{"id":9208,"title":"\u0412 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u0445 \u043d\u0430 vc.ru \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0442\u0438\u043a\u0435\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=9208&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/326527-lyubite-rugat-servisy-vk-etot-tekst-dlya-vas&placeBit=1&hash=032d65c70fe5fc63c371cf935d9281ebe7529d9359ff65d7499233043c93d674","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Eduhund

Как учатся профи. Заметки по ходу исследования

Мы изучаем, как на самом деле учатся люди. Делаем это не просто так, а для развития нашего дизайн-задачника, но в статье речь пойдет не про нас, а про наших студентов.

В статью вошли обобщенные выводы из 25 глубинных интервью. Кто все эти люди? Две трети респондентов — IT-специалисты (дизайнеры, инженеры, тестировщики, менеджеры) корпораций и компаний-которые-на-слуху. Еще треть — сборная солянка: специалисты смежных областей, фрилансеры, сотрудники европейских компаний и небольших российских студий.

Практически все респонденты — состоявшиеся специалисты, которые хотят либо углубить знания в дизайне, либо освоить смежную профессию. Есть и пара новичков, только начинающих карьерный путь.

Важное замечание: это замотивированные на профессиональное развитие люди. Другие до нас просто еще не дошли в силу того, что мы не давали никакой массовой рекламы.

Это ненаучно!

О, да. Зато практично — для нас. И, может быть, интересно вам даже в таком обобщенном виде. Частности, особенности обучения в конкретной корпорации и сырые данные, извините, не покажем, чтобы сохранить анонимность респондентов.

Три стратегии самообразования

1. По четкому плану

Самый системный подход. Списки и таблицы: какие курсы пройти, какие книжки прочитать, какие лекции и вебинары послушать.

«У меня есть доска, на которой я собираю курсы, которые закончила, проходила и не закончила, и те, которые планирую пройти. В год получается от 3 до 24 мастер-классов/воркшопов/семинаров/курсов».

Мы приятно удивились, что прописанным планом действий смогли похвастаться 11 человек из 25. Даже с поправкой на выборку этих образовательных монстров оказалось неожиданно много.

«Веду трелло доску с карточками по обучению, собираю по темам. Это замороченно очень, когда вдохновение есть — делаю. Есть тудушка, там создаю лист для образования, что мне нужно пройти в ближайшее время. Еще есть огромный список статей».

Интересное замечание: «когда вдохновение есть». Рискнем предположить, что для такой стратегии сам процесс самообразования должен очень сильно вдохновлять.

2. Информационное поле

Подписаться на блоги, статьи, телеграм-каналы, почтовые рассылки. По чуть-чуть потреблять информацию и учиться как бы между делом.

«Я настроил себе информационное поле, подписался на блоги, из них на другие блоги, и за год что-то базовое сформировалось. Оттуда и брал информацию».

Такой способ в качестве основного выбрали пять респондентов. В приведенной выше цитате цепляет «за год». Возможно, эта стратегия хорошо подходит, чтобы «въехать» в новую тему, а год требуется для неспешного погружения.

3. По запросу

Пополнение недостатка информации «по ходу дела», когда появляется рабочая задача. Узнал — и сразу в бой.

«У нас есть задача сделать UX исследование — я иду и читаю, а что у нас там про UX. Учусь все делать на ходу».

Такой способ выбрали в качестве основного всего четверо. Подход, безусловно, спорный. Вот уже кто-то кричит, что это и не образование вовсе. Как знать, как знать. Умение прочитать/посмотреть и тут же попробовать на практике кажется нам очень полезным навыком в нашем непостоянном мире.

«Например, недавно пришлось поделать картиночки — посмотрела пару роликов на ютубе, и более-менее получилось. У меня точно нет никаких четких планов на обучение, только при возникновении конкретной потребности».

Стратегии редко встречаются в чистом виде. 20 респондентов смогли выделить основную стратегию, еще пятеро — нет, они используют смешанные подходы к профразвитию.

Важность сообщества

Окружение и «тусовка» могут быть не менее важны, чем формальное обучение.

«Я себя немного чувствую в изоляции [...] нас всего четверо. Мы внутри, конечно, задачи обсуждаем, но, мне кажется, маловато, я бы хотел еще больше».

Отчасти это поиск единомышленников.

«Стараюсь присоединяться к существующим профессиональным сообществам. В комьюнити как раз и собираются люди, которые хотят изменений».

Отчасти — способ обрести профессиональную уверенность, в том числе через трансляцию своего опыта.

«И еще так я давлю в себе страх общения и синдром самозванца [...] Убеждаюсь, что мой опыт ценный, качественный и другие люди могут получить от него пользу».

Но есть и сугубо практическая польза.

«В первую очередь профтусовка для меня важна тем, что люди рассказывают про те методы, которые НЕ работают (если сообщество здоровое), и есть возможность не тратить время и силы на то, что не работает».

От курсов — к самообразованию

Практически у всех респондентов был опыт обучения на «длинных» курсах. Похоже, что это стандартный путь новичка, который только осваивает профессию и выбирает курсы, чтобы расставить все по полочкам и не утонуть в огромном потоке доступной информации.

«Когда я закончила эти два курса, в моей голове выстроился процесс, что я должна делать как дизайнер. Я конкретно могла сесть и начать делать задачки».

Любопытно, что даже при наличии положительного опыта респонденты не смогли порекомендовать какие-то конкретные курсы.

«Посоветовал бы пойти на самые распространенные курсы. Они плюс-минус одинаковые. Я бы посоветовал самый базовый курс».

По мере профессионального роста обучение становится скорее самостоятельным. Курсы с кураторами и за деньги — только для новых тем или в том случае, когда есть уверенность в качестве материала.

Обучение крутанов можно описать как «формально повышаю квалификацию очень редко, но учусь постоянно».

А еще обучением для них становится преподавание: освежить, обновить знания для проведения занятий.

Офлайн, конференции и митапы

Офлайн-курсы и другие мероприятия (кроме конференций) воспринимаются исключительно как инструмент для самодисциплины.

«Там ты просто приходишь и делаешь, никак не улизнуть».

А еще офлайн проще задавать вопросы и фокусироваться на теме.

«Физическое присутствие помогает быть здесь и сейчас, а значит, проще сконцентрироваться».

Несколько респондентов записали в образовательную активность посещение конференций, это были те люди, кто предпочитает создавать себе информационное поле. Для большинства же конференции — нетворкинг и способ «показать себя».

«Конференции самообразованием не считаю. Я ездила штук на пять конференций, и туда сползаются очень разноуровневые люди, они не уравновешены по уровню зрелости, опыта. И они начинают делиться вещами, которые для одних давно не актуальны, а для других — свежее открытие».

Жалуются не только на аудиторию, но и на качество материалов.

«У меня есть большая претензия к лекторам [...] Могут назвать свою работу исследованием, а в итоге слушаешь 30 минут пиара и один дохлый кейс. Мало полезной информации. Даже если и есть что-то хорошее, то удобнее потом на ютубе посмотреть то, что тебе интересно».

А вот у митапов, напротив, хорошая слава в среде состоявшихся специалистов. Они маленькие, обычно посвящены конкретной теме, и люди на них не случайные.

«Митапы маленькие, организуются для одной-двух проблем, одного-двух докладов. И там достаточно просто сделать четкую тематику и один уровень. Это был очень расширяющий сознание опыт и очень интересный».

Образование должно быть полезным

Состоявшиеся специалисты — очень прагматичные. Образовательную активность они оценивают с точки зрения полезности в работе, можно ли применить знания. Это важный критерий и для выбора курса, и для оценки, насколько курс был хорош.

«Нет никакого смысла в обучении ради обучения, нужно сразу искать, где это применить».

Иллюзий нет. Пользу ищут буквально по крупицам.

«Очень ценю, когда хотя бы крупицы знаний из курсов удается применить в работе».

Когда получается — радуются.

«Главная мотивация в учебе для меня — это делать реально применимое к моим задачам».

Драйвером к обучению выступает интерес, а применимость знаний — шансом получить награду.

«Изучаю что-либо для себя, но иногда бывает шанс применить в работе — это очень мотивирует!»

Формула «интерес + польза» звучала неоднократно.

«Я просто любопытный сам по себе. А еще считаю, что мой профиль может устареть, и я стараюсь захватывать смежные области, чтобы иметь возможность уйти в них».

Коллеги не учатся?

Почти все наши респонденты считают, что они учатся больше, чем их коллеги.

«Конкретно мои коллеги, мне кажется, ничего не проходят. Могу честно сказать, что я самая безумная в отделе: таскаю книги, курсы».

Это печально, учитывая образовательные возможности сотрудников крупных компаний.

«Коллеги к обучению не особо стремятся, “мы работаем, значит, уже обучились, нам не надо”».

Нам хочется верить, что респонденты ошибаются и их коллеги так или иначе прокачивают свои профессиональные навыки через рабочие задачи и создание информационного поля.

Вместо выводов

Для нас каждый этап исследования — это не столько получение ответов, сколько появление новых вопросов. Но кое-какие итоги подвести можно. Налицо разница портретов специалиста-новичка и состоявшегося профи.

Новичок тонет в потоках информации, берет «длинные» курсы и обращается к менторам, чтобы систематизировать знания. Частая мотивация — получение работы: войти в IT или вырасти в должности и зарплате.

Портрет профи иной. Эти люди действуют точечно. Их движущая сила — интерес и любопытство, они учатся «для себя». Если курсы, то тщательно выбирают. Ловят кайф, когда могут использовать свежеполученные знания и навыки на практике.

Интересно, что в слова «образование» и «обучение» респонденты вкладывают более широкий смысл, чем академическое сообщество, педагоги и методисты. Понятие «образование» меняется. Кое-какие изменения мы успеваем отлавливать, осмысливать и фиксировать в телеграм-канале, и это только вершина айсберга.

0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Лойс😎

Курс: " Как эффективно учиться" или книги

Есть на примете?)

1

А здесь, похоже, и быть не может курса или книги. Как с планированием. Слишком комплексная задача и слишком индивидуальная. И от того, чему именно учится, сильно зависит. Если иностранному языку, то до определенного предела есть отполированные десятилетиями методологии, которым нужно занудно следовать под управлением опытного препода, не надеясь на быстрый результат. Если дизайну (наш случай), то вылавливать из инфополя интересные идеи и пытаться применить их в хозяйстве.

1

Иллюстрации кайф :+1:

1

Спасибо! :)

0

Кажется, что тип образования зависит от типа мышления и запоминания.
Например, есть люди, которые очень любят «Что, Где, Когда», различные квизы и викторины. Для этого нужно иметь хорошую долговременную память на не связанные между собой факты, либо помнить кучу промежуточных вещей, которые помогут из одного факта вспомнить другой факт за N шагов.
А есть другие люди, у которых лучше работает кратковременная память — это как раз 3 тип из статьи, когда ищут что-то, что нужно для выполнения задачи. Причём вполне возможно, что такой человек за счёт практического применения «в бою» запомнит изученное гораздо лучше, чем если бы его этому научили на каком-то курсе 10 лет назад.
Я из практиков. Поэтому, если читаю какие-то образовательные книжки, это обычно либо что-то нужное прямо сейчас, либо просто жвачка для ума, содержание которой я забуду довольно быстро — если не доведётся применить.

1

Некоторые «навыки думать» тренируются. Например, та же память. Есть незатейливые техники, как запоминать огромные массивы информации. Другое дело, что часто к этому нет ни интереса, ни мотивации. Поэтому нам думается, что «идеальный курс» должен учитывать разную конфигурацию мозга. А «идеальный студент» должен приспосабливать материал под свой стиль мышления.

0

Хех, пет-проекты не упомянули в принципе. Их не считают за образование, или никто из респондентов не пробовал так учиться?

0

Интересное замечание. Никто из респондентов не упомянул. А вот у одного из коллег такой пет-проект заставил изучить программирование.

0
Читать все 10 комментариев
OPS-инструкция для стартапа по доставке: как выжить и наладить операционку

В преддверии первой годовщины запуска сервиса гиперлокальной доставки Прямиком, который развивает наша компания, вспомнили с ребятами из операционного отдела, как всё начиналось. Андрей Резник, региональный менеджер Master Delivery, и Анатолий Голованец, старший менеджер по франчайзингу, собрали ТОП-5 советов для тех, кто сейчас в самом начале.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

9 декабря банк «Открытие» и Яндекс.Бизнес проводят очередное бизнес-шоу «Цифровая эволюция бизнеса»

Тема шоу — как компаниям малого и среднего бизнеса продвигать продажи и завоевывать новую аудиторию покупателей через онлайн-каналы

Как столярная мастерская из Рязани начала продавать товары по всему миру

И прошла путь от мебели ручной работы к деревянным игрушкам.

vc.ru превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что vc.ru превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

Главное за неделю: перемены в VK, свисток Tesla, итоги года Apple Music и Spotify

Это очередной подкаст Telegram-канала ForGeeks с Сергеем Кузнецовым и Павлом Бесединым. Расскажем, что поменялось в VK за последнюю неделю, зачем Илон Маск сделал свисток и квадроцикл, а также, почему в России популярен рэп и можно ли с этим что-то сделать. Слушайте свежий выпуск, читайте и подписывайтесь.

ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

«Перекрёсток» начал тестировать мини-магазины «Джем» с самыми популярными товарами, кафе и Wi-Fi Статьи редакции

X5 Group уже тестировала мини-магазины «Перекрёсток Экспресс», но в 2018 году начала закрывать их из-за низких продаж.

«Сбер» представил телефонного ассистента, похожего на «защитника Олега» от «Тинькофф» Статьи редакции

Может ответить на звонок и прислать его расшифровку.

Точка добавила вебхуки в API

Клиенты смогут получать моментальные уведомления о своём бизнесе.

null