{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как устроены новые образовательные среды. Кейс проектных интенсивов Университета 2035

Университет больше не эксклюзивный поставщик знаний. По данным исследовательской компании Smart Ranking, общая выручка российского рынка онлайн-образования в 2020 году составила 3,7 млрд рублей. Показатели выросли не менее, чем на 70% в сравнении с 2019 годом. Количество контента в сети растёт, а доступ к нему упрощается — благодаря цифровизации и интернет-ликбезу, бесплатным материалам, растущему доверию образовательного сообщества и родителей к учёбе «за компьютером».

С каждым годом всё больше развивается тренд проектной деятельности — если не превращать теорию в практику, то зачем тратить своё время? Университет 20.35 совместил в сервисе проектно-образовательных интенсивов оба направления и создает образовательную среду нового типа. Это не привычная программа с конечным набором навыков и знаний, это пространство, в котором у пользователей нет заранее спроектированного плана действий и расписания занятий. Здесь каждый – «сам себе образовательный стандарт» и продюсер учебной траектории с проактивной позицией.

Как стать правильным «вечным студентом»?

Метапознавательная компетенция. Человек сам понимает, как и чему учиться. Достичь образовательных целей ему помогает среда, в которой представлены самые разные форматы, отвечающие запросам учащихся. К примеру, весной 2020 года чуть больше чем за две недели студенты из 8 вузов-участников проектных интенсивов оставили на платформе 147 записей о том, чему они хотят научиться:

  • «Создавать чат-бота для Telegram»,
  • «правильно вести переговоры, находить новые связи для сотрудничества, уметь точно формулировать задачи»,
  • «создавать дизайн сайта, выявлять самые актуальные вопросы потребителя» и т.д.

Каждый запрос стал отправной точкой в пользовательском маршруте «учусь учиться». Чтобы выстроить подобный путь, необходимы и различные образовательные форматы: всё той же весной 2020 в вузах было проведено 513 мероприятий для студентов интенсива. Лекция перестала быть самой популярной формой трансляции материала — особо популярными становятся встречи с проектными наставниками, тренинги, мастер-классы.

Умение мыслить глобально, но действовать локально. Тренды указывают на то, что территориальный и социальный барьеры могут как появиться, так и быстро исчезать. Сложившийся стереотип о том, что лучшее образование можно получить только в крупных городах начинает ослабевать. Благодаря пандемии мы наблюдаем бум онлайн-образования. На интенсивах студенты из Воронежа, Самары, Санкт-Петербурга и Краснодара присутствовали в одной «виртуальной» аудитории. СевГУ в течение проектного интенсива провёл мероприятия, на которых 30% аудитории были учащимися других вузов (ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), МИТУ-МАСИ, ТолГУ, ВятГУ, ВГТУ). В декабре 2020 участники лучших команд интенсивов со всей России участвовали в демо-дне и демонстрировали разработанные за 12 недель прототипы.

Главное, что они получают «сетевой эффект». Студент из Алтая смотрит на другого из Питера, чтобы и себе полезное перенять, и его научить чему-то. Это хороший бенчмаркинг — понимать, как вы выглядите относительно других, обмениваться мнениями и вести диалог.

эксперт рабочей группы FoodNet НТИ, оператор корпоративного конкурса-акселератора «УРАЛХИМ – Элемент роста», Михаил Захаревич

Готовность к смене ролей. Изменчивость мира и размытые границы профессий требуют гибкости и от студентов, и от их учителей. Деятельность и карьерное развитие заставляют людей постоянно переизобретать себя: регулярно менять сферы деятельности, заново отвечать себе на вопрос «кем я хочу стать». Во взрослом мире нет «учителя», который может решить, какие компетенции и как развивать — эти роли остаётся исполнять самому, прогнозируя план обучения и корректируя его на ходу. При том, что жёсткая связка «учитель-ученик» всё ещё работает в образовании, такие позиции, как «наставник», «тьютор», «ментор», «эксперт» становятся всё более востребованными. Нынешнее поколение более восприимчиво к ролям в их окружении. Писем или советов от наставника (в отличие от «научника» или любого другого руководителя) никто не опасается, скорее их ждут — наставник не влияет на обучение содержательно, он лишь направляет, даёт советы, например, с какими онлайн-курсами стоит познакомиться, чтобы освоить новые компетенции.

Почему среда определяет сознание

В проектных интенсивах обучение неразрывно связано с профессиональными практиками и экспертным опытом, поэтому студенты не ощущают себя в вакууме, где нет возможности применить знания и навыки .

Вузы убедились, что есть мир реальных проектов. Многие университеты с большим опасением относятся к идее «Стартап как диплом». И не все преподаватели это принимают. Но тот же ИТМО прекрасно это практикует, Политех, Бауманка. В небольших же городах преподавательский состав консервативен.

Михаил Чарный, член рабочей группы FoodNet, руководитель Вологодского биотехнологического кластера

Получая проектные задачи от реальных компаний, студенты не только решают кейс «не из учебника» с заранее готовым ответом, но обладают внеакадемической мотивацией — пополнить портфолио, получить приглашение на дальнейшую работу с заказчиком, прокачать «жёсткие» и «гибкие» навыки. Корпорации в свою очередь получают свежие идеи извне и решают проблемы с меньшими ресурсными затратами.

Образовательная среда Университета 2035 построена на прозрачности и управляемости и позволяет подсвечивать лучшие практики. Поведение пользователей в цифровой среде позволяет фиксировать траекторию и собирать больше данных и делать это дешевле. Дата-центризм, привычный для маркетинга, работает и в образовательной сфере — с помощью мониторинга цифровых следов пользователей пространство развивается и становится более интуитивным.

Сегодня создается универсальная рекомендательная система, способная предлагать учебные материалы, которые понадобятся в ближайшем будущем для решения задач. Система анализирует текст из привязанных сервисов, например, трекеров задач и ассоциирует его с тематическими областями. На основе этого студент получает ссылки на релевантный образовательный контент и входит в новый цикл: задача → дефицит знаний → запрос → получение рекомендации. Lifelong Learning в действии!

Участвовать в интенсиве: https://intensive.2035.university/

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда