Школа как институт развития ключевых навыков: почему важно сосредоточиться на адаптации, а не на специализации
Одной из ключевых ролей школы является развитие памяти, способности воспринимать информацию (восприятия) и умению концентрироваться на заданной теме (концентрация). Наряду с этим формируется общий кругозор и мировоззрение, подкрепленное развитием социальных ценностей и навыков взаимодействия.
Однако современная школа зачастую ставит перед собой цель формирования конкретного специалиста, что не должно быть ее основной задачей. В школьный период ребенок только начинает осознавать себя и свое место в мире, идет активное формирование мозга, фактически ребенок в этот период времени учится взаимодействовать со своим мозгом. Иными словами, идет синхронизация «сознания» и «подсознания» (мозгом).
Такой подход приводит к чрезмерной нагрузке на учащихся, поскольку школа пытается дать более глубокие знания по отдельным предметам, увеличивая объем информации и глубину ее изучения. Это создает дополнительный стресс и искажает саму суть школы как института и отвлекает ребенка от сути процесса.
Это легко проследить в поведении животного мира. Природа не пытается впихнуть как работает весь мир, природа пытается выработать необходимые навыки для выживания.
Необходимо понять, что невозможно постоянно гнаться за изменениями современного мира. Более того, в этом нет необходимости. Учитывая современную динамику развития, крайне сложно предсказать технологические и социальные изменения даже на ближайшие 3–5 лет, не говоря уже о прогнозировании потребности в конкретных специалистах. В таких условиях школа не должна стремиться охватить весь спектр информации и "впихнуть" ее в детский мозг. Вместо этого ей следует сосредоточиться на ключевой задаче — развитии навыков, которые помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру.
Важно осознать, что структура и принципы устройства мира, независимо от его текущего состояния, остаются неизменными. Меняется лишь наше понимание, осознание и восприятие этого мира. А способность адаптироваться к изменениям не возможна без необходимых для этого навыков.
Любая профессия, будь то инженерная или гуманитарная, — это всего лишь набор навыков и способностей их применять. Остальное можно поделить на: врожденные способности и тренировку. А это уже задача следующей ступени в многоступенчатой системы образования: техникумов (которые сейчас модно называть колледжами), ВУЗов и школ профессиональное подготовки.
Подобное понимание ведет к необходимости создания универсальной школы, которая готовит ребенка к любым изменениям посредством развития ключевых навыков: памяти, восприятия и концентрации.
Все три инструмента помогут ребенку не "захлебнуться" в бурном потоке информации. Не остаться на перроне наблюдая за проносящимся поездом изменяющегося мира. Умение концентрироваться на необходимом, воспринимать новую информацию и связывать ее с уже имеющимися знаниями — это ключ к успеху в любых изменениях мира.