{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Диджитализация образования. Какие классические элементы учебы стали цифровыми

В период «новой нормальности», наступившей с началом пандемии, стало особенно заметно, насколько сильно изменился современный мир. Трансформация затронула все сферы жизни и не в последнюю очередь — образование. Так, по данным Deloitte, онлайн-образование в числе прочих категорий интернет-сервисов занимает одно из главных мест на радарах интернет-аналитиков.

Из классов и аудиторий уроки перешли в видеочаты, на смену бумажным учебникам пришли цифровые, и даже конспекты многие школьники и студенты предпочитают вести уже не в общих тетрадях, а на мобильных устройствах.

Здесь мы собрали примеры, как преобразились привычные элементы учебы в школах, вузах и бизнесе благодаря новым технологиям.

Из оффлайна в онлайн

Несмотря на то, что диджитализация образования идет полным ходом, на пользу она пошла далеко не всем, следует из исследования, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ). Согласно опросу, при переходе на дистанционный формат обучения студентам не хватало общения с одногруппниками (об этом сообщили 43%), они отмечали проблемы с техникой (52%), а также сложность обучения в домашней обстановке (39%).

Особенно непросто перейти на дистанционный формат образования было тем, кто живет в малонаселенных районах с ограниченным доступом к сети. Например, студент Омского института водного транспорта Алексей Дудоладов, проживающий в деревне Станкевичи, прославился своим видеообращением к губернатору Омской области, которое записал на березе. По словам юноши, ему приходится забираться на дерево, чтобы выйти в онлайн и связаться с преподавателями.

Тем не менее, по данным ВШЭ и ТГУ, большинство студентов довольны организацией дистанционного обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно сообщили, что полностью или скорее удовлетворены тем, как проходят онлайн-занятия.

Планшет вместо учебника

Раньше, чтобы найти материал на нужную тему, необходимо было пролистать весь учебник в поисках подходящего параграфа. Если же вы готовили доклад, то в ход шли все домашние энциклопедии. В наше время для того, чтобы получить доступ к онлайн-урокам и к терабайтам образовательного контента на любую интересующую тему, достаточно ПК, а то и вовсе планшета. Планшет оптимален как устройство для дистанционных занятий: благодаря большому экрану с тонкой рамкой проще погрузиться в большое количество текста, а фронтальная камера высокого разрешения обеспечит передачу качественного видео. Сегодня для планшетов разработано множество полезных приложений — как предустановленных, так и доступных для скачивания. Они значительно расширяют арсенал инструментов для студента, что в конечном итоге помогает достигать поставленных целей в учебе, а для любителей интерактивных форматов образования подойдут обучающие ролики и видеолекции, например, на YouTube.

Уже в ближайшем будущем планшеты могут заменить – или, по крайней мере, дополнить, — учебники в большинстве российских школ: в начале ноября 2020 года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, сообщил, что в рамках национальной программы «Цифровая экономика» учителям выдадут около 700 тыс. планшетов.

Флипчарт вместо классной доски

На смену классической черной доске во многих аудиториях пришла белая, для заметок маркерами, но сегодня и она устарела: ее постепенно заменяет цифровая, или интерактивная. Преимущество подобного устройства в том, что помимо записей на нем также можно смотреть разнообразный контент, взаимодействовать с другими пользователями и использовать специальные приложения.

Интерактивная доска делает работу преподавателя и студента существенно проще, позволяя выполнять любые задачи, от совместного творчества на уроках рисования до редактирования изображений, проведения презентаций и создания фоновых заметок. В несколько кликов преподавателю доступны различные шаблоны и инструменты, от расписаний до календарей-графиков и стратегических планов.

По оценке исследовательской компании Grand View Research, по итогам 2020 года объем мирового рынка интеллектуальных флипчартов составит $1,682 млрд, а к 2027 году достигнет $2,804 млн. На сферу образования приходится большая часть этого рынка.

Цифровая аудитория вместо класса

Пандемия COVID-19 заставила многие школы, университеты и другие образовательные учреждения перейти на дистанционный формат обучения. Преподаватели столкнулись с необходимостью подобрать платформу, где они могли бы учить своих студентов и школьников онлайн. Кто-то выбрал мессенджеры, кто-то — специальные приложения для видеоконференцсвязи, а бизнес-школа СКОЛКОВО создала первую в России и Восточной Европе виртуальную аудиторию для бизнес-образования.

Интерфейс Glassroom спроектирован таким образом, чтобы сохранить максимально живой интерактивный контакт профессора с участниками лекций. Слушатели получают обратную связь от преподавателя в режиме реального времени и могут общаться между собой в чате или голосом, подняв руку, как в обычной аудитории. В помещении находится только лектор, которого с разных точек снимают 2 видеокамеры, автоматически отслеживая перемещения преподавателя. Роль доски выполняет интерактивный флипчарт Samsung Flip 2. Все, что преподаватель пишет на нем, автоматически отражается на экранах мониторов студентов.

Во время виртуальных занятий на экране, состоящем из 27 широкоформатных панелей, может демонстрироваться до 80 изображений участников встречи (конференции, лекции, семинары, лекционные материалы (графики, видео, фото), работы студентов и другая полезная информация. При этом интерфейс студентов разделен: они видят не единый экран, а сразу несколько окон, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Несмотря на то, что процесс диджитализации образования не всегда идет гладко, все факты демонстрируют: цифровое обучение — это будущее. По прогнозам экспертов, к технологиям для учебы в ближайшее время будут все чаще обращаться и школы, и университеты, и бизнес. А опыт 2020 года продемонстрировал, что в условиях глобального кризиса именно IT позволяет миллионам людей во всем мире продолжать учиться и получать новые знания.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда