Как студенты российских вузов пережили самоизоляцию во время COVID-19
Вышка совместно с ТГУ провела масштабный онлайн-опрос, в котором студенты российских вузов рассказали об опыте перехода на дистанционное обучение и о том, как в целом изменилась их жизнь во время самоизоляции. Рассказываем о самых интересных фактах и инсайтах, адаптации и трудностях.
Дисклеймер: Опрос проходил онлайн и в два этапа: в марте-апреле и мае-июне, выборка включает в себя студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной и очно-заочной форм обучения, всего – более 35 тысяч участников. Ключевая задача опроса – описать настроения и проблемы обучающихся в период перехода на дистант.
Что случилось
В середине марта Минобрнауки рекомендовало вузам прекратить аудиторные занятия и перевести обучение в дистанционный формат. Большинство университетов за несколько дней скорректировали учебные планы и отправили студентов и преподавателей в онлайн.
Что думают студенты
Большинство опрошенных позитивно оценили организацию обучения в дистанционном формате, а также подготовку своего вуза и преподавателей к переходу в онлайн – оба пункта в большей или меньшей степени не устроили менее 40% участников. Интересное наблюдение: в обеих волнах магистры оценивали организацию дистанта и подготовку к нему в среднем выше, чем бакалавры.
Больше всего учебный процесс устроил студентов, изучающих компьютерные и социальные науки, гуманитариев, экономистов и менеджеров. Хуже всего к дистанту отнеслись студенты творческих направлений, будущие инженеры и медики. Надо отметить, что во второй волне опроса оценки медиков улучшились, а вот творческие ребята стали оценивать онлайн-обучение еще хуже.
С какими проблемами сталкивались чаще
Чаще всего студенты отвечали, что им не хватает очного общения с одногруппниками и преподавателями, жаловались на технические сложности и перебои с интернетом.
Многие говорили, что в домашней обстановке учиться сложнее, нелегко сосредоточиться при самостоятельном изучении материала, не всегда получается уточнять детали у преподавателей и отвечать на их вопросы без прямого контакта. В конце концов ребята чувствовали себя более одинокими при дистанционном формате.
Что изменилось в обычной жизни
Предсказуемо, студенты, как и все мы, начали чаще мыть руки и пользоваться антисептиками, следить за новостями в стране и мире. Многие отмечали, что у них появилось больше времени на хобби и спорт: мы все обещали себе в карантин попытаться стать лучшей версией себя, и как показал опрос, значительной доле респондентов это удалось.
Спорный момент: больше времени ребята проводили за компьютером и в соцсетях. Но если в обычной жизни, до ковида, общество считало, что чрезмерное употребление технологиями – абсолютное зло, то в нынешних условиях это вынужденная мера для продолжения учебы и способ оставаться на связи с близкими. Ребята, кстати, отмечали, что стали больше общаться с друзьями и родными, пусть и удаленно. Очевидный плюс: участники отметили, что на дистанте стало больше свободного времени, увеличились ресурсы на подготовку к занятиям и – что крайне важно – на сон.
Главные выводы:
- В мае студенты стали хуже относиться к онлайн-формату – видимо, сказывается усталость от удаленки. Вместе с тем, около трети опрошенных оказались сторонниками именно дистанционного образования
- Студенты разных направлений по-разному пережили переход на удаленную учебу, хуже всего это получалось у ребят творческих специальностей
- Университет как место социализации оказался под ударом – сложнее всех пришлось первокурсникам
Что делать
Старшекурсники могут прийти на выручку младшим товарищам: поделиться лайфхаками по оптимизации учебного процесса в онлайне, возможно, материалами для подготовки. Университетам стоит подумать над дистанционными форматами социализации – например, мероприятиями в зуме и флешмобами в соцсетях.
А более глобально: беречь себя и окружающих, следовать всем рекомендациям по профилактике инфекций, носить маску. Чем лучше все это будет соблюдаться, тем быстрее мы вернемся к нормальной жизни.
Например, в Вышке уже в марте запустился портал Studlife Online, который объединил все онлайн-мероприятия, которые происходят во внеучебной жизни университета. Дистанционно прошли многие традиционные для университета события: фестиваль Telling Stories, Медианочь в Лицее, HSE RUN, Научные бои и другие. Также во время дистанционного обучения несколько студорганизаций при поддержке Цифрового блока университета основали HSE Майнкрафт и за два месяца построили корпус на Покровском бульваре в виртуальном мире.
Конкретно об опыте Вышки по переходу в онлайн мы уже рассказывали в материале «Челлендж года в образовании: как перевести на удаленку 50 тысяч студентов».
Подробнее о результатах опроса, выборке и ограничении данных – смотрите в презентации по ссылке.
Судя по вот этому открытому письму студентов ВШЭ, бунтовавших против онлайн-обучения (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSensR2zKIio2QsIl7uX2XYs3TJ7r2AZs3DScyhZM0yqNyGjrw/viewform), "Большинство опрошенных позитивно оценили организацию обучения в дистанционном формате, а также подготовку своего вуза и преподавателей к переходу в онлайн" - не очень точная и слишком мягкая формулировка в вашем исследовании.