{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать LXP. Зачем нужны платформы для персонализации образования

Персонализацию образования сейчас не пытается внедрять только ленивый. На смену классическим LMS-платформам (Learning management system) приходят LXP-системы (Learning Experience Platform). Об их возможностях и о трендах персонализированного обучения рассказывают Виталий Генаров, руководитель Центра проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35, и Егор Рудометкин, старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35.

Чем LXP отличается от LMS? Обе системы помогают в организации дистанционного образования. Но LMS были разработаны в первую очередь для поддержки традиционных образовательных форматов. Это туннельные программы, когда у каждого студента есть определенный набор образовательных мероприятий, который он должен освоить за определенное время. LMS-система нужна в первую очередь для доставки этой образовательной программы и выдачи отчетности.

LXP же – это класс систем, необходимый для персонализации учебного опыта. Если в LMS работают с группой студентов, которых нужно провести через туннельную программу, то в LXP людям дают инструмент для выбора персонализированного контента. Так как контента очень много, без помощи алгоритмов машинного обучения не обойтись.

LXP-платформа больше похожа на Youtube или Netflix, она представляет собой систему доставки контента, которая позволяет легко находить нужную информацию. Обе системы – и LMS, и LXP – необходимы, но со временем разница между ними стирается. Многие организации стремятся интегрировать системы LMS в платформы LXP.

Как использовать LXP

Становится понятно, что целиком производить весь образовательный контент, в том числе для узкой предметной области, слишком дорого. Даже на Youtube есть огромное количество полезного материала, и лишать обучающихся доступа к нему некорректно. Значит, больше не имеет смысла агрегировать у себя все, нужно пытаться дать пользователям инструмент для навигации на основе LXP-платформы.

Мы ориентированы на сетевые программы. Это значит, что вузы не должны у себя целиком разворачивать все программы, они закрывают только часть образовательных активностей по профильной тематике, которая хорошо представлена именно в этом вузе. Это позволяет каждой организации больше внимания уделить качеству контента. Вузы из сети обмениваются контентом и друг друга усиливают. Но для этого нужно прийти в логику партнерства, а не конкуренции.

Виталий Генаров, руководитель центра проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35

Чтобы продолжать наращивать эффективность обучения, необходимо открывать в людях проактивность (self-directed learners) – тогда у них выше мотивация и результативность. В проектно-образовательных интенсивах Университета 20.35 используется такая схема: вместо обязательной программы – возможность выстроить персональную траекторию из трансляций, учебных материалов и онлайн-курсов. Основанием выбора может быть проектная деятельность. Человека погружают в эту деятельность, он получает набор задач и сам выстраивает под них персональную траекторию на основе рекомендаций LXP-платформы.

Мир стремительно меняется и технологизируется. Необходимо быстро подстраивать модели компетенций/навыков/знаний, собирая и агрегируя данные из HR-платформ, текстов вакансий, содержимого задач. Выполняемые задачи меняются еще чаще при переключении с одного проекта на другой, с одной компании на другую. Поэтому для рекомендательных движков своей платформы Университет 20.35 использует таксономию образовательных результатов, полученную в результате машинного анализа большого количества текстов. Её значительно дешевле и быстрее поддерживать в актуальном состоянии.

Для чего нужна таксономия образовательных результатов? Студенты не просто работают над проектом, но и ведут его в таск-трекере. Университет 20.35 научился забирать цифровой след проектной деятельности из Trello и из MC Planner. На шаблонной доске Trello прописывается, как конкретно ставить задачи, чтобы адаптеры корректно забрали цифровой след, разметили его по модели компетенций и выдали персонализированные рекомендации. То есть каждой команде выдаются рекомендации на основе тех задач, которые они добавили в свой таск-трекер. Более того, эти рекомендации можно фильтровать по отдельным задачам. В выдаче есть и онлайн-курсы, и учебные материалы с разных платформ, и др.

Обзор LXP-платформ

В мире есть три топовых LXP-платформы.

Valamis. Ее особенность – рекомендации, которые платформа доставляет в том числе через Slack. Система знает, кто человек, какие у него цели, какие выбраны образовательные траектории и регулярно может подсказывать ему то, что нужно.

Edcast. Самое интересное в ней – скиллсеты. Это наборы навыков, которые человек должен изучить, чтобы освоить определенную область, например, стать, графическим дизайнером определенного уровня. Под эти навыки и подбираются рекомендации. Вторая особенность – система оценки навыков. Технологии быстро меняются и навыки тоже устаревают, поэтому их экспертная оценка становится полезным инструментом и важным источником информации для системы рекомендаций.

Degreed. Ключевой фокус платформы– открывание контента. Создатели платформы уверены: чем проще будет открывать новый контент и составлять свою траекторию развития, тем эффективнее пойдет обучение. Под этот тезис, с одной стороны, создан каталог контента с поисковиком по разным критериям. А с другой стороны, лента, с помощью которой можно следить, что происходит у коллег или других обучающихся.

Университет 20.35 создает свою LXP-систему под названием STEPS. Она включает несколько важных элементов, часто встречающихся в платформах мировых лидеров.

Построение пространства персонального развития. У человека могут быть разные пространства целей. Система, зная, что это за фокусы развития, не просто предлагает траектории по шагам, а создает вокруг пользователя облако контента, его персональное образовательное пространство.

ИИ-советники. Набор алгоритмов, каждый из которых работает со своим слоем информации. Один дает рекомендации по прокачке личных качеств, другой – по расширению знаний, третий фокусируется на проектной деятельности.

Банк контента. Он необходим для работы алгоритмов. Это агрегатор, который с помощью интеграции собирает разный контент, включая курсы Ted, Coursera и т.д.

Банк подборок. Если вы чему-то научились, то можете проанализировать свой путь и поделиться своей подборкой – добавить ссылки на статьи, книги, видео и др. Описать траекторию, которую вы прошли, и посоветовать ее тем, кто идет за вами.

Таск-менеджер для проектной деятельности. Он нужен, чтобы применить систему рекомендаций в процессе работы. Это так называемый командный профиль. Дав возможность команде ставить задачи прямо в системе, можно советовать ей рекомендации, соответствующие вопросу.

Тренды персонализации обучения

Персонализация обучения и развитие LXP-платформ принесли новые тренды в систему непрерывного обучения. Если раньше спорили, что лучше, микрообучение (microlearning) или макрообучение (macrolearning), то есть неструктурированный мелкий контент или структурированная длинная образовательная программа, то сейчас становится понятно, что необходимо просто правильно балансировать между ними.

Вначале, если человек приходит в новую область, ему нужен структурированный контент. Далее можно подхватывать уже микрообучение – лекции на Youtube, статьи и др. Через какое-то время интенсивность обучения снижается и человек становится перед выбором – либо новая область знаний и макрообучение, либо повышение экспертности в своей области и продолжение микрообучения.

Егор Рудометкин, старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35

Еще один из трендов последнего времени – переход от эпизодического обучения к обучению в потоке работы. Становится важным раз не просто раз в несколько месяцев или лет проходить переобучение, а в процессе, когда ставится новая задача. Этому помогают и LXP-платформы Система понимает, что ты работаешь с новой для себя технологией и выдает рекомендации на основе банка контента. Главное, чтобы в системе, в которой люди работают, был функционал, который в момент, когда у них появляется новая задача, толкнул их в обучение. Каналом доставки контента может быть как виджет в системе конкретного таск-трекера, так и мессенджеры – Telegram, Slack, или, например, MC Teams.

Материал подготовлен по итогам мастер-класса Лаборатории EdCrunch Labs «Персонализация в системе образования». Переходи на новый LXP-уровень!

0
1 комментарий
Andrew Ilingin

🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда