Что важно учесть при создании презентации для онлайн-обучения

Иллюстрация VisualMethod Автор статьи Анна Алешина

Вы разрабатываете электронный курс, и сотрудникам предстоит пройти его дистанционно либо освоить в течение очного интенсива? Кто-то лучше учится, слушая. Кому-то легче обучаться через действие, а кто-то — чистый визуал. VisualMethod рассказывает, как можно объединить все 3 способа обучения в одной презентации.

В процессе очного обучения презентация отвечает за эмоции и помогает закрепить ассоциации, в дистанционном образовательном процессе хорошая презентация служит навигационным полем и является мультимедийным продуктом. Поэтому важно проверить именно эти параметры перед запуском обучения.

Обучающая презентация отличается от той, с которой вы выступаете на форуме или сессии перед сотрудниками. После того, как вы сделаете презентацию по всем описанным ниже пунктам, останется этап теста. Понаблюдайте за учеником в процессе обучения. Каких кнопок навигации ему не хватило? Где нужно добавить справочную информацию и ссылку на документ? В презентации для онлайн-обучения важна интерактивность.

Виктория Рындина, MBA по коммуникациям, сооснователь студии дизайна информации VisualMethod

Шаг 1. Что должен понять или сделать человек после того, как пройдет обучение?

Зачем вы учите? Какая цель? Постановка единой цели обучения гарантирует, что все наполнение слайдов поддержит центральную идею и обеспечит четкую направленность презентации. Звучит «громко», но по факту — это ответ на единственный вопрос: «Что должен понять или сделать человек после того, как пройдет обучение»?

Совет: запишите цель обучения прежде, чем приступите к работе над электронным курсом. Вот примерные формулировки:

  • Выпускник курса сможет сам оценить эффективность работы персонала с помощью новейших методов
  • После курса сотрудники напишут первую строку кода Javascript
  • Продавцы-консультанты усвоят, как грамотно реагировать на возражения покупателей и успешно пройдут тест.

Типы презентаций различны. Они могут быть убеждающими, тренинговыми, вводными, информационными. Цели у каждого типа также различны и зависят от желаемого результата. Что должна знать или уметь ваша аудитория после окончания обучения? Ответ на этот вопрос и будет проходить «красной» линией через все слайды

Александр Зубрицкий, Вице-президент Московского отделения PMI по региональному развитию, разработчик и преподаватель курсов по управлению проектами

Шаг 2. Структура - это не только лекция, но и задания

Цель образовательной презентации — то, к чему вы стремитесь, конечный пункт назначения. Сценарий — маршрутная карта, которая поможет достичь этой цели.

В первую очередь, рекомендую определиться со структурой презентации: какие разделы в ней будут, сколько времени займет изучение каждого раздела, сколько практических или проверочных заданий, и в каком месте они будут располагаться. Далее приступайте к содержанию каждого слайда. В основе должна быть ситуация или бизнес-кейс, которые имитируют реальный мир, понятны и близки вашей аудитории

Ирина Мельникова, Менеджер по дистанционному обучению одной из лидирующих международных страховых компаний, в прошлом руководитель проектов по онлайн-обучению в компании «Рольф», крупнейшем автомобильном дилере, и имеющая опыт работы в отделе обучения компании «Авилон»

Что делать, если материала слишком много? Сократить или разбить презентацию на отдельные модули или уроки. Сегодня даже 15 минут — это непозволительно долго. Вы сражаетесь за внимание учащихся, и важно удержать его всеми способами от начала и до конца, в том числе дробя большие курсы на микромодули. Почему это важно? Так у обучающегося будет возможность «выдохнуть» перед изучением следующего модуля и отвлечься на другой вид деятельности. В результате он вернется к занятиям с высокой продуктивностью.

Также Ирина Мельникова рекомендует после каждого модуля добавлять проверочные задания, диалоговые тренажеры или тестовые вопросы. Задания в самом начале презентации помогут оценить уровень уже имеющихся знаний и выявить проблемы, а задания в конце проверят усвоение материала курса.

Создавать практические блоки можно как в PowerPoint, так и с помощью конструкторов CourseLab, iSpring, Articulate Storyline и т.п. Еще можно создавать вопросы, диалоги или викторины на таких ресурсах, как Quiz Maker, DialogSimulator.Ru, и встраивать их в свою презентацию

Совет: если необходима консультация предметного эксперта, который поможет с материалом для курса, ее лучше провести как раз на этапе создания сценария. Взаимодействие с консультантом обеспечит грамотный выбор контента для презентации. Главное — следить, чтобы материал не был перегружен теорией, которую сложно применить на практике.

В iSpring можно создавать блоки тестовых вопросов и проверочные задания

Шаг 3. Ваш курс будет интереснее с историей

Исследования Inc. показывают, что сообщения с историей на 35% эффективнее, чем без нее. Тот же источник говорит, что наиболее успешные презентации ежегодных конференций TED Talks повествовательны более, чем на половину. Обучение с помощью сторителлинга дублирует цикл Колба – результативную образовательную модель для взрослых, где учитывается уже имеющийся опыт обучающихся. Ирина Мельникова советует: «Презентация с историей вызывает эмоции, придает динамику и лучше запоминается. Придумайте историю для своего курса, где главным героем станет наставник/эксперт, коллега или ученик, а сюжет будет максимально приближен к реальности обучающихся. Можно также выбрать персонаж, напрямую не связанный со сферой деятельности обучающихся. Тренд последнего времени, к примеру, использовать тематику «Космос». Но не переусердствуйте и не допускайте ситуацию, когда единственное, что запомнилось — «милый, прикольный персонаж».

Совет: создавая историю, придерживайтесь стандартной структуры любого рассказа, где есть предисловие, погружение в конфликт, развязка и послесловие. В качестве предисловия выступает цель курса. Сформулируйте ее с учетом пользы для обучающихся: «вы научитесь отвечать на возражения клиентов», «вы освоите работу в программе AutoCAD». Конфликт — трудная рабочая ситуация, проблема, которую нужно решить. По мере освоения материала сотрудник справляется с трудностями и в итоге разрешает конфликт. Послесловием должно стать резюме пройденного материала. Эффективно комбинировать его с призывом к действию. «Пользуясь описанными в курсе методами, вы увеличите свои продажи».

Два варианта развития истории

Шаг 4. Текста будет много, упростите его

Доступность текста - это важная часть при создании обучающей презентации, ведь более 70% слайда приходится на текст, а шрифт и знаки препинания действуют на человека так же, как жесты и тон. Задача здесь — изложить материал максимально доступно и грамотно. Избегайте сложных формулировок. «KPI — это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов» — нелегкая фраза для осознания, тогда как «KPI – показатель достижения успеха или цели» звучит куда понятнее. Разбивайте на части длинные предложения.

Александр Зубрицкий говорит: «Краткость особенно актуальна в наше время. Темп подачи информации максимально ускорен. На слайдах — только суть и главные мысли. Исключите канцеляризмы, «отожмите воду». Все, что можете убрать из текста, не потеряв главного, смело убирайте. Если текстовой информации много, ее можно представить в ином формате. К примеру, записать аудио от эксперта в области предмета курса. Или видео, что эффективнее, ведь пропускная способность зрения в сто крат мощнее, чем слуха. В работе с текстами всегда заботьтесь об ответе на вопрос: «Действительно ли моей аудитории нужно или интересно знать это?». Перегрузите презентацию лишней информацией — потеряете интерес обучающихся. Добавляйте примеры и цитаты. Информация, подкрепленная фактами, запомнится лучше».

Совет: подготовив тексты для слайдов, проверьте их на простоту восприятия. Даже если ваша аудитория состоит из людей с ученой степенью, предложения из текстов на слайдах должны быть понятны ученику старших классов. Читабельность анализируют чаще всего по формулам Ганнинга и Флеша.

Это можно сделать, воспользовавшись, к примеру, сервисом Сopywritely. Посетив сайты Главред и Тургенев, вы сможете получить оценку текстов еще и по наличию лишних или стоп-слов и отредактировать при необходимости.

Шаг 5. Сделайте визуализацию + навигацию

Вы оформили материал курса в грамотный, удобный для восприятия текст, добавили аудиофайлы и знаете, кто представит информацию устно, если предстоит очное обучение. Вы также добавили кейсы, ориентируясь на тех, кто лучше учится на практике. Теперь нужно позаботиться о визуальном представлении. Исследования подтверждают, что через три дня аудитория вспомнит на 55% больше информации после презентации в сравнении с 10% после устного доклада. Качественные изображения, инфографика и общая композиция слайдов – ваши помощники на пути к успеху.

Особое внимание уделите указателям и навигации в презентации, как если бы рисовали карту. Обучающимся нужно понимать, на какую кнопку нажать, чтобы прослушать аудио или посмотреть видео, когда взять блокнот и записать важное, как выбирать варианты ответов в тесте и как вернуться в главное меню, и сколько слайдов еще осталось для просмотра. Это может быть шкала прогресса или счетчик слайдов, если в начале презентации ученики знали, сколько их всего.

Когда мы делаем дизайн для обучающих презентаций, то обязательно учитываем, какую платформу будут использовать в компании. Часто бывает, что обучение проводится онлайн. В этом случае оформляем слайды таким образом, чтобы окно с выступающим не перекрывало важную информацию, а органически вписывалось в общее обучающее окно. То есть важно работать не только с самой обучающей презентацией, но и с платформой или аудиторией, которые предназначены для ее демонстрации

Сооснователь студии информационного дизайна VisualMethod
Во время вебинаров окно с выступающим не должно перекрывать важную информацию

Выравнивайте текст по левому краю, так человеку привычнее читать. Чтобы избежать неаккуратных пробелов, не ровняйте текст по ширине. Используйте не больше трех стилей оформления текста, включая шрифты и цвета на слайде. В идеале – всего один акцент на слайде. Если информацию возможно представить в виде графика, диаграммы или схемы — представляйте.

Выражение «Одна картинка стоит тысячи слов» актуальна как никогда ранее. В вашем арсенале должны быть фотографии и изображения. В тесты добавляйте одобряющие иконки, баллы и медали».

Совет: Чтобы подробнее узнать о композиции слайдов, ознакомьтесь с рекомендациями из книги Нэнси Дуарте «Slide:ology».С выбором цветовой гаммы помогут сервисы Adobe Color и Сolor.romanuke.com.

0
5 комментариев
Yaroslav Gavrilov

Прочитав тонну инфы как делать презу никто ни разу не показывал пример такой удачной презы. Причина проста - восприятие настолько субъективно, что такую презу легко смешают с 💩

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Да. Сильно зависит от восприятия темы, стиля компании и других нюансов. Для кого-то будет идеально, а другому - совсем не то. Поэтому говорим об общих технических правилах с отдельными примерами по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Согласимся. Презентация  - не только слайды, но еще и контекст, цель и много других вводных.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оля Симонова

Мы делали презентацию в школе, по защите своего проекта, много читали, делали все по инструкции, соблюдали все нюансы-вплоть до костюма, а получилось не очень 
https://www.youtube.com/watch?v=JxL2rf2i1zI

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Оля, спасибо за комментарий. Не уверены, что размещение ссылки здесь поможет получить голоса, но в любом случае желаем успехов в конкурсе! Дети - замечательные и костюм прекрасный!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда