Интервью на MosBuild Connect I «Архитектура образовательных объектов»
На вебинаре зрители задали Сергею Остроух массу актуальных интересных вопросов. Сегодня мы подробно их раскроем.
Создание образовательной инфраструктуры и безбарьерной среды – это уже обязательная норма или пока нет?
Безбарьерная среда – это только один из элементов движения к инклюзивности. В нормативной практике долгое время акцент делался в основном на доступность для людей с ограниченными возможностями передвижения. Однако настоящая инклюзивность – это гораздо более широкий вопрос. Иногда нормативные требования, казалось бы, направленные на улучшение среды, приводят к странным и даже дискриминационным решениям. Например, выделенные места или зоны для детей с особенностями могут не интегрировать их в общую среду, а, наоборот, подчеркивать их исключенность. Полное устранение всех барьеров – не всегда разумное решение, особенно если речь идет о сложных ландшафтных условиях. Поэтому важно подходить к проектированию осмысленно, создавая условия для всех, но с учетом реальных возможностей среды.
Как сегодня выбираются строительные материалы для образовательных объектов? Сколько лет они должны прослужить?
В первую очередь материалы выбираются по критериям износостойкости и пожарной безопасности. При этом сроки эксплуатации закладываются в зависимости от типа объекта. Для девелоперов важно, чтобы гарантийный срок составлял не менее пяти лет, но в целом объекты образования проектируются с расчетом на 30-50 лет. Важно учитывать и экономическую целесообразность – материалы должны быть надежными, но доступными по цене. Мы стараемся избегать экспериментальных решений, которые могут не оправдать себя в долгосрочной перспективе.
Можно ли использовать иностранные строительные материалы, или есть жесткие ограничения?
Прямого запрета на использование иностранных материалов нет, но на практике девелоперы и государственные заказчики предпочитают отечественных производителей. Это связано не только с нормативными требованиями, но и с вопросами логистики и сервисного обслуживания. Если что-то ломается, важно, чтобы можно было быстро найти замену. Государственные структуры тщательно контролируют качество строительства, и любое отклонение от норм влечет за собой серьезные последствия. Поэтому застройщики предпочитают работать с проверенными материалами, которые доступны на российском рынке.
Одинаковы ли нормативные требования к проектированию образовательных учреждений в Москве и регионах?
В Москве действительно реализуются более смелые экспериментальные проекты, тогда как в регионах подход более стандартизирован. Однако единые нормативы есть, и они регулируют основные параметры образовательных объектов. Основное различие – в финансировании. В регионах часто сложнее получить необходимые бюджетные средства на передовые решения. Мы активно участвуем в обсуждениях и стараемся предложить новые подходы, чтобы улучшить ситуацию.
Вопрос: Занимаетесь ли Вы проектированием государственных объектов в Московской области?
Основная проблема государственных объектов – это финансирование. В Москве ведется работа по улучшению подходов к проектированию и бюджетированию, но в целом финансирование проектных работ пока не учитывает все современные требования к качественной архитектуре. Серьезные проектные компании часто не могут участвовать в тендерах из-за жестких бюджетных ограничений. Мы работаем над тем, чтобы изменить эту ситуацию и дать возможность внедрять более качественные решения в образовательные проекты.