Учись и работай, это нормально: почему бизнесу стоит готовить кадры заранее и в вузах с лучшей STEM-подготовкой
Практически каждая крупная российская компания сейчас имеет совместную учебную программу с топовым вузом - так бизнес решает вопрос человеческого капитала, а вузы получают возможность зарабатывать и развиваться. Я руководитель проектной работы в бизнес-школе Сколково и партнер "Мета-университета" и предлагаю поговорить о самом активно развивающемся формате - совместной магистратуре.
В СССР, как известно, была плановая экономика и “целевые наборы” на образование. Но даже и без них предполагалось, что в стране нет безработицы, а значит, после окончания вуза выпускник получал распределение на предприятия. Распределяли по специальности, не всегда удачно (например, не всегда устраивала релокация), но механизм был отлажен. Особенно это касалось основного вида промышленности СССР - оборонной: в этом смысле, начиная с “олимпиад” и заканчивая сотрудничеством с предприятиями-заказчиками кадров, было ясно, для кого и зачем государство выпускает специалистов. Опустим три постсоветских десятилетия, перейдем сразу к нынешней ситуации: технические институты существуют, но государство не может обеспечивать бесплатное образование за рамками своего целевого заказа.
Это одна сторона медали. С другой стороны, многократно возросла роль человеческого капитала в развитии бизнеса - особенно в связи с цифровизацией.
На примерно 5 тысяч ежегодных выпускников топовых технических вузов, которые связывают свою жизнь с корпоративной карьерой, претендуют уже не десятки, а сотни и тысячи компаний по всему миру. То есть потенциально российский бизнес ждет серьезный дефицит кадров через один-три года.
Как показывает практика, эффективнее всего аккумулировать спрос на кадры в каком-то одном месте и распределять эти кадры по соответствующим вузам и кафедрам. По аналогии с западными ассоциациями (например, QTEM-ассоциации) мы с партнером Николаем Горелым создали управляющую компанию - “Мета-университет”, которая в будущем станет цифровой платформой продюсирования и создания образовательных проектов для IT-специалистов, где заказчиком выступает индустрия, а исполнителем - лучшие технические вузы.
Как создается успешная совместная программа
В соответствии с новыми внутренними KPI от Министерства образования вузы конкурируют за магистрантов: от количества студентов из других вузов, которые стекаются в университет, зависит и финансирование, и успех во внутренних рейтингах. Помимо внутренних рейтингов, успешная карьерная траектория студентов влияет на рост общих позиций вуза в международных рейтингах, а это также интегрированный показатель успеха и престижа образования.
Возьмем МФТИ как пример вуза, давно и результативно взаимодействующего с индустрией. Когда-то это взаимодействие ограничивалось только российскими компаниями оборонного сектора, сейчас - расширилось на практически все сферы технологического бизнеса, и зарубежные компании в том числе. Летом 2020 года в Физтех-школе биологической и медицинской физики были созданы и запущены программы с МТС и Napoleon IT - как результат, рекордный конкурс 60 человек на место и более 20 000 упоминаний в соцсетях и СМИ.
Каждая магистратура имеет свою специфику: так, Napoleon IT создала совместную магистратуру по биоинформатике, получила возможность создавать и реализовывать контракты, связанные с медициной… хотя до этого занималась аутсорсинговой разработкой и решениями для ритейла в сфере ИИ. На 2021 год в рамках совместных образовательных программ "Мета-университет" планирует запустить магистратуры с МИФИ, МФТИ, ТУСУР, CевГУ и другими вузами по направлениям: big data science, криптография, интернет вещей.
Как выглядит традиционный путь создания совместной программы? Как создание совместной организационной формы внутри университета - это может быть кафедра или факультет. Бизнес финансирует деятельность такой структуры и контролирует качество образования, в ее рамках очень часто преподают специалисты компании.
Содержать целый факультет или даже кафедру внутри вуза - сложно и дорого для компании. На такие траты может пойти только крупная корпорация, у которой есть, во-первых, бюджет, а во-вторых, полная уверенность в долгосрочном сотрудничестве с вузом. И тут, к сожалению, трудности у региональных вузов: для большинства из них маловероятно, что в них вдолгую вложит деньги крупная компания. Поэтому, чтобы бизнес мог работать с бóльшим количеством вузов, нужно дать ему возможность не делать сразу крупных единоразовых вложений.
Почему это нужно бизнесу
По трем причинам. Дам здесь слово партнеру:
Стоимость интеллекта в конечной продукции возрастает, а материальных затрат - падает: компании в сфере высоких технологий давно стоят дороже, чем индустриальные гиганты. И российские компании испытывают дефицит кадров, потому что не всегда могут обеспечить должный уровень зарплат и задач, а главное - возможность для профессионального роста. Расширение входящего кадрового потока - самое очевидное решение.
В некоторых случаях компании открывают лаборатории и взаимодействуют со студентами (например, в помогают в научной деятельности). Например, так компания Distillery, которая разрабатывает мобильные приложения и веб-сервисы, сотрудничает с Южным федеральным университетом:
Почему это нужно вузам
Вузам бизнес-магистратуры не менее полезны, чем бизнесу. За счет таких партнерств они повышают лояльность, узнаваемость, получают дополнительный доход и, что очень важно - начинают взаимодействие с партнером в сфере высокотехнологичного бизнеса. Во что превратится такое взаимодействие - зависит уже от конкретных людей и конкретных технических направлений, но целевая магистерская группа - хорошее начало.
Условно, российские вузы можно разделить на две категории. Одна - топ-вузы, которые успешно работают с бизнес-партнерами из сферы высоких технологий, на переднем фронте исследований, и сами готовят высококлассных STEM-специалистов. Для этих университетов подобные магистратуры - обычная практика.
Другие вузы - в основном небольшие региональные - только вступают на путь развития и подготовки таких специалистов. Для них принципиально важно сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, но те не видят в них потенциала. Мы “расшиваем” это узкое место, включая в цепочку еще одного участника - топовый вуз, который помогает организовать новую магистратуру и закрывает некоторые направления подготовки, которые не может обеспечить основной вуз.
По сути мы делаем сетевую программу - для этого формата есть соответствующая нормативная база, но он сложно осуществим на практике, поэтому мало распространен. Реализуя сетевые образовательные программы, вуз развивает новые компетенции, которых не имел, и получает доступ к партнерам в сфере высоких технологий, с которыми раньше не мог наладить взаимодействие.
Все университеты - и топовые, и не очень - гордятся таким взаимодействием: информация о совместных проектах с крупными знаковыми компаниями всегда есть на официальных сайтах. Это не просто указание абитуриентам на их возможных будущих работодателей, но и уровень самого вуза.
Индустриальный запрос и рыночное предложение: что будет
Подводя итоги: образование становится on-demand - это общий тренд, который касается и вузов. Растет количество сетевых программ, совместных кафедр и лабораторий, растет объем дополнительного образования. Другой важный тренд заключается в том, что университет будут более адаптивны и мобильны в части создания рыночных предложений под запрос индустриальных партнеров, но привлекать они будут не только свою профессуру, а профессуру и других вузов тоже - если она будет достаточно компетентной. Преподавателям с невостребованными дисциплинами в прикладных вузах отсидеться не получится.
Пора бы уже и со школы кадров готовить )))
100%!
Сбер, Тиньков активно это делают, кстати. Наверняка и другие компании участвуют тоже.
Прикольная схема, остаётся только ждать , когда начнёт работать в регионах, если вообще начнёт ....)