Интервью на MosBuild Connect I «Архитектура образовательных объектов»

На вебинаре зрители задали Сергею Остроух массу актуальных интересных вопросов. Сегодня мы подробно их раскроем.

Создание образовательной инфраструктуры и безбарьерной среды – это уже обязательная норма или пока нет?

Безбарьерная среда – это только один из элементов движения к инклюзивности. В нормативной практике долгое время акцент делался в основном на доступность для людей с ограниченными возможностями передвижения. Однако настоящая инклюзивность – это гораздо более широкий вопрос. Иногда нормативные требования, казалось бы, направленные на улучшение среды, приводят к странным и даже дискриминационным решениям. Например, выделенные места или зоны для детей с особенностями могут не интегрировать их в общую среду, а, наоборот, подчеркивать их исключенность. Полное устранение всех барьеров – не всегда разумное решение, особенно если речь идет о сложных ландшафтных условиях. Поэтому важно подходить к проектированию осмысленно, создавая условия для всех, но с учетом реальных возможностей среды.

Школа на 600 мест для трудных подростков
Школа на 600 мест для трудных подростков

Как сегодня выбираются строительные материалы для образовательных объектов? Сколько лет они должны прослужить?

В первую очередь материалы выбираются по критериям износостойкости и пожарной безопасности. При этом сроки эксплуатации закладываются в зависимости от типа объекта. Для девелоперов важно, чтобы гарантийный срок составлял не менее пяти лет, но в целом объекты образования проектируются с расчетом на 30-50 лет. Важно учитывать и экономическую целесообразность – материалы должны быть надежными, но доступными по цене. Мы стараемся избегать экспериментальных решений, которые могут не оправдать себя в долгосрочной перспективе.

Образовательный комплекс на 1000+350 мест
Образовательный комплекс на 1000+350 мест

Можно ли использовать иностранные строительные материалы, или есть жесткие ограничения?

Прямого запрета на использование иностранных материалов нет, но на практике девелоперы и государственные заказчики предпочитают отечественных производителей. Это связано не только с нормативными требованиями, но и с вопросами логистики и сервисного обслуживания. Если что-то ломается, важно, чтобы можно было быстро найти замену. Государственные структуры тщательно контролируют качество строительства, и любое отклонение от норм влечет за собой серьезные последствия. Поэтому застройщики предпочитают работать с проверенными материалами, которые доступны на российском рынке.

Образовательные комплексы 1150+275 мест и 350+175 мест
Образовательные комплексы 1150+275 мест и 350+175 мест

Одинаковы ли нормативные требования к проектированию образовательных учреждений в Москве и регионах?

В Москве действительно реализуются более смелые экспериментальные проекты, тогда как в регионах подход более стандартизирован. Однако единые нормативы есть, и они регулируют основные параметры образовательных объектов. Основное различие – в финансировании. В регионах часто сложнее получить необходимые бюджетные средства на передовые решения. Мы активно участвуем в обсуждениях и стараемся предложить новые подходы, чтобы улучшить ситуацию.

Блок начальных классов в городе Саров
Блок начальных классов в городе Саров

Вопрос: Занимаетесь ли Вы проектированием государственных объектов в Московской области?

Основная проблема государственных объектов – это финансирование. В Москве ведется работа по улучшению подходов к проектированию и бюджетированию, но в целом финансирование проектных работ пока не учитывает все современные требования к качественной архитектуре. Серьезные проектные компании часто не могут участвовать в тендерах из-за жестких бюджетных ограничений. Мы работаем над тем, чтобы изменить эту ситуацию и дать возможность внедрять более качественные решения в образовательные проекты.

Детский сад на 185 мест в Московской области, р.п. Новоивановское
Детский сад на 185 мест в Московской области, р.п. Новоивановское
1
Начать дискуссию