{"id":9001,"title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441. \u041d\u0430\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u043c \u0441 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=9001&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321129-kritika-finteh-kak-servis-eto-dorogo-slozhno-i-slishkom-universalno&placeBit=1&hash=0f11beca127b0260f19ba1d57bd2ebb2f81750b56fe49269b93cb930545c9faa","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Eduhund

Размытие границы студент-преподаватель

У преподов иностранного есть такая шутка: «на уровне С2 у кого учебник с ответами — тот и учитель».

Действительно, начиная с определенного уровня, причем в нашей любимой айтишечке этот уровень заметно так ниже, преподаватель и студент начинают находится примерно на равных. А если еще и «демократичность атмосферы» вспомнить, так и вообще непонятно, кто за главного.

Самый простой пример такой образовательной активности среди равных— митапы. «Я узнал/придумал что-то новое, и хочу вам рассказать». А в среде инфобизнесменов (не спрашивайте, откуда мы это знаем) не зазорным считается ходить друг к другу на курсики.

Постепенно такое равенство переползает из корпоративных междусобойчиков в более формализованное обучение. Хотя бы потому, что у преподавателя больше нет монополии на контент, который можно выдать за «секретные знания».

Преподаватели, кстати, страдают. Где раньше по-умолчанию считалось, что учитель прав, сейчас все, кому не лень, начинают задавать неудобные вопросы вида «а почему так» и «вот я читал одну англоязычную статью». И это, конечно, отдельная тема.

К чему же ведет размытие этой самой образовательной границы с практической точки зрения?

Студент в явном виде несет ответственность за результат

Якобы и раньше так было, но на самом деле в классической схеме студент на 100% отвечал за дисциплину — слушать лекции, делать домашки, задавать вопросы. За способности отвечала генетика. А за то, удалось ли более-менее умного и более-менее дисциплинированного человека научить тому, чему собирались, отвечал методист и препод. Влиять на образовательный процесс студенту дозволялось в строго ограниченных рамках.

Теперь иначе. Коллега — не всезнающий Гуру. Не говоря уж о том, что порой приходится учиться у людей, которых (извините) по какой-то причине считаешь интеллектуальным рангом ниже себя. Все это требует проактивности, начиная от постановки образовательной цели, продолжая «тюнингом» образовательной деятельности под себя и заканчивая рефлексией.

Преподаватель — специалист по организации образовательной среды

Роль препода из «носителя знаний», «наставника» и т.д. трансформируется в фасилитатора, обслуживающего процесс. Звучит не очень, но задачки-то дай-боже: отреагировать на еще не сформулированные в явном виде запросы «сделайте мне удобно учиться», «помогите получить максимальный эффект с минимальными затратами» и «расскажите, что делать именно мне, если я вот такой».

Основная экспертиза из предметной переползает в методологическую и организаторскую.

Можно учить тому, что не знаешь сам

Потому что если стирать границы — так стирать их до конца. Что если между студентом и преподавателем вообще не будет как таковой границы?

То есть кто-то активный, конечно, возьмет на себя организацию той самой образовательной среды. Включая курирование контента, дедактизацию материалов, подготовку практики, включение механик доведения до конца и т.д. Вот только учить будет не тому, что знает, а тому, чему сам хочет научиться. И вот это «хочет» — станет мощной такой мотивацией.

Последняя идея наверняка покажется вам спорной и даже вредной. А мы думаем, что она более выгодна студенту, чем популярный ныне лобовой подход «учить тому, что лучше продается».

Так что же мешает наступлению светлого образовательного будущего без границ? Мы думаем, что причина — низкая популярность доступных широкой аудитории методик образовательного дизайна. Не-преподаватели и не-методисты создают учебные материалы по наитию и с помощью разрозненных и спорных «лайфхаков». Иногда получается.

Что ж, мы проходили этот этап в веб-дизайне, пройдем и в образовании.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Авито возглавила три рейтинга App Annie
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Авторизированный сервис Samsung снял наушники с гарантии из-за факта использования, самый отвратительный сервис из всех

Пояснение

Renault в честь 60-летия модели 4L представила летающий автомобиль на её основе Статьи редакции

Машину выставили во Франции, с 2022 года её начнут показывать в крупных городах США.

Renault Air4 Renault
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Продвижение интернет-магазина одежды из крокодиловой кожи в Яндекс.Директ. Как мы сделали 9 млн оборота в Октябре 2021

Кейс продвижения бутика премиальных изделий из крокодиловой кожи Bardini. Сегодня обсудим, как в текущих реалиях работать с e-commerce, одеждой и премиальными дорогими предложениями. Мы снизили стоимость конверсии в 6 раз и увеличили количество заказов почти в 10 раз. Приятного прочтения!

«Альфа-банк» включает в ипотечную страховку условия, которые делают ее недействительной

Кому будет полезна эта статья: Статья заинтересует того, у кого ипотека. Но в особенности, проблема касается тех, чей возраст от 51 года, так что может быть полезна вам, если вы достигли этого возраста или помогаете старшим родственникам, как случилось со мной.

Нас продолжают обманывать сервисы онлайн-образования на «Чёрную пятницу» в 2021?

В 2020 я сделал обзор Чёрной пятницы в популярных EdTech проектах: Skillbox, GeekBrains, Нетология, HTML Academy, SkillFactory, Hexlet, Я.Практикум.
Мне стало интересно, как изменилась стоимость курсов и профессий за год, а также какие скидки дают нам образовательные онлайн-сервисы в 2021 году.

Версия 25 ноября
Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

null