Мне опять рекламируют онлайн-курс. Как понять, что это не скам?

Роман Кумар Виас, основатель Qmarketing Academy

Образовывать людей в онлайн ушли даже те, кто никогда таким не занимался, а чтобы разобраться ху из ху, придется потратить немало времени. Или нет?

Прошли за карантин хотя бы 1 новый онлайн-курс? 
Да
Нет
Начал(а), но не закончил(а)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Пандемия породила на EdTech рынке множество новых курсов и школ в самых разных областях — университеты по всей стране создают собственные образовательные платформы, компании вроде Nike и Adidas запускают приложения для онлайн-тренировок, бизнесы, продающие услуги, дистанционно монетизируют свои знания через вебинары и конференции.

То же самое делают активизировавшиеся инфобизнесмены. И бизнес-молодость. И еще сотни непонятных названий и имен, которыми вас атакует любая лента в соцсетях, если вы хоть раз забивали в поисковик: “онлайн-курсы”.

Поэтому если вы решили провести время с пользой и заняться самообразованием, подойдите к выбору онлайн-курса как можно серьезнее. В условиях, когда на рынке количество берет верх над качеством, очень просто нарваться на некачественный продукт.

Несколько советов, по которым можно отличить хорошую онлайн-школу от плохой:

1. Понятный результат

Спросите себя: “Зачем я иду на курсы?”. Наверняка ответ будет начинаться с фразы “Научиться чему-либо”, и это верно. На странице действительно стоящей образовательной платформы обязательно должен быть пункт о том, какие навыки вы получите по окончании обучения. Желательно, чтобы в таком же формате была оформлена программа курса. Это поможет вам оценить, насколько совпадают ваши потребности в знаниях и то, что предлагает вам выбранный курс.

Не стоит уделять внимание платформам, на которых результат “размазан”, излишне эмоционален и не описывает реальных практических действий — зачастую такие страницы собраны “на коленке”, а их создатели никогда не применяли то, что преподают, на практике.

В качестве примера четко прописанного результата после обучения можно взять программу курса по digital-маркетингу QMarketing Academy:

2. Самые полезные знания — практические

Один из важнейших пунктов в обучении, особенно, в онлайне — практика. Уточните, есть ли она на курсе и в каком формате проводится — это может быть как отдельный модуль с собственным проектом, так и домашние задания по пройденным темам на протяжении всего курса или занятия на онлайн-тренажерах прямо на платформе.

Не будет лишним узнать, будут ли задания/проекты проверяться по мере выполнения, и если да, то кем — методистами или преподавателями. Это поможет вам понять, на какую обратную связь можно рассчитывать и устраивает ли она вас.

Если же на курсе предполагается только теория, то стоит оценить свои возможности:

а) найти альтернативный курс, в который будет включен практический модуль или в случае, если тема узконаправленная.

б) практиковаться самостоятельно.

Согласно исследованиям, обучение, в котором присутствует практика, в 6-7 раз эффективнее восприятия материала на слух.

3. Учиться у тех, кто делал сам

Уделите особое внимание спикерам — они должны быть известны в профессиональных кругах и иметь практический опыт в теме, о которой рассказывают. Если курс создан агентством или компанией, поищите их кейсы, почитайте о клиентах, с которыми они работают. Если же создатель — штатный сотрудник, постарайтесь понять, насколько он известен в комьюнити, в создании каких проектов он принимал участие. Зачастую это можно загуглить или заглянуть к нему на фейсбук.

Особенно полезными в принятии решения для вас будут записи конференций или лекции в образовательных учреждениях от спикеров — если эксперты решились создать целый обучающий курс, то у них за плечами должен быть соответствующий бэкграунд и опыт публичных выступлений.

Это позволит не только оценить преподавателей с точки зрения экспертизы, но и взглянуть на подачу, атмосферу выступлений, которая отчасти или целиком отразится и на курсе, который они создают.

Например, выбирая платформу для обучения онлайн-маркетингу, стоит обратить внимание на специалистов, которые выступали на РИФ, Digital October, Матемаркетинг, День Интернет Рекламы, ProductCamp и других заметных мероприятиях в мире digital.

Небольшой лайфхак: более-менее крупные онлайн-школы продвигают свои услуги за счет бесплатного контента. Это могут быть обучающие статьи, вебинары или youtube-канал с записями эфиров. Как, например, канал QMarketing Academy, по которому легко можно оценить качество материала и формат подачи на курсе.

4. Правильное комьюнити — половина успеха

Зачастую на онлайн-курсах, созданных на скорую руку, нет контакта между студентами и менторами — вы просто получаете доступ к записям уроков и разбираетесь в теме практически самостоятельно. Это серьезное упущение, которое сильно влияет на качество восприятия материала и лишает вас ценных возможностей. Почему важно выбирать курс, на котором формируется комьюнити?

1. Возможность задать интересующий вопрос по теме в любое время как одногруппникам, так и менторам.

2. Дополнительная мотивация и обмен опытом. Еще 20 лет назад исследования доказывали, что наличие комьюнити — ключевая особенность обучения в 21 веке.

3. Возможность расширить свою нетворкинг-базу.

Согласитесь, что курс, который дал вам не только знания, но и новые знакомства, идеи, проекты, лучше, чем просто озвученная спикером на камеру теория. Общаясь с другими студентами во время обучения у вас есть все шансы найти инвесторов, партнеров, работодателей или будущих коллег в интересной вам сфере независимо от того, где вы находитесь.

Если создатели позаботились о платформе для общения, обратной связи, наняли комьюнити-менеджера и активно поддерживают связь обучающихся и менторов — перед вами точно не MVP-продукт и ему можно довериться, если вас устраивает качество контента. Еще один плюс курсов, которые заботятся о контакте со студентами — дополнительные материалы от создателей, которых нет в широком доступе. Это могут быть подборки статей, промокоды или интересные вакансии в изучаемой сфере “из первых рук”.

Формат построения комьюнити может быть разным: одни курсы создают собственную площадку с личными кабинетами и профилями пользователей, другие используют более привычный и мобильный способ коммуникации — чаты в мессенджерах и социальных сетях. И то, и другое вполне выполняет свои функции.

5. Обратная связь от выпускников

Отзывы как формат Social Proof — один из самых эффективных способов подтвердить эффективность своей платформы для потенциальных студентов. Однако даже если на странице курса вы видите сотни восторженных писем и рекомендации скорее бежать и покупать билет — не торопитесь.

Делайте выводы о курсе исходя из отзывов правильно:

а) Доверяйте только конкретике

“Рекомендую курс, все классно, посоветую друзьям!” — обратная связь, на которую ориентироваться не стоит. Поищите отзывы, в которых выпускники делятся успехами по окончании обучения, трудностями в процессе или описывают навыки, полученные на выпуске. Чем больше четких пунктов вы увидите, тем больше вероятность, что отзыв настоящий.

б) Поищите отзывы в интернете

Мало кому из компаний захочется размещать на главной странице негативные комментарии о своем продукте. В интернете же можно найти мнения о курсе от большего количества людей. Для удобства можно воспользоваться специальными сервисами, например Otzovik и Trustland.

в) Напишите выпускникам курса

Это способ для очень сомневающихся, но справедливо осторожных людей. Попробуйте найти контакты тех, чьи отзывы размещены на сайте онлайн-школы или в социальных сетях. Попробуйте поинтересоваться у них лично о том, насколько процесс обучения оправдал ожидания, с какими подводными камнями они встретились и как избежать возможных форс-мажоров.

г) Проверьте, уделяет ли сама компания внимание отзывам

Даже для самой крупной образовательной площадки важно исправлять ошибки и нивелировать негатив студентов. По тому, насколько внимательно руководство курса относится к обратной связи, можно составить картину того, как это происходит на курсе и что произойдет, если вы лично столкнетесь с проблемой во время обучения.

0
3 комментария
Илья Евженко

Я бы добавил 6-й пункт. Не воровать чужие результаты и не выдавать их за свои, как сделали ребята из Qmarketing. При этом даже дизайн слайдов не поменяли. Пруфы у меня на странице фейсбук, если у кого-то сомнения.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Денисова
Автор

Илья, привет! Спасибо, что уделили нам внимание аж 3 раза под разными публикациями. Советуем прочитать последний пост у Романа. Как нам кажется, все мы бывает факапим, главное уметь это признавать. Отличный опыт для двух сторон. Прекрасного дня! 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Романов

всё верно

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда