Лимитер
Что это такое, как его настроить, и как научить свои уши определять, искажает ли он исходный сигнал?
Лимитер - это устройство динамической обработки, которое реагирует на самые высокие уровни и применяет «brickwall» компрессию, которая не позволяет им превышать установленный вами порог.
По сути - это своего рода компрессор (с максимальной степенью ограничения уровня), так же, как квадрат - это своего рода прямоугольник (с равными длинами сторон). Чем же они отличаются?
Концептуально:
Компрессор используется для построения динамики сигнала путем ослабления громких частей и усиления тихих, в то время как лимитер предназначен для улавливания пиков, предотвращения клиппирования и сохранения звуковой целостности.
Компрессор часто используют не только для контроля, но и для особенной краски. Лимитирование, наоборот, преследует более утилитарные задачи и обычно старается быть максимально незаметным, избежать любого окрашивания звука. Лимитеры часто используются для увеличения воспринимаемой громкости, предотвращая при этом отсечение пиков, являются последним и, возможно, наиболее легко узнаваемым шагом в мастеринге.
Да, лимитер технически является компрессором с высоким отношением. Но такое определение упускает из виду всю суть - практическое различие не сводится к соотношениям, оно сводится к намерению.
Кроме того, интерфейсы современных компрессора и лимитера существенно отличаются органами управления.
Как использовать лимитер?
Наиболее типичное использование лимитера — в самом конце цепочки мастеринга, когда применяется около 2 дБ снижения усиления для достижения коммерческого уровня громкости.
Конечно, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому в наши дни люди используют лимитеры всевозможными способами — особенно в более агрессивных стилях, таких как металл и EDM.
Нередко можно увидеть лимитеры на бас-бочках, на грубых «металлических» басах, на малых барабанах и других треках, которые должны звучать громко, но при этом быть контролируемыми. Тем не менее, большинство разговоров о лимитерах, как правило, сосредоточены на мастеринге.
Что означает «Brickwall»?
Это просто удачная метафора: brick wall с английского переводится как «кирпичная стена», то есть непреодолимая преграда.
Лимитер гарантирует, что ничто не превысит потолок — не выйдет за пределы «кирпичной стены». Они имеют верхний порог, обычно устанавливаемый в диапазоне от -1,0 до -0,1 dBFS, чтобы избежать клипирования и межсэмпловых пиков.
Они работают с бесконечно высокими коэффициентами и реализуют задержку сигнала, чтобы плавно отреагировать на любые пики, в противном случае они были бы просто клипперами. Иногда вы даже можете настроить, насколько далеко лимитер заглядывает в будущее с помощью специального параметра lookahead.
Межсемпловые пики и истинные пики
Цифровой сигнал состоит из множества отдельных выборок - семплов.
Лимитер гарантирует, что ни один из семплов не превысит 0 dBFS. Но иногда сигнал может перепрыгнуть через 0 dBFS между семплами. Это называется межсемпловыми пиками, и лимитеры, которые не настроены на их обработку, не могут от них защитить. Подобные пики можно увидеть на анализаторе в режиме «Intersample Peaks» или «True Peaks» (который учитывает и межсемпловые и все остальные пики).
Почти в любом современном лимитере есть режим True Peak, но многим инженерам не нравится его звучание, они утверждают, что он негативно влияет на материал, и предпочитают снизить выходной потолок, чем предоставить более громкий мастер с установленным лимитером True Peak. Другие вообще не заботятся об искажении True Peak!
За эти годы Боб Людвиг сделал много записей, которые достигли пика +3 dBTP, и все же он по-прежнему считается одним из величайших инженеров мастеринга всех времен.
Возьмите версии без сжатия ваших любимых треков за последние пять лет и откройте их в iZotope RX. Нажмите на Waveform Statistics - скорее всего половина из них легко превысит 0 dBFS.
Используйте True Peak всякий раз, когда вы хотите быть абсолютно уверены в отсутствии клиппинга при прогоне аудио через ЦАП — или всякий раз, когда спецификации требуют от вас использовать ограничение True Peak. В противном случае это полностью дело вкуса.
Как настроить лимитер?
Поместите его в качестве последнего эффекта в цепочке сигнала и настройте параметры, слушая самую громкую часть вашего трека.
Threshold - Порог: этот элемент управления устанавливает уровень, на котором лимитер применяет компрессию «кирпичной стены». У некоторых лимитеров может быть регулятор усиления, тогда он сначала позволяет вам восполнить оставшийся запас по динамике, поднимая пики впритык до 0 dBFS, и дальше, чем больше вы на него нажимаете, тем больше у вас будет ограничений и тем громче будет ваш сигнал.
Если это регулятор порога, вы можете сначала опустить его до вершин самых высоких пиков, а затем, чем больше вы его опускаете, тем больше у вас будет ограничений и тем громче будет ваш сигнал.
Output (ин��гда называемый Ceiling): этот параметр устанавливает максимальный уровень, который может позволить лимитер. Чаще всего - максимально близко к 0 dBFS. Как правило между -1,0 и -0,1 dBFS.
Release: этот элемент управления устаналивает время, необходимое лимитеру для прекращения работы после того, как уровень сигнала падает ниже порогового значения.
Некоторые лимитеры имеют разные стили — Ozone является прекрасным примером. Он позволяет вам выбирать среди многочисленных различных режимов релиза, которые автоматически подстраивают время релиза под характеристики вашего аудио. Его технология IRC (Intelligent Release Control) использует передовую психоакустическую модель для интеллектуального определения скорости лимитирования, которая может быть применена до того, как будут произведены слышимые искажения, что, по словам производителя, позволяет повышать общий уровень миксов, не жертвуя динамикой и ясностью.
С такими режимами стоит поэкспериметировать, так как у каждого из них свой собственный звук.
Эзотерические элементы управления: Некоторые современные лимитеры предлагают ещё больше опций формирования переходных процессов, элементы управления стереосвязью и прочие различные «красящие» добавки. Назовём все это - эзотерическими элементами управления.
Например, Maximizer от Ozone предлагает два элемента управления стереосвязью: один фокусируется на переходной части сигнала, а другой — на устойчивом материале с течением времени. Вы также заметите ползунок Transient Emphasis, который применяет сохранение переходных процессов перед стадией ограничения.
А Brainworx bx_limiter True Peak имеет такие параметры, как насыщенность (регулятор XL) и тон.
Какой бы вариант вы ни выбрали, обязательно изучите эзотерические элементы управления в вашем лимитере и посмотрите, что они могут сделать для звука.
Как услышать разницу за 5 простых шагов?
1. Залинкуйте вход и выход лимитера.
Многие современные лимитеры позволяют связать входное усиление (или управление порогом) с выходным потолком, так что когда вы нажимаете на один, другой соответственно понижается. Таким образом, ваши уши не будут обмануты удовлетворяющим скачком громкости, и вы сможете лучше оценить момент, когда вы зашли слишком далеко.
2. A/B между согласованным по усилению байпасом и лимитированным сигналом.
Давайте уменьшим ограничитель на 1 дБ и сделаем сравнение A/B с исходным сигналом.
Сравните лимитированный сигнал с его байпас вариантом и послушайте различия в тембре. Ощущается ли дорожка более узкой при включенном лимитере? Являются ли переходные процессы более мягкими, податливыми или измененными каким-либо иным образом? Кажется ли вам, что грув всего произведения изменился? Есть ощущение, что теперь все замерло и безжизненно из-за включенного лимитера?
3. Если вы пользуетесь Ozone Maximizer, есть ещё одна очень удобная функция: кнопка delta, которая позволяет вам солировать артефакты лимитирования. Это очень, очень полезно для того, чтобы научиться слышать искажения лимитера.
Это же можно сделать вручную - сложив два сигнала в обратной полярности. Для этого понадобиться дубликат мастер-шины, но без лимитирования.
Переверните полярность на этом полностью идентичном канале и послушайте вместе с лимитированным мастером - всё, что останется - это и есть артефакты лимитера.
4. Вернитесь к сравнению A/B
Теперь, когда мы определили, услышали и усвоили, что именно забирает лимитер, мы должны быть в состоянии услышать различия с байпас версией более четко.
Начните перемещать параметры, и услышите, что именно они делают. Меньше догадок будет уходить на настройку временных констант лимитера и опций стереовзаимозависимости, поскольку ваше ухо настроилось на то, что именно забирает лимитер.
5. Отключите связь вход/выход и установите желаемый потолок. Теперь все, что вам нужно сделать, это снять отметку с кнопки связи усиления и сбросить потолок где-нибудь в разумном пределе.
Что делать, чтобы микс был ещё громче?
Даже если он уже упирается в лимитер, все еще есть пара приемов вытащить уровень.
На уровне работы со стемами: с лимитированием или клиппингом на шине барабанов, чтобы срезать бочку и малый барабан, а также параллельной компрессией отдельных подмиксов, чтобы уменьшить их пики, не увеличивая их общую громкость.
Сатурация также может помочь, но здесь тоже важно не перестараться: плоские вершины, вызванные лимитированием, в конечном итоге становятся «шрамами» на форме волны, и любой сдвиг фазы или изменение временных характеристик может свести на нет любые преимущества достигнутого пикового уровня.
На уровне стереошины возможности более ограничены и обычно подразумевают компромиссы: мы можем использовать клиппер перед лимитером или запустить два лимитера последовательно.
Итак, основная задача лимитера - обеспечить максимально высокий уровень при полном отсутствии клипирования и минимальных искажениях, вносимых в источник.
Для достижения этих целей мы устанавливаем необходимый порог, потолок и время релиза, а также используем все более и более прогрессивные цифровые технологии, насыщающие сигнал дополнительными красками и превращающие процесс лимитирования скорее - в «умную финальную компрессию».
Спасибо за прочтение!
Надеюсь, вам было полезно! Подписывайтесь на мой телеграм, там вас ждет еще много полезной информации 🤓
А еще я провожу индивидуальные консультации и оффлайн-мероприятия. Буду рада вас на них видеть!