{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Учись и работай, это нормально: почему бизнесу стоит готовить кадры заранее и в вузах с лучшей STEM-подготовкой

Практически каждая крупная российская компания сейчас имеет совместную учебную программу с топовым вузом - так бизнес решает вопрос человеческого капитала, а вузы получают возможность зарабатывать и развиваться. Я руководитель проектной работы в бизнес-школе Сколково и партнер "Мета-университета" и предлагаю поговорить о самом активно развивающемся формате - совместной магистратуре.

Dennis Skley on flickr.com

В СССР, как известно, была плановая экономика и “целевые наборы” на образование. Но даже и без них предполагалось, что в стране нет безработицы, а значит, после окончания вуза выпускник получал распределение на предприятия. Распределяли по специальности, не всегда удачно (например, не всегда устраивала релокация), но механизм был отлажен. Особенно это касалось основного вида промышленности СССР - оборонной: в этом смысле, начиная с “олимпиад” и заканчивая сотрудничеством с предприятиями-заказчиками кадров, было ясно, для кого и зачем государство выпускает специалистов. Опустим три постсоветских десятилетия, перейдем сразу к нынешней ситуации: технические институты существуют, но государство не может обеспечивать бесплатное образование за рамками своего целевого заказа.

Это одна сторона медали. С другой стороны, многократно возросла роль человеческого капитала в развитии бизнеса - особенно в связи с цифровизацией.

Коммерческие компании вынуждены конкурировать за кадры, причем конкурировать глобально: никто не мешает условному выпускнику физтеха пройти собеседование в компанию в Долине, если он обладает необходимыми компетенциями - и при этом технически находиться в России.

На примерно 5 тысяч ежегодных выпускников топовых технических вузов, которые связывают свою жизнь с корпоративной карьерой, претендуют уже не десятки, а сотни и тысячи компаний по всему миру. То есть потенциально российский бизнес ждет серьезный дефицит кадров через один-три года.

Как показывает практика, эффективнее всего аккумулировать спрос на кадры в каком-то одном месте и распределять эти кадры по соответствующим вузам и кафедрам. По аналогии с западными ассоциациями (например, QTEM-ассоциации) мы с партнером Николаем Горелым создали управляющую компанию - “Мета-университет”, которая в будущем станет цифровой платформой продюсирования и создания образовательных проектов для IT-специалистов, где заказчиком выступает индустрия, а исполнителем - лучшие технические вузы.

Как создается успешная совместная программа

В соответствии с новыми внутренними KPI от Министерства образования вузы конкурируют за магистрантов: от количества студентов из других вузов, которые стекаются в университет, зависит и финансирование, и успех во внутренних рейтингах. Помимо внутренних рейтингов, успешная карьерная траектория студентов влияет на рост общих позиций вуза в международных рейтингах, а это также интегрированный показатель успеха и престижа образования.

Сводная таблица совместных программ информация с официальных сайтов 

Возьмем МФТИ как пример вуза, давно и результативно взаимодействующего с индустрией. Когда-то это взаимодействие ограничивалось только российскими компаниями оборонного сектора, сейчас - расширилось на практически все сферы технологического бизнеса, и зарубежные компании в том числе. Летом 2020 года в Физтех-школе биологической и медицинской физики были созданы и запущены программы с МТС и Napoleon IT - как результат, рекордный конкурс 60 человек на место и более 20 000 упоминаний в соцсетях и СМИ.

Каждая магистратура имеет свою специфику: так, Napoleon IT создала совместную магистратуру по биоинформатике, получила возможность создавать и реализовывать контракты, связанные с медициной… хотя до этого занималась аутсорсинговой разработкой и решениями для ритейла в сфере ИИ. На 2021 год в рамках совместных образовательных программ "Мета-университет" планирует запустить магистратуры с МИФИ, МФТИ, ТУСУР, CевГУ и другими вузами по направлениям: big data science, криптография, интернет вещей.

Как выглядит традиционный путь создания совместной программы? Как создание совместной организационной формы внутри университета - это может быть кафедра или факультет. Бизнес финансирует деятельность такой структуры и контролирует качество образования, в ее рамках очень часто преподают специалисты компании.

Мы предлагаем начинать совместную работу с создания целевой образовательной программы - и только в будущем, успешно ее реализуя, формировать какие-то совместные структуры.

Содержать целый факультет или даже кафедру внутри вуза - сложно и дорого для компании. На такие траты может пойти только крупная корпорация, у которой есть, во-первых, бюджет, а во-вторых, полная уверенность в долгосрочном сотрудничестве с вузом. И тут, к сожалению, трудности у региональных вузов: для большинства из них маловероятно, что в них вдолгую вложит деньги крупная компания. Поэтому, чтобы бизнес мог работать с бóльшим количеством вузов, нужно дать ему возможность не делать сразу крупных единоразовых вложений.

Почему это нужно бизнесу

По трем причинам. Дам здесь слово партнеру:

Во-первых, это экономически выгодно. Магистранты уже с первого года работают над проектами компаний не менее 30% времени обучения. Их работа входит в стоимость совместного проекта, что экономит бизнесу до 50% на онбординг и ФОТ junior-специалиста.

Далее, если магистрант два года подряд работает над задачами компании, вникает в ее специфику - по сути он становится сотрудником, который компания уже сформировала под себя, и это в свою очередь серьезно влияет на его желание продолжать сотрудничать.

И наконец, лояльность: если человек за два года проникся духом компании благодаря погружению в интересный индустриальный проект (который компания ему обеспечила), это ли не оптимальный hr-брендинг?

Николай Горелый, основатель Geek Picnic, партнер "Мета-университета"

Стоимость интеллекта в конечной продукции возрастает, а материальных затрат - падает: компании в сфере высоких технологий давно стоят дороже, чем индустриальные гиганты. И российские компании испытывают дефицит кадров, потому что не всегда могут обеспечить должный уровень зарплат и задач, а главное - возможность для профессионального роста. Расширение входящего кадрового потока - самое очевидное решение.

В некоторых случаях компании открывают лаборатории и взаимодействуют со студентами (например, в помогают в научной деятельности). Например, так компания Distillery, которая разрабатывает мобильные приложения и веб-сервисы, сотрудничает с Южным федеральным университетом:

В декабре 2020 года мы открыли в ЮФУ лабораторию разработки мобильных приложений, где студенты IT-специальностей смогут обучаться основам современного программирования под мобильные устройства. Помимо обучения в лаборатории предполагается ведение проектной деятельности – она даст молодым специалистам необходимый опыт командной работы “в условиях, приближенных к боевым”.

Анар Бабаев, генеральный директор Distillery

Почему это нужно вузам

Вузам бизнес-магистратуры не менее полезны, чем бизнесу. За счет таких партнерств они повышают лояльность, узнаваемость, получают дополнительный доход и, что очень важно - начинают взаимодействие с партнером в сфере высокотехнологичного бизнеса. Во что превратится такое взаимодействие - зависит уже от конкретных людей и конкретных технических направлений, но целевая магистерская группа - хорошее начало.

Условно, российские вузы можно разделить на две категории. Одна - топ-вузы, которые успешно работают с бизнес-партнерами из сферы высоких технологий, на переднем фронте исследований, и сами готовят высококлассных STEM-специалистов. Для этих университетов подобные магистратуры - обычная практика.

Другие вузы - в основном небольшие региональные - только вступают на путь развития и подготовки таких специалистов. Для них принципиально важно сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, но те не видят в них потенциала. Мы “расшиваем” это узкое место, включая в цепочку еще одного участника - топовый вуз, который помогает организовать новую магистратуру и закрывает некоторые направления подготовки, которые не может обеспечить основной вуз.

По сути мы делаем сетевую программу - для этого формата есть соответствующая нормативная база, но он сложно осуществим на практике, поэтому мало распространен. Реализуя сетевые образовательные программы, вуз развивает новые компетенции, которых не имел, и получает доступ к партнерам в сфере высоких технологий, с которыми раньше не мог наладить взаимодействие.

Все университеты - и топовые, и не очень - гордятся таким взаимодействием: информация о совместных проектах с крупными знаковыми компаниями всегда есть на официальных сайтах. Это не просто указание абитуриентам на их возможных будущих работодателей, но и уровень самого вуза.

Экономически успешному образованию необходим правильный пиар. Из создания совместной магистратуры нужно делать такой медиа-повод, который возьмут бизнес-медиа tier1 и профильные технические издания. Это же и касается воронки отбора: публикации - реклама - работа с комьюнити - профессиональный ассессмент и адмиссия (вступительные испытания) кандидатов.
Крайне важно не ошибиться с ключевыми сообщениями: для этого нужно честно оценивать свою аудиторию и говорить только то, что ее зацепит. Нам повезло, что я набил руку, создавая фестиваль Geek Picnic, и знаю специфику работы с технической аудиторией.

Николай Горелый, основатель Geek Picnic, партнер "Мета-университета"

Индустриальный запрос и рыночное предложение: что будет

Подводя итоги: образование становится on-demand - это общий тренд, который касается и вузов. Растет количество сетевых программ, совместных кафедр и лабораторий, растет объем дополнительного образования. Другой важный тренд заключается в том, что университет будут более адаптивны и мобильны в части создания рыночных предложений под запрос индустриальных партнеров, но привлекать они будут не только свою профессуру, а профессуру и других вузов тоже - если она будет достаточно компетентной. Преподавателям с невостребованными дисциплинами в прикладных вузах отсидеться не получится.

0
3 комментария
zmitriart

Пора бы уже и со школы кадров готовить )))

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

100%!
Сбер, Тиньков активно это делают, кстати. Наверняка и другие компании участвуют тоже. 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия горбунова

Прикольная схема, остаётся только ждать , когда начнёт работать в регионах, если вообще начнёт ....)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда