Образование
Timofey Levin
1185

Чем заняться вместо прохождения курсов по маркетингу?

Привет, я интернет-маркетолог Тимофей Левин. После последних публикаций я получил десятки писем с вопросом, какие навыки качать, какие курсы проходить и что вообще читать. В конце статьи есть список ресурсов, но сначала прочитайте о моем подходе к обучению. Он, кстати, подойдет не только маркетологам, а также продактам, аналитикам, разработчикам, дизайнерам и другим профессиям.

В закладки
Обучение без практики не приведет вас даже в музей Porsche

Сначала задача — затем обучение

Маркетинговое знание без практики имеет нулевую стоимость. Прохождение курса или прочтение статьи даст вам лишь представление о том, как работает та или иная функция, но для превращения его в навык и получения пользы для бизнеса нужно практиковаться.

Например, в универе мы изучали SWOT-анализ и решали бизнес-кейсы. Всегда было чувство, что я делаю что-то не так, ведь оценить результат без внедрения в реальный проект невозможно. Вы можете найти в интернете примеры этого анализа и увидеть, что пока вы не примените этот подход в бизнесе и не увидите эффекта или его отсутствия, вы не можете оценить качество своей работы. При этом, если эффекта нет, это еще не значит, что анализ был сделан неверно.

В общем, маркетинг — предмет на 100% прикладной, а изучение отдельных концепций или инструментов позволит вам лишь обойти самые очевидные подводные камни и набраться профессиональной лексики, но не принесет вам job offer или доход. Лучше обратить свое внимание именно на понимание сути терминов, а не их заучку, что дается только через решение реальных задач. Иначе всю жизнь будете играть в буллшит-бинго.

Поймите суть на практике, а не на курсах.

Берите знание в правильный момент — когда можете его тут же применить. Иначе ваше знание просто забудется или устареет. Вспомните про ROI вашего времени. Чем быстрее полученное знание станет навыком, тем окупаемость вложений выше. Вы же маркетолог.

Чуваков справа нанимают чаще Найдено на просторах Facebook

А где практиковаться-то?

Мы поняли, что сначала нужно попытаться что-то сделать — потом начать курсы проходить, не наоборот. Как?

Запустить свой проект. Путь предпринимателя очень быстро расставит приоритеты в вашей голове, и вы не будете искать советов в фейсбуке, правильные вопросы начнут приходить к вам в голову.

Допустим, вы хотите сделать сервис по подписке на комнатные растения. Какие вопросы приходят вам в голову? А есть ли спрос? Кто целевая аудитория? Как монетизироваться? Сойдется ли юнит-экономика? Где получать целевой трафик по выгодной цене? Ответы на эти вопросы и есть план вашего обучения. Кстати, я именно так и начинал свой путь в маркетинге. Если вам по-настоящему интересно, то дорогу вы найдете.

Замените ментора своим энтузиазмом.

Мне нужно было продавать недорогие часы, и я шаг за шагом получал знания о проектировании сайтов, настройке рекламы, построению отчетности. Изучая одну тему за одной в контексте реальной бизнес-задачи формировались начальные навыки, которые уже потом я развивал на более крупных и сложных проектах.

Ваш проект не обязательно должен получаться — это лишь песочница для того, чтобы сдвинуться с нулевой точки. Дальше с этим кейсом вы пойдете на собеседование. А если повезет, то будете нанимать людей сами.

Работая над своим проектом, вы не пропустите эффект непреднамеренного обучения. Вам неизбежно придется погружаться в длинный список специальностей: разработка, дизайн, маркетинг, юридическая сторона. Кто знает, может вас увлечет HTML/CSS и JavaScript, и вы поймете, что хотите быть фронтендером, а не маркетологом. Кстати, в 2020 году кажется, что это более перспективно. Не ограничивайте свой фокус маркетинговыми или продуктовыми курсами — позвольте себе заинтересоваться чем-то еще.

Запустить провальный проект лучше, чем идти стажером с нуля. Если стажер не умеет вообще ничего, то первые много месяцев он делает рутинные вещи и лишь потому, что его зарплата ниже, чем стоимость автоматизации этих задач. Без первоначальных навыков можно надолго зависнуть на написании текстов объявлений в рекламном агентстве и подобной нетворческой работе.

Сейчас у меня в команде есть стажер, который развивает маркетплейс домашних услуг в родном городе в Италии. Проект крошечный, естественно, не приносящий прибыли, но работа над ним позволяет человеку задавать правильные вопросы и челленджить команду и процессы. Это гораздо ценнее, чем навык рутинной заливки креативов в кампанию на Фейсбук.

А если у меня нет идей своего проекта? Посмотрите по сторонам. Может, ваша сестра — репетитор английского и ей нужны ученики. Тогда запилите ей лендос и потренируйтесь настраивать рекламу из ВК или Фейсбука. Ваша мама выгуливает собаку в одиночку — соберите ей сообщество любителей ретриверов на районе. В конце концов, пусть ваши друзья из фейсбука накидают идей.

Учитесь на работе, а не на курсах.

Получилось или нет со своим проектом, устраивайтесь к тем, кто вас вдохновляет. Это может быть конкретный человек, сервис, который делает крутые проекты или агентство. Я в свое время пошел в IT-Agency на стажировку. Ребята еще в 2012 году продавали комплексное построение продаж через интернет, сквозную отчетность, работали по KPI, а не впаривали контекстную рекламу по кликам, как большинство конкурентов. Среди моих коллег и руководителей я встретил сильных экспертов и менторов, у которых учился в процессе работы.

Хотите добрать навык — убедите руководителя отдать вам новую зону, которая ближе всего стоит к вашим прямым обязанностям и влияет на ваши результаты. Например, для закупки трафика, надо уметь анализировать конкурентов, а для снижения стоимости привлечения — тестировать ценообразование.

Если у вас есть задача, найдите человека, который ее уже решал и созвонитесь с ним. Вместо чтения статей или просмотра бесконечных видео и вебинаров эффективнее 30 минут поговорить с человеком, который уже обжигался на волнующей вас теме. Когда я впервые столкнулся с проблемой фрода в CPI-сетях, я потратил 3-4 часа на созвоны с экспертами из топовых российских интернет-бизнесов и сократил время на решение задачи многократно.

Большой плюс такого общения в том, что помимо реального кейса вы узнаете факты, о которых не принято писать публично. Это вас убережет от сотрудничества с недобросовестным подрядчиком или сотрудником, вы расширите свой нетворк и чаще всего тоже сможете помочь человеку, поделившись своей экспертизой.

Пара кейсов из жизни с вымышленными именами

Геннадий отвечает за онлайн-маркетинг в известном интернет-магазине, но так как вся работа выполняется руками рекламных агентств, он сомневается в своей экспертизе и переживает за свое будущее. Более того, вся продуктовая составляющая диктуется брендами, которые продаются в магазине. Что можно предпринять?

Попробуйте развиваться как проджект-менеджер и stakeholder manager. Хорошие исполнители головной стратегии с пониманием локального рынка очень высоко ценятся. Таких людей даже иногда перевозят в иностранные офисы.

Управление стейкхолдерами — один из самых востребованных навыков на западном рынке и в российских компаниях с плоской структурой. Способность налаживать отношения и влиять на других, не имея их в прямом подчинении — магический навык, открывающий двери в престижную корпорацию или же на позиции хеда в компании поменьше. Такая ситуация дает много возможностей для развития soft skills, которые гораздо больше влияют на результаты менеджера, чем hard skills.

А если хочется добрать именно диджитал-экспертизы — разберитесь глубоко в деталях каналов, которыми управляет агентства и начните их челенджить, докапывайтесь до сути. Так вы глубже разберетесь в предмете, а если благодаря вашим вопросам, получится улучшить эффективность, вы сделаете отличный кейс, но чужими руками, что будет характеризовать также и ваши менеджерские навыки.

Андрей — менеджер по контекстной рекламе в быстрорастущем стартапе, но любит аналитику гораздо больше, чем контекст. Он понимает, что именно за сочетание аналитических и рекламных навыков и получает высокую зарплату. Как больше времени тратить на любимое дело и сохранить доход?

Во-первых, трезво оценить свои навыки в аналитике. Поставить счетчики на сайт через Google Tag Manager — это еще не значит быть аналитиком. Это очень полезный навык именно для менеджера по контексту, потому что как раз экономит время аналитика.

Во-вторых, продолжить заниматься аналитикой, совмещая с контекстом. Брать больше задач, требующих анализа. Развивать отчетность, которая используется для контекста, сегментировать и анализировать дальнейшую активность клиентов, которых ты привел. Так можно эволюционировать в маркетингового аналитика и заниматься анализом маркетинга в целом, а контекст отдать другому человеку.

Если совсем не можете совмещать, поднабрав кейсов в аналитике, можно устроиться на джуниор позицию, а доход добирать фрилансом по контексту. По мере роста аналитической экспертизы от фриланса можно отказаться, ведь хороший маркетинговый или продуктовый аналитик получает в 1.5-2 раза больше менеджера по контексту.

А если я вообще не из диджитал?

Я работаю в колл-центре, хочу развиваться в диджитал сфере. Для начала проанализируйте вашу систему мотивации, подумайте, как можно ее улучшить, какие новые скрипты продаж попробовать. Тестируйте их и анализируйте результаты. На этом пути список тем для обучения возникнет сам.

Я вообще с нуля, ничего не умею, никто меня даже стажером не возьмет, но я хочу в диджитал. Посмотрите, какая зона лежит ближе всего к вашей текущей специальности, в которой можно применить диджитал навыки. Вы копирайтер или репетитор английского? Научитесь таргетингу и привлекайте себе клиентов. Водитель такси? Тогда посчитайте свою юнит-экономику в экселе на горизонте трех лет: амортизация машины, выгодно ли работать с обклейкой, арендовать машину или купить? Найдите точки роста и упакуйте в кейс. Уже по ключевым словам из этого абзаца можно нагуглить себе бесплатного обучения на месяц вперед.

Прохождение курсов — это вид прокрастинации

Курсы и сертификаты дают иллюзорное ощущение собственной значимости. Получил сертификатик, прикрепил к резюме, выложил в социальную сеть — вот какой я хороший. Если этим увлечься, то можно быстро переключиться с деятельности на стремление к поощрению. Такой подход убьет вашу внутреннюю мотивацию и интерес к профессии, поставит под угрозу психическое здоровье, будет мотивировать искать легкие пути и избегать рисков. Вы сфокусируетесь на получении «ачивок», а не росте. Чтобы осознать это, рекомендую книгу «Наказание наградой» Альфи Кона, а также поработать над своей психикой, если слишком увлекаетесь обучением, а реального результата все нет.

Если я вас не убедил, то ниже вы найдете список ресурсов и тем, в которых стоит разбираться интернет-маркетологу.

Ресурсы для бесплатного самообучения

  • Справка Google Ads и Analytics, Яндекс.Директ, Facebook, MyTarget. Полезно прочитать и пройти сертификацию. Дает понимание принципов работы систем.
  • Блог Олега Якубенкова gopractice.ru про рост сервисов и аналитику.
  • Материалы с конференций GoAnalytics.
  • Академия IT-Agency. Материалы и подборки обучающих курсов для интернет-маркетологов, менеджеров, дизайнеров и продактов. Отличная библиотека.
  • Блог Бюро Горбунова. Советы по копирайтингу, дизайну и переговорам, публикуются с 2007 года. Максим Ильяхов вел блок про копирайтинг, когда еще не был так известен.
  • Курсы по Excel в Специалисте.
  • Курсы по SQL базовые на Codeacademy и мясные sql-ex.ru.
  • Посоветуйте, пожалуйста, в комментариях бесплатный курс по Python.

Темы

  • Каналы платного трафика
  • Каналы органического роста: ASO, SEO, виральность
  • Атрибуция трафика
  • Воронка продаж и работа над конверсией
  • Работа с креативом, лучшие практики для каждой из площадок
  • Маркетинговая аналитика, визуализация данных
  • Когортный анализ
  • Юнит-экономика
  • A/B тестирования
  • Математическая статистика
  • Продуктовый маркетинг и позиционирование
  • Копирайтинг

Этот список появился только благодаря тем задачам и вызовам, за которые я брался. Гораздо эффективнее, если вы возьмете проект и по мере его роста составите свой собственный список.

Делитесь вашими рекомендациями и опытом получения маркетинговых и продуктовых навыков в комментариях.

Обо мне

Интернет-маркетолог, в профессии с 2012 года. Работаю во FlixBus в Мюнхене, в прошлом — Yandex, Qlean, BlaBlaCar. Провожу карьерные онлайн-консультации для маркетологов. Если вы застряли в своем развитии, вас уволили или вы потеряли мотивацию, напишите мне личное сообщение в Facebook. Я отвечу, даже если вас нет у меня в друзьях.

{ "author_name": "Timofey Levin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 7, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 128439, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 May 2020 14:45:58 +0300", "is_special": false }
Кейсы роста
14 механик по удержанию и возврату пользователей
Наверное, вы знаете, что увеличение удержания пользователей на 20% (при прочих равных) равносильно увеличению притока…
Объявление на vc.ru
0
4 комментария
Популярные
По порядку
3

Самая полезная статья за все время прокрастинации на этом сайте, спасибо!

Ответить
2

Прикольные кейс, мне кажется, довольно частые.

В статье автор спрашивал про бесплатные ресурсы по питону. Условно бесплатно, но хорошая книги - "Программирование на Python для начинающих" Мацк Макграт
"Python и анализ данных" Уэс Маккини

Ответить
–1

Почему вы все бездельники, так любите дорогие машины и дорогие квартиры (не свои) ?

Ответить
0

Не знаю, я просто машины люблю. Моя страсть )

Ответить

Прямой эфир