{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти тему для образовательного материала

Один из барьеров, мешающих специалисту в чем бы то ни было делиться своим опытом, — нежелание пересказывать в стотысячный раз то, что уже сказано другими. А как же без основ? Не поймут же!

Все бывает еще хуже. Специалисту кажется (порой — небезосновательно), что другими по его теме сказано не совсем то и не совсем так. От необходимости объяснять таблицу умножения сводит зубы, от чтения чужих объяснений вытекают глаза.

И самому неохота рассказывать, и ссылку не на кого поставить.

Знакомо?
О, да
Да, но для меня это не проблема
Не-а, по моей теме есть хорошие базовые материалы
У меня вообще нет желания никого ничему учить
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Концепция того, что знания сразу должны быть правильными и системными, несостоятельна. То есть вполне нормально, чтобы человек сначала узнал про то, что земля плоская и стоит на трех китах, а потом заменил этот кусок своих знаний более современным представлением о строении планет. Важна не столько чистота знаний, сколько сам фокус на той или иной теме.

Ученые любят этим развлекаться. Придумают себе какой-нибудь газ теплород и давай использовать его в вычислениях. А что, так можно было?

Смело оставляйте за кадром то, про что сказано сотни раз, даже если вы не согласны.

* * *

Вторая ловушка при попытке изобразить что-то образовательное — это включение режима «расскажи всё, что знаешь». Не дай бог еще захочется систематизировать, и все, пиши-пропало.

«Расскажи всё» обычно тянет на годовой курс для ВУЗа. Скорее всего, на такую масштабную работу нет ни времени, ни места. Хотелось статейку написать, а тем набралось на книгу. Хотелось мастер-класс провести, а получается цикл лекций.

Вставим ремарку и про студента. Пережевывание сто раз читаного бесит неимоверно. Поверхностность (результат упихивание всего опыта эксперта в трехчасовой вебинар) навевает скуку. Отсутствие практичности утомляет.

И усугубим тезисным обозначением еще одной проблемы: «Мне кажется, что мне нечего рассказать этому миру». Вообще-то есть.

Так делать-то что? Если зачесалось поделиться своими знаниями или заставили на работе, то алгоритм очень простой. Он состоит из двух шагов.

1. Составить список тем

Тезисно выписать всё, что кажется важным и нужным. В том самом формате «расскажи всё, что знаешь» и в режиме мозгового штурма. Без оценок, без систематизации.

Как думаете, сколько тезисов у вас получится?
5
10
50
100
1000
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

2. Выбрать самые неочевидные темы

Те, про которые предательски мало говорят в профессиональном сообществе. Те, которые кажутся вам наиболее критичными.

Одну, три или десять — зависит от масштабов вашей образовательной затеи. Для статьи хватит и одной, для мини-курса пригодится десяток.

Всё. Если вы удержались от систематизации и смогли сфокусироваться на выбранной теме, почти наверняка у вас получится достаточно уникальный и в меру авторский учебный материал.

Несколько примеров

  • Многочисленные статьи-курсы учат писать коммерческие тексты. Крайне редко (мы ни разу не видели) в таких материалах присутствует тема «как писать однообразные тексты на потоке и не сойти с ума».
  • В дизайне интерфейсов сплошь и рядом используют сценарии для проектирования. Но редко рассказывают про то, как те же самые сценарии использовать для презентации коллегам/заказчику, чтобы обсуждение было конструктивным.
  • По теме качественных исследований уйма материалов, но попробуйте там найти конкретные рекомендации, как делать эти исследования быстро.

Давайте попробуем?

Еще один лайфхак. Прочитанная статья забывается за 15 минут, если с ней ничего не сделать. Дело ваше, но мы рекомендуем попробовать такое упражнение.

  1. Вспомните, кем и чем вы работаете.
  2. Составьте список из 10 тезисов, которые чисто гипотетически могли бы войти в курс по вашей специализации.
  3. Выберите самую неочевидную тему. Если не сложно, расскажите о ней в комментариях.

Подсказка. Если лень делать упражнение, но хочется как-то с пользой для себя отреагировать на этот материал, напишите комментарий. Лучше критический, но сойдет вообще любой.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eduhund
Автор

Иван, не догоняем, а в чем спор-то? Во-первых, земля, как мы знаем, все-таки плоская (это шутка, конечно).

Речь про то, что путь к правильному знанию может лежать через неправильное. Не более. 

А иначе получается, что во втором классе детей учат, что два умножить на три — это не три умножить на два.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда