{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Создала игру для обучения программированию в шесть лет и хочет научить кодить миллиард детей Статьи редакции

История об американской школьнице Самайре Мехте и её проекте CoderBunnyz.

Самайра Мехта

Самайре Мехта было шесть лет, когда она заинтересовалась программированием.

Однако увлечь друзей у неё не получилось: программирование казалось им сложным и скучным. Тогда девочка придумала настольную игру — CoderBunnyz.

По сюжету игроки управляют робокроликами, их цель — как можно быстрее добраться до морковки, преодолевая препятствия в виде луж и оград. Для этого они должны собирать комбинации карточек движения вроде «вперёд, влево, прыжок» и так далее.

С помощью игры дети знакомятся с циклами, последовательностями, условными конструкциями и другими базовыми концепциями программирования.

Вместе с родителями школьница выпустила и начала продавать игру на Amazon, а параллельно стала проводить мастер-классы для соседских детей — она живёт в Санта-Кларе, одном из городов Кремниевой долины.

Сейчас ей 11, и за это время она успела продать 25 тысяч наборов игры по всему миру, запустить сайт для обучения детей программированию, познакомиться с Марком Цукербергом и стать самым молодым номинантом премии Rybakov Prize 2020.

CoderBunnyz

По расчётам Мехты, благодаря игре с программированием познакомились более 1 млн детей. Её цель — научить программировать 1 млрд. Она рассказала vc.ru, как затеяла этот проект и почему не рассчитывала стать предпринимателем.

Как заинтересовалась программированием

Впервые я узнала о программировании, когда мне было шесть лет. Отец решил меня разыграть и показал на экране кнопку с текстом «Нажми, если ты красавица». А когда я пыталась нажать на неё, она исчезала.

Сперва я расстроилась: «Что же, разве я не красавица?», а потом заинтересовалась, что заставляло её исчезать, как она была устроена. Тогда отец рассказал про программирование, и я начала разбираться, что к чему: мне хотелось сделать что-то похожее, чтобы разыграть друзей.

И постепенно я увлеклась программированием, мне стало нравиться. Но когда рассказывала друзьям о своём хобби, не видела энтузиазма: программирование казалось им чем-то скучным.

Тогда я подумала: «А что если проблема в том, как я рассказываю?» И начала размышлять, как это можно сделать увлекательнее. Моим друзьям нравились настольные игры, и тут мне пришла идея: «Ну конечно! Я сделаю настольную игру».

Задумка была в том, чтобы игра объясняла основные принципы программирования — циклы, условные конструкции, функции и так далее, но не была скучной.

Я сделала её, и тогда друзья стали говорить: «Ого, я и не знал, что программирование — это так весело». А потом я подумала, что в похожей ситуации оказываются многие дети — они не знают, что программирование может быть интересным и весёлым.

И тогда я решила познакомить с программированием как можно больше детей. Я верю, что это — суперсила для будущих поколений.

Как создавала игру

Я начала со скетчей — как выглядит поле, карточки и так далее. Рисовала, а потом показывала родителям: «Я хочу напечатать эту игру, помогите, пожалуйста, с контактами людей, которые могут это сделать».

 Самайра с родителями и братом

А они посоветовали сперва изучить, как делаются игры: подумать над идеей и механикой, потом подготовить наброски элементов, найти дизайнеров, сделать прототипы и только потом уже искать производителя. Но они поддержали идею и согласились помочь с контактами.

Потом я стала отправлять дизайнерам наброски, а они присылали уже отрисованные элементы, и тогда я поймала себя на мысли: «Как же здорово видеть, как мои идеи превращаются в реальность!»

Но при этом я видела, что дизайнеры предлагают не совсем то, что я себе представляла. И тогда я решила остановиться на своих скетчах — в конце концов, я делала игру для себя, своих друзей и родителей. Я улучшила их, и родители помогли выпустить несколько копий игры — потом я, конечно, тоже вносила изменения, но в целом процесс разработки выглядел так.

Идея впервые пришла мне в голову, когда мне было шесть с половиной, а первую коробку я получила где-то год спустя. Это действительно был долгий путь, мы потратили очень много сил и времени. Но когда я получила коробку, почувствовала, что держу в руках воплощение своей мечты и идей — и это очень крутое чувство.

Вообще, я хотела бы сказать другим молодым людям: вы можете сделать всё, о чем мечтаете, если вы действительно это любите.

Как проект стал популярным

Сперва я играла в игру с друзьями и моим братом, а потом поняла, что хотела бы научить и других детей. Тогда я стала проводить воркшопы в нашей городской библиотеке (Santa Clara Library). Родителям это тоже нравилось, они стали приглашать других родителей. Получилось что-то вроде сарафанного радио.

А ещё мне казалось, что детям не хватает наставничества, потому что иногда программировать бывает очень сложно, нужно руководство — с чего начать и как продолжать.

Поэтому сперва я проводила уроки в офлайне для соседских детей, а потом — по Skype для всех желающих. Параллельно мы с родителями опубликовали игру на Amazon, и её стали покупать.

Потом ко мне стали обращаться люди из Африки, Азии и даже России, которые тоже хотели проводить воркшопы, и я их обучала. Они покупали игру и запускали клубы программирования CoderBunnyz в своих школьных библиотеках. Также мне помогли компании Walmart, Facebook, SAP, они пожертвовали сотни наборов школам и библиотекам по всему миру.

Моя главная цель — сделать программирование общедоступным, поэтому я запустила инициативу «Да, миллиард детей может программировать». Я хочу, чтобы во всём мире дети могли получить доступ к инструментам, которые помогут им научиться программировать.

Помимо игры я создала сайт для изучения программирования. И мне кажется, что эти инструменты помогут достичь цели.

О знакомстве с Марком Цукербергом

Мы живём неподалёку — когда я собирала конфеты на Хэллоуин, постучалась к нему, он открыл сам и угостил меня. Мы поболтали несколько минут, я рассказала, как меня вдохновляет то, что он делает, и немного о своём проекте.

Мне понравилось, что он создал такой популярный сервис и при этом остался простым человеком — не отказался раздавать угощения на Хэллоуин, например. Меня вдохновляет это — когда человек смог остаться скромным, несмотря на все свои заслуги.

Каково это — жить в Кремниевой долине

Мне кажется, это сыграло значительную роль в том, кем я стала. Меня окружают люди, которые сами создали выдающиеся вещи, мечтатели — они никогда не сдавались и шли вперёд. Их пример очень вдохновляет — не только меня, но и других детей, живущих по соседству.

Думаешь: «Они тоже с чего-то начинали, и если у них получилось воплотить мечту, получится и у нас». Когда я оказываюсь в трудной ситуации, думаю о них — сколько раз они терпели неудачи, но не опустили руки, и это сделало их теми, кто они есть сегодня.

О школе, детстве и предпринимательстве

Мне кажется, что я обычный ребёнок. Утром иду в школу — правда, сейчас у нас все уроки проходят дистанционно из-за коронавируса. Так занятия заканчивались в 15:00, но сейчас — в 12:00, и это даже хорошо, у меня остаётся больше времени, чтобы поработать над целями, задачами и стратегией, как их достичь. В обычные дни у меня есть на это около часа.

Но в остальном я нормальный ребёнок — развлекаюсь по выходным, вижусь с друзьями, мы вместе смотрим фильмы и так далее. Просто у меня в жизни есть глобальная цель.

Я не планировала становиться предпринимателем и не думала, какую цель выбрать. Я лишь хотела решить одну небольшую проблему.

И только потом я поняла, что это и есть предпринимательство — когда ты находишь проблему, которую хочешь решить, и пробуешь, пока у тебя не получится.

Мне кажется, я выбрала такую большую цель (научить миллиард детей программировать — vc.ru), потому что увидела результаты — как проект влияет на людей. Мои игры влияют на детей и их жизни — они знакомят их с программированием, помогают заинтересовать. А если бы они в неё не сыграли, вдруг не заинтересовались бы.

И ещё мне кажется, если у меня есть цель и мечта, я могу добиться всего, чего захочу — вне зависимости от размера задачи.

О помощи семьи

Сильнее всего на меня повлияли родители, прежде всего — отец. Благодаря ему я стала тем, кем стала. Мой отец всегда меня поддерживал, помогал учиться программировать, искать дизайнеров. Он верил в меня и не считал, что я ничего не могу добиться просто потому, что я маленькая.

Мама тоже повлияла — она вдохновляет меня, а заодно помогает с финансами и маркетингом нашей компании. Она тоже верила в меня, поддерживала, никогда не позволяла опускать руки.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Anna Davydova

Угараю с этой всеобщей уверенности что программирование — жизненно важный скилл. Как-то была в качестве клиента на митинге c Accenture и пошутила что может тоже когда-нибудь выучу питон, на что чувак-индус мне ответил "you should, actually". Походу питон в Индии уже второй государственный язык

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Программирование – это действительно жизненно важный скилл. Есть те, кто уже это поняли, а есть будущие безработные.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Молекулярная биология - вот важнейший скил. Есть те кто это понял, а есть будущие программисты

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ларсен

Кстати, да. Помимо "программирования", я подразумевал все профессии, связанные с  точными науками.
 Миру нужны будут инженеры, химики, биологи итд. Короче, мой посыл в том, что будущий мир – не для гуманитариев.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Серьезно? А с паровыми машинами что не так... почему инженеры со времен Древнего Египта только мечтают, а гуманитарии миром как управляли, так очевидно и будут управлять?! Могу подсказать.

Мне кажется как раз наоборот, IT будет маргинализироваться и дальше, люди превращаться в обслугу, как станочники раньше на заводах, вспомните что было с php, стоимость разработки, а точнее ее отсутствие, и это просто СНГ, а теперь Пакистанцев посчитайте, прочую Мьянму и т.п.

Ускорится процесс благодаря тому, что гуманитариев настоящих, способных управлять будет все меньше и меньше, за счет новых технологий большой пласт населения будет деградировать коммуникационно, превращаться в затворников, вслед за гиками. Поэтому за настоящими гуманитариями будущее, они на вес золота будут имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

"IT будет маргинализироваться"... уже полным ходом

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда