{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Вышли в онлайн, пока другие уходили в подполье: как школы английского выживали в 2020, и есть ли толк от онлайн-обучения

Как школам английского продолжить работать в карантин? Можно ли перейти на онлайн-обучение, не теряя качества уроков и сохранив результаты учеников? Как этот формат воспринимают дети и родители? Опытом делятся директора школ изучения английского языка Helen Doron в Краснодаре, Новосибирске, Чите, Москве и Санкт-Петербурге.

Так происходили уроки раньше.

Весной 2020, когда стало ясно, что пандемия - это очень серьезно, никто не был готов к этому. 5 марта все еще надеялись, что обойдется, однако 21 марта объявили закрытие школ, а 30 марта - начало всеобщей самоизоляции.

Похожие меры принимали и в других странах. Мы заметили это очень остро, потому что входим в сеть Helen Doron из 1200 центров по всему миру - наши франчайзи делились новостями и совместными усилиями справлялись с трудностями. Ситуация может повториться - частичную дистанционку (“мягкий карантин”) планируют ввести с 21 декабря.


Ограничения возвращаются, и они могут продлиться с декабря. Многие, особенно школьники, нормально это восприняли, они уже занимаются, для них это уже не что-то из ряда вон выходящее. Мы получаем обратную связь о том, что это бонус: здорово, что у нас есть возможность продолжать занятия, не делать паузу и не терять прогресс в освоении программы.

Екатерина Лихтер, Директор Helen Doron в Санкт-Петербурге

Как снег на голову - в конце марта

Пока соседние центры закрывались на карантин, мы стремительно готовились к переходу на онлайн. В первую очередь поговорили с каждым родителем и ребенком индивидуально и убедили продолжить занятия и закрыть годовые курсы. Обидно бросать почти законченный курс и оставлять ребенка без сертификата. Опять же, язык требует постоянной практики, и тем, кому важно, чтобы ребенок говорил на английском как на родном, делали выбор в пользу “продолжить”.

Возражений было много. Кто-то оказался без работы, кто-то в отпуске, кто-то перешел на дистанционку, и это повлекло бытовые трудности. Причем помимо в целом трудной ситуации ни родители, ни дети не были готовы чисто технически.

А вот так приходилось работать онлайн.

Чтобы разобраться с этим, мы собирали их группами и коллективно настраивали все ПО - звук, видео, все настройки. Родители оборудовали для детей учебно-рабочее место. Фактически за 2 дня до занятий мы беспрерывно оказывали техническую поддержку и тестировали онлайн-формат. Благодаря этому и родителям, и самим ученикам было спокойнее: они чувствовали поддержку, что все хорошо, все трудности разрешимы, нам не все равно.


Все случилось очень внезапно, и переход на удаленку оказался резким для всех. У многих родителей сначала были сомнения перед онлайном, но стоило им попробовать - и они видели, что это тоже работает, что в этом нет ничего страшного.

Екатерина Михалева, Директор Helen Doron в Москве

Как детскому центру и его ученикам перестроиться на онлайн за 2 дня

С самого начала было ясно, что просто сесть перед экраном и делать то же, что обычно, не получится.

  1. Во-первых, наша методика подразумевает, что дети находятся в диалоге. В группах огромное количество взаимодействия, начиная от разминки Brain gym (гимнастика для мозга) в начале и заканчивая соревнованиями. И одно дело, когда они сидят друг рядом с другом, и другое - когда видят только то, что отображается на экране.
  2. Во-вторых, из-за того, что педагоги не ругают детей, не критикуют за ошибки, педагогическое взаимодействие строится на непосредственном эмоциональном контакте. В онлайне, соответственно, этот контакт сложнее строить.
  3. В-третьих, занятия подразумевают переключение между видами деятельности, игровые техники, физическую активность, и когда всё это переносится в дом ребенка, надо хорошо постараться, чтобы организовать учебный процесс похожим образом.

Малыши, тем более годовалые, воспринимают в первую очередь маму, а потом уже педагога. Поэтому мамы участвуют в занятиях для самых маленьких.

Однако нам удалось адаптировать уроки, чтобы и в онлайн-формате они были “теми самыми уроками Helen Doron”.

Благодаря методическому отделу международного центрального офиса мы заранее получили методические материалы, адаптированные под онлайн-формат. Это презентации и измененные поурочные планы для педагогов, много интерактивных заданий и игр на закрепление материала. Подобрали технологии, которые реализовали те процессы, которые мы раньше делали вручную - например, задания с карточками.

Кроме того, методический отдел и центральный офис в России посвятили время подготовке и адаптации персонала. Для педагогов проводили вебинары - как работать в онлайне с детьми разных возрастов, как учитывать специфику потребностей конкретной группы, как удерживать внимание. Каждый педагог получил стандарты и рекомендации по подготовке к занятию - как творчески переосмыслить материал и подать его дистанционно, как создать мотивацию для детей.

Ситуация непонятная: думали, что дистанционка это на пару недель. Говорили: “Ну нет, мы подождем, выйдем, как закончится”. Но сроки всё продлевали.
В итоге постепенно мы привлекали все больше и больше желающих. В процессе собирали обратную связь от родителей, которые наблюдали за происходящим, оценили презентации и то, как проводились занятия. И они видели, что, несмотря на дистанционку, все так же грамотно и профессионально, и у детей есть результаты.

Евгения Истомина, Мастер-франчайзи Helen Doron в Чите

Непривычные рабочие вопросы

Однако трудности возникли неожиданно там, где никогда не возникали в оффлайне.

Например, нам важно сохранять ритм, не пропускать уроки, превратить общение на языке в привычку, да и отрабатывать пропуски - лишняя нагрузка на всех. А на дистанционке доходило до смешного: дети, постоянно сидя дома, забывали, когда у них занятия, а родители забывали их проконтролировать. Эту функцию взяли на себя наши администраторы. Они проверяли, что все дети из конкретной группы зашли на урок, а опаздывающим звонили и напоминали.

Переход на онлайн весной был непростым, но постепенно все привыкают и не считают чем-то невозможным.

Родители и дети это ценили - они видели, что мы еще больше внимания им уделяем, что нам не все равно, что это не просто так, “они там сидят дистанционно, про нас не помнят”.


Для нас онлайн открыл новые возможности и другой взгляд на обучение. При этом мы максимально сохранили методику - наглядность, практичность, возможность что-то создавать самостоятельно руками, интерактив. В современном мире - это ещё и возможность быть мобильным.
Конечно, на начальном этапе потребовалась адаптация. Этот вопрос во многом к педагогу - необходим творческий подход, переосмысление поурочного плана, - и тогда дистанционно можно построить урок, нисколько не потеряв в качестве.

Мария Жданова, Директор Helen Doron в Новосибирске

Источники вдохновения

Онлайн чудесен тем, что убирает границы, в том числе между странами. Мы этим воспользовались - стали проводить объединенные занятия с учениками Helen Doron из других стран. И это действительно стало открытием для детей и источником мотивации лучше знать и больше учиться - чтобы общаться с иностранными сверстниками наравне.

Мы нашли решение, как сохранить игровой компонент урока в условиях самоизоляции.

Детей вовлекает в занятие педагог. Он первый выполняет задание и показывает пример.

Преподаватели составляли списки предметов, которые детям надо было подготовить дома к занятию. Так, уроки из дома получались не менее веселыми, чем в классе: снег из ваты, руль для машины из крышки от кастрюли, поделки из овощей, а если тема урока - одежда, то и переодевания прямо на занятии. Конечно, мы привлекали к помощи родителей. Например, им надо было спрятать в комнате предметы, о которых шла речь на занятии, и дети получали задание эти предметы найти.

Помимо собственно обучения онлайн позволил детям показать и привнести в урок частичку своего мира, своего дома. Дети показывали то, чем они занимаются, знакомили со своими питомцами, рассказывали о своих достижениях, хвастались поделками. И это в каком-то смысле сделало контакт между детьми даже богаче.


Весной только 10% клиентов не смогли присоединиться к занятиям, однако с сентября они вернулись, более того, появились новые клиенты. Самое радостное - то, что 40% родителей еще летом купили учебники, по которым дети должны были учиться в сентябре. Это показывает то, что нас ценят и готовы учиться у нас “вдолгую”.

Наталья Абашина, Директор двух центров Helen Doron в Краснодаре

Однако, несмотря на все преимущества и возможности дистанционного обучения, все мы очень ждем, когда можно будет полноценно вести офлайн-занятия в наших центрах. И непосредственный эмоциональный контакт, общение лицом к лицу без компьютера это все-таки и проще, и комфортнее.

0
1 комментарий
Анастасия Ивантеева

Кто хотел и мог - извлек пользу из перехода онлайн. В любом случае, все извлекли урок и по накатанным путям отступления готовы снова перейти а онлайн.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда