День Вышки: больше миллиона просмотров трансляции главного университетского праздника
Как сделать два прямых эфира общей продолжительностью шесть часов, построить четыре телестудии в университете, какой должен быть таймлайн и сценарий, чтобы не потерять аудиторию в онлайне -- и другие лайфхаки.
10 сентября главный в году праздник ВШЭ, который до того 8 лет подряд отмечался в Парке Горького, прошел в новом формате — онлайн. Трансляция с четырех сцен праздника и концерта продолжалась шесть часов, и суммарно на разных площадках ее посмотрело более одного миллиона человек.
Так же, как предыдущие Дни Вышки были пионерами в проведении университетских мероприятий такого масштаба в офлайне, этот праздник стал, по многим параметрам, пионером в своем сегменте в онлайне. Цифры позволяют утверждать, что эксперимент в онлайне был хотя и вынужденным (в связи с коронавирусом), но удачным решением. Праздник очень важен для студентов ВШЭ, это повод для сообщества студентов и преподавателей почувствовать единство, познакомиться и пообщаться, узнать возможности образовательного процесса, просто вдохновиться и обменяться эмоциями. Многие студенты коллекционируют сувениры разных годов с Дня Вышки. В последние годы Парк Горького в День Вышки посещали десятки тысяч человек. Но онлайн-формат фактически дал доступ к празднику одного из крупнейших вузов России фактически всей стране.
Что нам позволило добиться этого эффекта
Технические решения
- Трафик, дубль сайта, техслужбы. Мы обеспечили идеальные технические возможности для успешной трансляции: необходимый интернет-трафик, дополнительные электрические мощности, создали дубль сайта hse.ru для трансляции, провели массу согласований с техническими службами.
- Многофункциональность платформы. Мы изучили опыт других онлайн-мероприятий и выбрали технологическую платформу, которая, помимо трансляции, предоставляла зрителям много дополнительных функциональных возможностей — участие в голосованиях, опросах, чатах и пр.
- Отсутствие регистрации и «пульт». Для зрителей все было устроено максимально комфортно: возможность смотреть трансляцию без регистрации, технологическое решение в виде «пульта», на котором есть кнопки переключения трансляции с одной сцены на другую.
- Возможность оперативного реагирования. Платформа давала возможность проанализировать состав аудитории и принимать оперативные решения в зависимости от ее состава — во время эфира можно было видеть, что визитные карточки зрителей окрашивались в разные цвета. Это также позволило сделать выводы постфактум: какие мероприятия были интересны первокурсникам, другим студентам, родителям, внешней аудитории и пр.
Единый дизайн и четкий тайминг мероприятия. Цветовая стилистика, элементы дизайна, которые были использованы в Днях Вышки, были сохранены. Все активности были выверены посекундно, и, поскольку современные интернет-форматы предполагают высокую динамичность — большая часть выступлений и лекций не превышала 10 минут.
Высокий уровень профессионализма участников. Для того, чтобы сделать эфир с четырех сцен мероприятия, фактически мы выстроили в стенах университета четыре телестудии и обеспечили бесперебойный диалог: в студии приходили не только наши преподаватели и эксперты, но также гости и партнеры мероприятия.
В результате мероприятие прошло с огромным успехом. Более миллиона человек посмотрели трансляции на всех площадках — на сайте и в пабликах ВКонтакте (социальная сеть стала информационным партнером мероприятия).
Чтобы сделать трансляцию интересной не только для вышкинцев, мы придумали центральную тему, которая поднимала бы общие вопросы, интересные аудитории и вне университета: тренды ближайших десяти лет. Этому была полностью посвящена главная сцена Дня, которая называлась Вышка PRO Будущее. Беседа о будущих профессиях ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова с генеральным директором «Яндекса» в России Еленой Буниной, гости из Сбербанка, ВКонтакте, лекции о будущем науки, технологий, образовательной сферы — эти мероприятия транслировались также в ВК и вызвали живой интерес аудитории.
Параллельно шли эфиры со сцены StudLife, на которой студенты целый день давали живой концерт и представляли различные активности, доступные в университете. Кроме того, мы сделали сцену Знакомство с Вышкой — для тех, кто думает о поступлении в НИУ ВШЭ. А для иностранных коллег, студентов и абитуриентов работала международная сцена HSE International.
Вечерний концерт, хедлайнерами которого были Cream Soda и исполнитель NILETTO, стал кульминационной точкой праздника.
Что мы для себя вынесли из опыта проведения мероприятий такого масштаба онлайн?
- Онлайн более нетерпим к ошибкам, чем офлайн. Помимо того, что подготовка к прямому эфиру в сети технологически отличается от классического офлайн-мероприятия, нужно учитывать, что внимание зрителя потерять невероятно легко. В офлайне заминки проходят, как правило, легче. В онлайне однажды потеряв зрителя, можно его не вернуть. Отсюда следует одно простое правило: драматургия события должна быть построена предельно четко. А все технические нюансы проработаны заранее и отрепетированы неоднократно. То же касается и всех гостей: спикерам должны быть понятны площадка, хронометраж, аудитория и требуемая динамика беседы.
- Размещение онлайн-мероприятия требует особых возможностей. Когда вы организуете событие у себя в стенах компании (в нашем случае в стенах вуза) — многих возможностей для студийного вещания без помех у вас может не быть. Кроме того, нужно учитывать, что нельзя полностью остановить жизнь университета из-за того, что идет прямой эфир. Всем нашим службам пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы обеспечить вещание и соблюсти все правила, которые действуют в отношении массовых мероприятий во время коронавируса, а также не навредить учебному процессу.
- Самое главное — классный онлайн-ивент должен быть интересен в первую очередь вам и вашим гостям. Можно придумать самые трендовые и трафикогенерирующие поводы и темы, но без драйва ваших спикеров и вашего отношения к процессу все это может выглядеть довольно формально. Зритель тонко чувствует атмосферу в студии, даже находясь по другую сторону экрана.
Посмотреть видео с Дня Вышки можно здесь.