Откуда есть пошла земля русская с ящерами

Или статья о причинах успеха псевдоисторических концепций, которые легли в основу Youtube канала Профессора Багирова и игры "Русы против ящеров".

Оригинальный арт анонсированной игры "Русы против ящеров 2" со страницы сообщества студии theBratans в ВК
Оригинальный арт анонсированной игры "Русы против ящеров 2" со страницы сообщества студии theBratans в ВК

Игра «Русы против ящеров» не нуждается в представлении – после релиза о ней вещали буквально из каждого утюга. Судя по недавнему анонсу второй части дела у разработчиков идут неплохо. Пожелаем им удачи и новых свершений, а сами проанализируем истоки концепции противостояния русов с ящерами.

В интервью авторы игры говорили о том, что идея проекта родилась на фоне успеха завирусившихся мемов из YouTube канала Александра Багирова с лекциями о борьбе древних русов с ящерами.

В узком смысле это конец этой статьи. Общий ответ Вы узнали, можно возвращаться обратно к скролингу ленты. Счастливо!

Если этого общего ответа Вам недостаточно, то можно добавить что лекции Багирова – это пародия на распространенные в современной России учения А. Т. Фоменко, Ю. С. Рыбникова и А. Ю. Хиневича.

Это был серединный ответ, более углублённый в сравнении с предыдущим. Его Вам хватит чтобы козырнуть своей образованностью в разгар дружеской посиделки за бокалом пенного.

Но если вдруг вам захотелось сковырнуть этот чирей на теле современного российского общества, и понять на каких китах (sic!) базируется игра Русы против ящеров, почему стал возможен и вышел в тираж канал Багирова и вообще на каких струнах души россиян сыграли в своё время концепции Фоменко, Рыбникова и Хиневича, то пристегните ремень: мы начинаем погружение в фундаментальные причины популярности лжеистории.

В широком распространении псевдоисторических концепции виноваты все - и сама отечественная историческая наука, и профессиональные историки, и читающая публика. Это своеобразный симбиоз, или, если по-простому, клубок причин, который мы сейчас с вами распутаем.

История и апология истории

Ничего так не вызывает пиетета перед объектом, как его древность. Чем старше предмет, тем в глазах человека он кажется более солидным.

Когда появилась история? Ну конечно же в Античности, когда ещё. В памяти сразу всплывают имена Геродота, Тита Ливия, Полибия и других античных авторов, работы которых сегодня считаются классическими. И это верный ответ, если мы говорим об истории в её значении рассказа о прошлом. Но если говорить об истории как о системе научных знаний о мире, то её дату рождения придется сдвинуть ближе к современности.

В классическом понимании историческая наука начинает оформляться в XVII — XVIII веках если мы говорим про Европу, и в XVIII — XIX веках если предметом разговора является историческая наука в России. В контексте нашего материала нас будет интересовать именно развитие истории в нашей стране, поэтому дальше мы будем говорить исключительно о генезисе российской истории. Правда, без иностранных имён обойтись всё-таки не получится.

Четверка основных теоретиков советской исторической мысли. Овладеем великой теорией Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина! Бумага; литография; цветная литография. 1935 год.
Четверка основных теоретиков советской исторической мысли. Овладеем великой теорией Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина! Бумага; литография; цветная литография. 1935 год.

Уверен, первые ряды уже догадались о ком пойдет речь дальше. Действительно, труды К. Маркса и Ф. Энгельса повлияли не только на историю нашей страны в целом, но и на историческую науку в частности. Разработанная К. Марксом историческая концепция в основе которой лежал способ производства и сменяющие друг друга общественно-экономические формации надолго прижилась в отечественной исторической науке и развилась в трудах отечественных социалистов, марксистов и коммунистов.

Финальным аккордом в деле утверждения марксистской теории в советской науке стал выход в свет в 1934 году Краткого курса истории ВКП (б) за авторством лично И. В. Сталина, в котором наглядно демонстрировалось как писать историю надо, а как не надо. Именно Краткий курс стал эталоном исторического исследования в Советском Союзе до конца его существования, и даже Хрущевская оттепель не смогла в конечном итоге существенно изменить статус работы "друга всех советских детей" в исторической науке. Не смогла, но именно во время Оттепели фундаментальные плиты у основания советской исторической науки пришли в движение.

Обложка Краткого курса истории ВКП (б) издания 1946 года.
Обложка Краткого курса истории ВКП (б) издания 1946 года.

В начале 60-х усилиями М. Я. Гефтера в Институте Истории АН СССР появился сектор методологии истории, в задачи которого входил поиск новых методов исторических исследований. Сектор методологии просуществовал недолго, через пару лет его закрыли, но выпущенный им наружу джин в бутылку уже не вернулся. Поиск новых способов изучения истории стал популярным направление деятельности в среде историков. И одним из результатов этого увлечения стало появление клиометрики — попытки использовать математические модели для описания прошлого. Методы клиометрики применяли такие известные советские историки как И. Д. Ковальченко и Л. В. Милов, их работы сегодня считаются своеобразной вехой отечественной науки. Но именно с увлечения клиометрикой начал свой путь ставший популярным в постсоветское время А. Т. Фоменко со своей "Новой хронологией".

Примерно в это же время, в 60-х годах прошлого века, в диссидентской среде набирают популярность увлечения мистикой, эзотерикой, восточными духовными практиками, и славянским язычеством. Часто это увлечение объясняют разочарованием советской действительностью, причем в обе стороны — новыми практиками интересовались как сторонники мнения об "абсолютном зле" Советского Союза, так и те кто считал что СССР, как говорят сегодня в интернете, "уже не тот". Именно увлечение новыми духовными практиками объединяло эти две полярные оценки советской действительности шестидесятых, что в конечном итоге, пережив Брежневский застой и Горбачевскую перестройку, превратится в волну фолк-хистори девяностых и нулевых.

Обложка одной из книг А. Т. Фоменко, написанной в соавторстве. 
Обложка одной из книг А. Т. Фоменко, написанной в соавторстве. 

Где-то в этом же месте пожалуй можно поместить и Ю. С. Рыбникова. Пусть разбирающиеся в предмете читатели объяснят в комментариях фундаментальные основы концепций математика. Это не моя компетенция, тут я бессилен. Единственное могу добавить, что, скорее всего, его увлеченность русами вдохновлена работами тех самых позднесоветских эзотериков и трудами А. Ю. Хиневича.

Странная вещь: цензуру обычно принято ругать, светскую цензуру тем более. Произведения Бродского, Довлатова и некоторых других советских поэтов и прозаиков не прошли цензора и распространялись исключительно в самиздате. Но именно советская цензура в своё время не пропустила и работы, А. Т. Фоменко, в которых тот пытался раскрыть детали своей "революционной" теории.

Советская цензура была явлением с двумя контролирующими органами. Если говорить о литературных произведениях, то чтобы работа вышла в тираж необходимо было состоять в Союзе писателей, и получить одобрение курирующего это направление специального отдела городского комитета партии. В свою очередь, чтобы опубликовать историческое исследование, нужно было принадлежать к научной институции (образовательному учреждению или отделению Академии Наук), и тоже получить добро в городском комитете. А. Т. Фоменко использовал любые возможности для публикации — участвовал в круглых столах и конференциях, но даже если вдруг случайно его статьи и попадали в сборники, то неизменно "зарезались" контролирующим печать отделом партии, критикующим автора за отход от марксистского понимания исторического процесса.

Фото папок в архиве, в которых, конечно же, сокрыта вся тайна. 
Фото папок в архиве, в которых, конечно же, сокрыта вся тайна. 

Крах советской системы стал своеобразным глотком свежего воздуха для исторической науки. Давление марксизма на науку сошло на нет, и наконец можно было писать о предмете вне догматов строгой концепции. Но как писать? Что писать? Марксистская теория с одной стороны ставила исследователя в жесткие рамки, но с другой давала ему фундамент работы и мировоззренческую концепцию. Теперь нужно было искать новую методологическую опору для исследований, и все 90-е и начало 00-х годов уже XXI века российская наука усиленно искала эту опору. Кто-то нашёл её обратившись к зарубежной исторической науке, кто-то — в трудах дореволюционных историков. Некоторые продолжили писать по-старому, а кто-то проникся эзотерикой и вслед за А. Т. Фоменко принялся пересматривать историю с азов.

Историки и рыночек

Разумеется, вина за засилье фолк-хистори и псевдоисторических знаний в обществе лежит и на самих исследователях.

В истории российской исторической науки (масло масленое, но так это называется) считается, что конец 19 - начало 20 веков был золотой эпохой истории и историков. Их труды печатались большими тиражами, их лекции собирали огромные аудитории, а публичные дискуссии на страницах периодических журналов привлекали внимание всей читающей публики.

Такое положение дел изменила Октябрьская революция 1917 года. Кто-то из именитых исследователей покинул Россию незадолго до, во время или сразу после Революции и Гражданской войны. Часть оставшихся первое время продолжала работать в традициях прежних научных школ, кто-то начал экспериментировать с набиравшем популярность политическим учением. И первое время руководству молодой республики до этого не было никакого дела — в стране были более насущные проблемы требующие немедленного решения. Но Академическое дело 1929-1931 гг. и появление на свет Краткого курса стали символами возвращения интереса правительства страны к дисциплине, концептуальная вольница которой после этого закончилась.

Художник Дмитрий Пантюхин. Философский пароход.
Художник Дмитрий Пантюхин. Философский пароход.

Положение историков изменилось, от былого влияния на аудиторию не осталось и следа, а усложнившееся научное знание и необходимость узкой специализации исследователя сделали публикующиеся работы неподъемными в плане чтения для неспециалистов.

Тезис о том что писать "историю всего" автору-одиночке невозможно появился ещё в конце 19 века. Чем продолжительней период изучаемого вопроса, тем больше нужно анализировать и сопоставлять источников. С расширением источниковой базы подобная работа стала неподъемной для одного человека, поэтому стала уделом коллективов авторов, каждый из которых являлся специалистом в своей узкой сфере. В 20 веке подобное положение дел сохранилось, а специализации исследователей стали ещё уже и обособленней, став всё менее интересными публике. Чтобы читатель заинтересовался работой по узкой теме ему нужно быть в контексте событий, иметь определенный багаж знаний, порой даже за рамками обычной школьной программы. Либо сам автор должен поместить читателя в контекст. И с этим тоже были свои проблемы.

Знак равенства между ремеслом историка и писательским ремеслом, существовавший в 19 веке, покинул это уравнение в веке 20. Оторванные от широкой аудитории, историки стали писать, условно говоря, для своих: с тяжелыми конструкциями предложений, трудными терминами и размашистыми мыслями. В результате для человека не в теме прочитать серьезную монографию стало сродни подвигу: не каждый будет продираться страница за страницей трудного текста, в конце которого его ожидает что-то вроде "Не понял? Ну прочитай ещё X, Y, Z, так понятней будет".

А ведь когда-то работу по истории писал даже А. С. Пушкин. Вот у кого стоило бы поучиться литературному мастерству при написании истории.  Портрет А. С. Пушкина. Худ. О. А. Кипренский, 1827 год.
А ведь когда-то работу по истории писал даже А. С. Пушкин. Вот у кого стоило бы поучиться литературному мастерству при написании истории. Портрет А. С. Пушкина. Худ. О. А. Кипренский, 1827 год.

"Лихие 90-е" перевернули всё с ног на голову. Книжный рынок стал свободным от жесткого контроля не только государства, но и профессионального сообщества. Пиши что хочешь, пиши интересно, и понравишься читателю. Кто-то из историков к этому приспособился, и уловив интересы аудитории начал писать на спекулятивные и щекотливые темы, игнорируя критику коллег. Кто-то, и зачастую ими были историки в возрасте, к новым условиям оказался не готов, оставшись известным лишь в профессиональных кругах. А некоторые использовали новые возможности во имя своих благих целей.

Я думаю что археологический памятник Аркаим и связанные с ним псевдоисторические теории не нуждаются в представление. Обнаруженному в конце 1980-х годов уникальному памятнику грозила реальная опасность исчезновения вследствие хозяйственного освоения ближайших территорий, и изучающие его археологи развернули широкую общественную компанию по привлечению внимания к проблеме. Эта компания вкупе с вошедшей снова в моду эзотерикой стала отличной питательной средой для появления различных родноверческих и неоязыческих учений, достигших пика к концу нулевых. Сегодня с Аркаимом всё хорошо: на месте памятника открыт большой музей под открытым небом, который, впрочем, до сих пор посещают искатели "глубинных смыслов сущего".

Откуда есть пошла земля русская с ящерами

Стоит пару слов сказать и о профессиональном снобизме историков в отношении СМИ, который, к счастью, сходит на нет. В 00-х и начале 10-х годов историки, хлебнув лиха в 90-х, относились с подозрением к телевиденью и прессе. Небезызвестный антрополог С. В. Дробышевский в одном из интервью рассказывал, что на его родной кафедре в МГУ висела распечатка названий телеканалов и газет, комментарий которым ни в коем случае давать нельзя — обязательно переврут и исказят смысл беседы. Сегодня положение дел изменилось, тот же Дробышевский этому яркий пример. Но популярность лжеистории нулевых с Гипербореями и неоязычеством стала возможной благодаря, в том числе, снобизму профессионалов-историков.

Виновата аудитория — СПГС и ответы на все вопросы

Этот довольно популярный в академической среде тезис, созвучный причине существования плохой музыки, я не разделяю.

Прошлое всегда интересует людей. Их ли вина в том, что занимающийся профессионально изучением прошлого исследователь не умеет говорить на понятном языке с аудиторией? Я думаю нет. Дух эпохи ставит перед историком новые задачи и формулирует заказ на новые компетенции. Знать предмет и обладать навыками научного исследования сегодня недостаточно, нужно уметь в публичные выступления и представлять себе инструментарий социальных медиа. Иначе выстраданная за долгие годы работы в архиве монография отправится собирать пыль на полку, а вместо лекции историка в Тик-Токе будет нарезка с профессором Багировым.

Не обвиняя аудиторию, нужно тем не менее обозначить ряд её слабых мест, которые с успехом абузят авторы псевдоисторических концепций.

Екатеринбург вопрошающий.
Екатеринбург вопрошающий.

Прежде всего это тот самый СПГС — синдром поиска глубинного смысла. Разобравшись с насущными проблемами человек пытается найти ответ на извечный вопрос: "Кто мы, откуда, куда мы идём", и делает это, в том числе, с помощью истории. Крах Советского Союза стал ударом для исторической науки, но не меньшим ударом он стал для обычных людей, жизненные установки и ценности которых вмиг стали фантомами. Образовавшийся вакуум заняли смекалистые авторы, предложившие свои ответы на фундаментальные человеческие вопросы, объясняя бытие сущее инопланетянами и ариями. В духе поиска смыслов можно отметить и другую острую проблему девяностых — поиск национальной идентичности, который приводил неискушенного читателя в лапы всё тех же нечистых на руку и жаждущих легкой славы авторов. И здесь начинается другое слабое место аудитории.

Об институте репутации сказано в последнее время слишком много, добавлю лишь то что эта проблема актуальна в том числе и для истории. Конечному читателю по большому счету все равно кто скрывается за личностью автора и какой у него бэкграунд. Неважно кто он, историк, астролог, таролог или уфолог — главное чтобы говорил внятно и резонировал в сознании. Достаточно просто соблюдать видимость научного знания мимикрируя под науку, установить чёткие параллели между текущими (читай, политическими) событиями и прошлым, поразить читателя масштабом "откровения" и говорить предельно простыми фразами. И всё, дело сделано. А как оно сделано вникать никто всё равно не будет.

Именно благодаря использованию этих особенностей человеческого поведения авторы странных, спорных и откровенно бредовых псевдоисторических концепций вышли в тираж и приглянулись жаждущей открытий публике.

Подведем итог

Итак, суммируем все причины широкого распространения псевдоисторических концепций, которые послужили основой для канала Багирова и игры "Русы против ящеров", и сведём их в общую последовательную сюжетную линию.

Рассказы о прошлом являются своеобразным спутником человечества — всегда были те кто их пишет, и те кто их читает. С распространением научной системы взгляда на мир интерес к истории оброс методологическим аппаратом, принципами и правилами изучения прошлого, встав в один ряд с другими формирующимися науками. Расширение научного содержания в рамках одной дисциплины привело к узкой специализации исследователей прошлого, а сама историческая наука стала всё дальше отходить от понятного широкой публике языка беллетристики.

Главенство Марксизма-Ленинизма в Советском Союзе наложило свой отпечаток в том числе и на развитие исторической науки, сделав поиски новых способов изучения прошлого профессионалами затруднительным. Возникший в позднесоветский период интерес к эзотерическим практикам, славянскому язычеству и в целом к пересмотру истории до распада Советского Союза сдерживался рамками системы цензуры, участие в которой принимало в том числе профессиональное сообщество историков. Однако в девяностые годы рамки марксистского учения исчезли, а цензурирование печати, в том числе силами академического сообщества, исчезло вовсе, позволив наводнить книжный рынок работами со спорным содержанием.

Распространение псевдоисторических и эзотерических учений в девяностые годы оказалось возможным в том числе благодаря образовавшемуся вакууму в мировоззрении россиян, озадаченных поиском новых смыслов и идентичностей. Профессиональные историки оказались неготовы к новым реалиям свободного рынка, где в конечном итоге успешным становится не тот кто больше времени провел в академической штольне, а тот кто умеет завлечь аудиторию ярким содержанием и революционностью идей. Подобное положение дел сохранялось до второй половины десятых годов, пока новое поколение историков не освоило новые методы общения с аудиторией.

Укоренившаяся в это время культура мемов вывела в начале двадцатых годов в первые ряды нарезки с интервью Ю. С. Рыбникова 2015 года, превратив его "Счёт древних славян" в счёт шизов и подняв в качестве знамени его фразу "Это база". В это же время набирают популярность короткие видео с песнями **** *******, чьё имя невозможно назвать не нарушив Уголовный кодекс. На фоне интереса аудитории к подобным мемам в марте 2023 года неизвестный блогер создал нарочито юмористический Youtube-канал с выдуманной личностью Алексея Багирова, в роликах которого в ироничном ключе рассказывал о противостоянии древних русов с ящерами. Мем-знамя альтистории подхватила студия theBratans, выпустившая игру по мотивам лекций профессора Багирова, которая сама стала источником новых мемов.

Откуда есть пошла земля русская с ящерами

Вместо послесловия

К сожалению, единой работы об истоках и влиянии псевдоисторических концепций на данный момент нет. Возможно потому что время для такой работы ещё не пришло, а возможно профессиональные историки просто брезгуют работать с таким токсичным материалом. Почти двадцать лет академическое сообщество боролось с засилием лжеистории. Боролось как умело — на страницах университетских вестников, статьями в толстых литературных журналах, созывая специальные конференции и круглые столы.

Но самое забавное во всём этом то, что небольшому каналу на Youtube, нарезкам в Тик-Токе со статичными картинками под фонк музыку и инди студии удалось за пару лет сделать то, что умудреные историки не смогли сделать за почти двадцать лет — превратить лжеисторию в юмор, гротеск, принимать за чистую монету который невозможно.

Терапевтическое влияние лекций Багирова и игры "Русы против ящеров" налицо. Сложно сегодня воспринимать рассказы о древних ящеров не вспоминая при этом огромный массив мемов, родившихся благодаря этому в сети.

И это хорошо.

***При написании материла использовались работы Скрябнева В. А. История как наука: учебное пособие и Олейникова Д. История России в мелкий горошек.

Телеграм канал Апология истории

11
Начать дискуссию