyz.

Самайра Мехта

Самайре Мехта было шесть лет, когда она заинтересовалась программированием.

Однако увлечь друзей у неё не получилось: программирование казалось им сложным и скучным. Тогда девочка придумала настольную игру — CoderBunnyz.

По сюжету игроки управляют робокроликами, их цель — как можно быстрее добраться до морковки, преодолевая препятствия в виде луж и оград. Для этого они должны собирать комбинации карточек движения вроде «вперёд, влево, прыжок» и так далее.

С помощью игры дети знакомятся с циклами, последовательностями, условными конструкциями и другими базовыми концепциями программирования.

Вместе с родителями школьница выпустила и начала продавать игру на Amazon, а параллельно стала проводить мастер-классы для соседских детей — она живёт в Санта-Кларе, одном из городов Кремниевой долины.

Сейчас ей 11, и за это время она успела продать 25 тысяч наборов игры по всему миру, запустить сайт для обучения детей программированию, познакомиться с Марком Цукербергом и стать самым молодым номинантом премии Rybakov Prize 2020.

CoderBunnyz

По расчётам Мехты, благодаря игре с программированием познакомились более 1 млн детей. Её цель — научить программировать 1 млрд. Она рассказала vc.ru, как затеяла этот проект и почему не рассчитывала стать предпринимателем.

Как заинтересовалась программированием

Впервые я узнала о программировании, когда мне было шесть лет. Отец решил меня разыграть и показал на экране кнопку с текстом «Нажми, если ты красавица». А когда я пыталась нажать на неё, она исчезала.

Сперва я расстроилась: «Что же, разве я не красавица?», а потом заинтересовалась, что заставляло её исчезать, как она была устроена. Тогда отец рассказал про программирование, и я начала разбираться, что к чему: мне хотелось сделать что-то похожее, чтобы разыграть друзей.

И постепенно я увлеклась программированием, мне стало нравиться. Но когда рассказывала друзьям о своём хобби, не видела энтузиазма: программирование казалось им чем-то скучным.

Тогда я подумала: «А что если проблема в том, как я рассказываю?» И начала размышлять, как это можно сделать увлекательнее. Моим друзьям нравились настольные игры, и тут мне пришла идея: «Ну конечно! Я сделаю настольную игру».

Задумка была в том, чтобы игра объясняла основные принципы программирования — циклы, условные конструкции, функции и так далее, но не была скучной.

Я сделала её, и тогда друзья стали говорить: «Ого, я и не знал, что программирование — это так весело». А потом я подумала, что в похожей ситуации оказываются многие дети — они не знают, что программирование может быть интересным и весёлым.

И тогда я решила познакомить с программированием как можно больше детей. Я верю, что это — суперсила для будущих поколений.

Как создавала игру

Я начала со скетчей — как выглядит поле, карточки и так далее. Рисовала, а потом показывала родителям: «Я хочу напечатать эту игру, помогите, пожалуйста, с контактами людей, которые могут это сделать».

 Самайра с родителями и братом

А они посоветовали сперва изучить, как делаются игры: подумать над идеей и механикой, потом подготовить наброски элементов, найти дизайнеров, сделать прототипы и только потом уже искать производителя. Но они поддержали идею и согласились помочь с контактами.

Потом я стала отправлять дизайнерам наброски, а они присылали уже отрисованные элементы, и тогда я поймала себя на мысли: «Как же здорово видеть, как мои идеи превращаются в реальность!»

Но при этом я видела, что дизайнеры предлагают не совсем то, что я себе представляла. И тогда я решила остановиться на своих скетчах — в конце концов, я делала игру для себя, своих друзей и родителей. Я улучшила их, и родители помогли выпустить несколько копий игры — потом я, конечно, тоже вносила изменения, но в целом процесс разработки выглядел так.

Идея впервые пришла мне в голову, когда мне было шесть с половиной, а первую коробку я получила где-то год спустя. Это действительно был долгий путь, мы потратили очень много сил и времени. Но когда я получила коробку, почувствовала, что держу в руках воплощение своей мечты и идей — и это очень крутое чувство.

Вообще, я хотела бы сказать другим молодым людям: вы можете сделать всё, о чем мечтаете, если вы действительно это любите.

Как проект стал популярным

Сперва я играла в игру с друзьями и моим братом, а потом поняла, что хотела бы научить и других детей. Тогда я стала проводить воркшопы в нашей городской библиотеке (Santa Clara Library). Родителям это тоже нравилось, они стали приглашать других родителей. Получилось что-то вроде сарафанного радио.

А ещё мне казалось, что детям не хватает наставничества, потому что иногда программировать бывает очень сложно, нужно руководство — с чего начать и как продолжать.

Поэтому сперва я проводила уроки в офлайне для соседских детей, а потом — по Skype для всех желающих. Параллельно мы с родителями опубликовали игру на Amazon, и её стали покупать.

Потом ко мне стали обращаться люди из Африки, Азии и даже России, которые тоже хотели проводить воркшопы, и я их обучала. Они покупали игру и запускали клубы программирования CoderBunnyz в своих школьных библиотеках. Также мне помогли компании Walmart, Facebook, SAP, они пожертвовали сотни наборов школам и библиотекам по всему миру.

Моя главная цель — сделать программирование общедоступным, поэтому я запустила инициативу «Да, миллиард детей может программировать». Я хочу, чтобы во всём мире дети могли получить доступ к инструментам, которые помогут им научиться программировать.

Помимо игры я создала сайт для изучения программирования. И мне кажется, что эти инструменты помогут достичь цели.

О знакомстве с Марком Цукербергом

Мы живём неподалёку — когда я собирала конфеты на Хэллоуин, постучалась к нему, он открыл сам и угостил меня. Мы поболтали несколько минут, я рассказала, как меня вдохновляет то, что он делает, и немного о своём проекте.

Мне понравилось, что он создал такой популярный сервис и при этом остался простым человеком — не отказался раздавать угощения на Хэллоуин, например. Меня вдохновляет это — когда человек смог остаться скромным, несмотря на все свои заслуги.

Каково это — жить в Кремниевой долине

Мне кажется, это сыграло значительную роль в том, кем я стала. Меня окружают люди, которые сами создали выдающиеся вещи, мечтатели — они никогда не сдавались и шли вперёд. Их пример очень вдохновляет — не только меня, но и других детей, живущих по соседству.

Думаешь: «Они тоже с чего-то начинали, и если у них получилось воплотить мечту, получится и у нас». Когда я оказываюсь в трудной ситуации, думаю о них — сколько раз они терпели неудачи, но не опустили руки, и это сделало их теми, кто они есть сегодня.

О школе, детстве и предпринимательстве

Мне кажется, что я обычный ребёнок. Утром иду в школу — правда, сейчас у нас все уроки проходят дистанционно из-за коронавируса. Так занятия заканчивались в 15:00, но сейчас — в 12:00, и это даже хорошо, у меня остаётся больше времени, чтобы поработать над целями, задачами и стратегией, как их достичь. В обычные дни у меня есть на это около часа.

Но в остальном я нормальный ребёнок — развлекаюсь по выходным, вижусь с друзьями, мы вместе смотрим фильмы и так далее. Просто у меня в жизни есть глобальная цель.

Я не планировала становиться предпринимателем и не думала, какую цель выбрать. Я лишь хотела решить одну небольшую проблему.

И только потом я поняла, что это и есть предпринимательство — когда ты находишь проблему, которую хочешь решить, и пробуешь, пока у тебя не получится.

Мне кажется, я выбрала такую большую цель (научить миллиард детей программировать — vc.ru), потому что увидела результаты — как проект влияет на людей. Мои игры влияют на детей и их жизни — они знакомят их с программированием, помогают заинтересовать. А если бы они в неё не сыграли, вдруг не заинтересовались бы.

И ещё мне кажется, если у меня есть цель и мечта, я могу добиться всего, чего захочу — вне зависимости от размера задачи.

О помощи семьи

Сильнее всего на меня повлияли родители, прежде всего — отец. Благодаря ему я стала тем, кем стала. Мой отец всегда меня поддерживал, помогал учиться программировать, искать дизайнеров. Он верил в меня и не считал, что я ничего не могу добиться просто потому, что я маленькая.

Мама тоже повлияла — она вдохновляет меня, а заодно помогает с финансами и маркетингом нашей компании. Она тоже верила в меня, поддерживала, никогда не позволяла опускать руки.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Anna Davydova

Угараю с этой всеобщей уверенности что программирование — жизненно важный скилл. Как-то была в качестве клиента на митинге c Accenture и пошутила что может тоже когда-нибудь выучу питон, на что чувак-индус мне ответил "you should, actually". Походу питон в Индии уже второй государственный язык

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Программирование – это действительно жизненно важный скилл. Есть те, кто уже это поняли, а есть будущие безработные.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Молекулярная биология - вот важнейший скил. Есть те кто это понял, а есть будущие программисты

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Кстати, да. Помимо "программирования", я подразумевал все профессии, связанные с  точными науками.
 Миру нужны будут инженеры, химики, биологи итд. Короче, мой посыл в том, что будущий мир – не для гуманитариев.

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Забавно, но почему-то вся история человечества показывает обратное. Технологии постоянно меняются, а вместе с ними исчезают и технарские профессии. Гуманитарные профессии существуют столетиями и не меняются, и даже создаются новые. Философы, лингвисты, учителя, юристы, актеры, музыканты, художники - существуют гораздо больше времени, чем все технические профессии. И как-то даже близко не видно, что они собираются исчезнуть. Наоборот, сейчас идет сильнейший подъем гуманитарных профессий.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Серьезно? А с паровыми машинами что не так... почему инженеры со времен Древнего Египта только мечтают, а гуманитарии миром как управляли, так очевидно и будут управлять?! Могу подсказать.

Мне кажется как раз наоборот, IT будет маргинализироваться и дальше, люди превращаться в обслугу, как станочники раньше на заводах, вспомните что было с php, стоимость разработки, а точнее ее отсутствие, и это просто СНГ, а теперь Пакистанцев посчитайте, прочую Мьянму и т.п.

Ускорится процесс благодаря тому, что гуманитариев настоящих, способных управлять будет все меньше и меньше, за счет новых технологий большой пласт населения будет деградировать коммуникационно, превращаться в затворников, вслед за гиками. Поэтому за настоящими гуманитариями будущее, они на вес золота будут имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Сейчас роль принятия решений на основе хотелок отдельных харизматичных гуманитариев уменьшается,  и увеличивается  роль принятия решений на основе полученных и обработанных данных. Мир становится рациональными. 

Например, одно дело, засеять участок посевной площади исходя исходя из желания председателя колхоза, а другое дело - принять решение на основе полученных данных за прошлые года, и прогноза на  предстоящий сезон.  

И разрешение на взлет самолета не дают, просто из-за того, что кто-то "жопой чувствует", что можно взлетать.

И людей лечит уже не авторитетный шаман, а хирург. 

Управление – это принятие определенных решений. А принятие решений на основе интуиции и личных лидерских качеств  – в наше время проигрышный вариант. 

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Вы про производство, но миром управляет не тот, кто планирует посевы. И основная задача председателя колхоза это не агрономия. Управление это прежде всего желание, ответственность, для начала. Любое СНТ сейчас контролируют самые тупые и алчные председатели, неучи. А питонщики пишут для них. Нормальным людям это не нужно. Системы не идеальны.

Управление – это принятие определенных решений.

Вот типичная ошибка. Управление это не решение логических задач. Вы не кубиками управляете, а людьми. Вообще смешно читать если честно. Люди избирают даже тиранов, голосуют за уничтожение себя же, а вы рассказываете про какую-то фантастику которой никогда и нигде не было.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Управление – это как раз решение логических задач –сколько послать воинов, и где расположить войско, чтобы расхерачить армию противника. Люди избирают тиранов, потому что они долбодятлы, а тиран пришел к власти, потому что оказался умнее, тех кто его избрал. И управление людьми - это как раз-таки применение психологии (которая базируется на биологии, которая в в свою очередь основывается на химии и физике) и статистических данных (привет математика). У кого больше данных, тот и эффективнее правит.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

ok

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Бу-га-га. По факту миром уже правят IT-гиганты. Они диктуют как себя вести массе. А основной костях этих гигантов - инженеры. И никто не помешает злому питонщику в сговоре со своим другом-сишником подкрутить алгоримы соцсети, и повлиять на выборы в какой-нибудь банановой республике.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

"IT будет маргинализироваться"... уже полным ходом

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Гуманитарии тоже нужны. Но, конечно, не в таких количествах как остальные

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

На заводе всегда больше людей нужно.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда