{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

VR- и AR-продукты для образования. Самый полный обзор российского рынка

Расскажем, что изменилось на рынке образовательного программного обеспечения за год, с момента публикации обзора 15 VR/AR приложений для школ. А заодно представим всю линейку образовательных продуктов, участвующих в Программе апробации, которую проводит Центр НТИ VR/AR ДВФУ. Обзор подготовила Юлия Хукаленко, к.ф.н., научный сотрудник Центра.

Программа апробации образовательного ПО послужила мощным стимулом для отечественных компаний. Они дорабатывают свои продукты: улучшают методические материалы, исправляют ошибки в работе приложений, адаптируют продукты под разные устройства и, конечно же, получают обратную связь от своих конечных потребителей – учителей и учеников.

1. ФИЗИКА. МАГНЕТИЗМ

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive Focus

Знаменитый продукт от Центра НТИ ДВФУ и компании Modum Lab, завоевавший любовь учителей и учеников. VR-комплекс помогает ученикам изучить и отработать на практике правила левой и правой руки, понять силу Лоренца, поставить опыты Эрстеда и Фарадея. Приложение позволяет изучить явления в пространстве, понять связь видимых действий с невидимыми феноменами. Благодаря системе микроуроков педагог может гибко организовывать учебный процесс при первичном изучении материала, повторении и подготовке к экзамену.

2. VARVARA

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Focus / Vive Pro / Vive Cosmos

Разработка Центра НТИ ДВФУ на запатентованной платформе компании VR Supersonic вызвала широкий интерес у преподавателей иностранных языков. Методически выверенный тренажёр предлагает инновационный подход к языковой практике во время школьного занятия. Достаточно надеть шлем и погрузиться в виртуальную реальность, где можно практиковать и изучать английский язык, при этом оставаясь за партой в школе или у себя дома. Можно побыть в роли постояльца отеля или посетителя ресторана, совершенствуя свои языковые навыки в процессе общения.

3. VR Space

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Pro / Vive Cosmos или аналоги (шлем и контроллеры 6dof)

Еще одна новинка от Центра НТИ ДВФУ совместно с партнерами "Мастерская науки" – экспериментальный курс по стереометрии с использованием виртуальной реальности. Тренажер подойдет для дополнительного образования в 7 – 9 классах. Предназначен для начинающих изучать предмет, а также школьников, встретивших трудности при стереометрических построениях.

Курс основан на деятельностном подходе со следующей последовательностью типов действия школьника: попытка решить первые задачи любым способом, освоение метода, испытание границ его применимости и уверенное решение последних задач. VR-разработка сопровождается основательными методическими материалами.

4. VR CHEMISTRY LAB

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Pro /Vive Cosmos / OculusRift / Samsung HMD Odyssey / HP Reverb и аналоги

Виртуальная химическая лаборатория для школ или вузов. Позволяет дополнить существующую лабораторию и расширить список экспериментов, доступных для самостоятельного выполнения учащимся. Лаборатория преобразилась: устранены технические недостатки первых версий, значительно улучшена графика, расширился список лабораторных работ. Кроме того, разработка дополнена веб-версией.

Участникам программы апробации образовательных приложений в виртуальной и дополненной реальности Центра НТИ ДВФУ предоставляется доступ к пяти задачам VR Chemistry Lab: получение амфотерного гидроксида, свойства галогенов, различение солей серосодержащих кислот, сокращенно-ионные уравнения, выбор возможных реакций (ОГЭ-24).

5. ОРБИТАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ БОЙ

Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go

Соревновательная образовательная игра «Орбитальный морской бой» от университета ИТМО, закрепляющая правила Клечковского и Хунда, знания о квантовых числах и понимание периодичности. Игра развивает стратегическое мышление, занимает немного времени и является эффективной и веселой альтернативой более традиционным формам обучения.

Она предназначена как минимум для двух игроков, таким образом, для проведения необходимы как минимум две гарнитуры виртуальной реальности Oculus Go, а сам процесс игры не требует активного участия преподавателя. Игру также можно проводить в формате кубка или турнира.

6. MEL Science: VR-уроки по физике и химии

Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go / Samsung GearVR /Google CardBoard / DayDream

VR-уроки от MEL Science созданы для наглядного представления происходящего в природе на микроуровне. Компания проводила ряд исследований с отечественными и зарубежными университетами, экспериментально доказав эффективность своего подхода. Несколько уроков из библиотеки педагогических материалов переведены на русский язык специально для Программы апробации.

У каждого урока есть собственное описание: стенограмма, учебные заметки и список уроков, охватывающих похожие темы. Учебные заметки включают содержание урока, ключевые слова, распространенные заблуждения, источник знаний, историю и забавные факты, опросы и темы для обсуждения. Эти материалы могут быть полезны для интеграции VR-материалов в обычный урок.

7. VR-ОБЖ

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Cosmos / Oculus Quest / HP Reverb / Samsung Odyssey

Практико-ориентированные VR-сценарии, обучающие навыкам поведения и действий в опасных ситуациях с целью сохранения здоровья и жизни. В процессе использования VR-ОБЖ школьники изучат такие темы, как автономное существование человека, сигналы бедствия, ориентирование на местности, встреча с дикими животными. В заключение ученики смогут пройти итоговое тестовое задание, которое поможет определить, насколько хорошо они усвоили материал, пройденный в виртуальной реальности.

Стоит отметить, что продукт вошел в топ-3 самых скачиваемых приложений в рамках Программы апробации и, несмотря на некоторые недочеты, пользуется большой популярностью у учителей и учеников. Продукт разработан для реализации новой концепции обучения предмета ОБЖ, включая обширные методические рекомендации. В полной версии продукта предложены разнообразные сценарии.

8. Varwin Education

Необходимое оборудование: ПК VR / HTC Vive / Oculus Rift / Windows Mixed Reality / Stand Alone VR / HTC Vive Focus / Oculus Quest

Varwin Education создает экосистему для обучения технологии виртуальной реальности, обмена мультимедийным контентом и получения навыков профессии будущего "VR-разработчик". Это простой в освоении конструктор для создания VR-приложений и управления ими, развивающий навыки программирования с помощью логики Blockly. ПО Varwin Education включает: редактор 3D / VR-миров, визуальный редактор логики Scratch, библиотеку образовательных объектов и локаций. Предназначено для учеников средней и старшей школы, учителей и преподавателей вузов.

Хакатон, проведенный Центром НТИ ДВФУ совместно с компанией Varwin осенью 2020 года, продемонстрировал большой образовательный потенциал программы и широкий интерес как со стороны учителей информатики и технологии, так и со стороны педагогов из других предметных областей, не говоря о вовлеченности и мотивации самих учеников.

9. РИА.LAB

Необходимое оборудование: смартфон, кардборды

Бесплатное приложение от информационного агентства "Россия Сегодня" – идеальный вариант для тех школ-участниц Программы апробации, где еще нет VR-оборудования. В приложении есть проекты в виртуальной и дополненной реальности, доступные как для простых кардбордов, так и с обычного смартфона.

Благодаря иммерсивным технологиям из наблюдателя ученик превращается в активного участника событий. С помощью простейших устройств, включая кардборды, ученик окажется на месте слепого в большом городе или узнает, что чувствуют люди с аутизмом.

Можно протестировать симулятор Лунной базы, отправиться в прошлое, встретить Юрия Гагарина, заглянуть в черную дыру. Услышать истории об утраченных шедеврах, увидеть навсегда уничтоженное, отправиться в космос или оказаться по ту сторону кротовой норы.

Вебинар для участников Программы апробации от заместителя главного редактора МИА "Россия сегодня" Натальи Лосевой. Не только о работе приложения, но и гораздо глубже – о технологиях в журналистике, образовании и жизни.

10. Our Minds AR

Необходимое оборудование: iPhone SE, 6S и выше / iPad 2017 и выше / iPad pro 1, 2 и выше (ARKit)

Приложение дополненной реальности Our Minds AR для активизации учебной деятельности на уроках. Дополненная реальность позволяет учителю увидеть, что "думают" на уроке ученики – в "облачках" над ними, аналогично тому, как показываются реплики персонажей в комиксах.

Во время урока учитель сразу увидит ответы каждого ученика на заданные вопросы и даже сможет оценить, верный или неверный был ответ. Каждый ученик получает возможность задать вопрос или поделиться своей идеей. Для этого достаточно набрать текст на своём гаджете (планшете, ноутбуке, смартфоне), и написанное сразу появится в облачке. Облачко будет видно учителю и всем ученикам в классе.

Как говорят разработчики, раньше учителю были видны только головы учеников, теперь видны их мысли. Взаимодействие и коммуникации на любом уроке перешли на новый уровень. Дополненная реальность сделает уроки более активными, интересными, полезными и эффективными.

11. VR-Азбука тофаларского языка

Необходимое оборудование: Oculus Go

Учебно-методическое пособие, призванное помочь учителю разнообразить уроки тофаларского языка, родного для жителей Тофаларии – историко-культурного региона в центральной части Восточного Саяна на западе Иркутской области. По данным на 2010 год, только 93 из 775 представителей тофаларского народа говорят на родном языке. Для сохранения языка и национальной самоидентичности народа АНО "Образование 360" создала обучающую программу с технологией виртуальной реальности "VR-Азбука тофаларского языка".

Курс в виртуальной реальности включает 10 уроков, соответствующих азбуке общеобразовательной программы. Специально разработанная методика позволяет изучать буквы и слова, погружаясь в виртуальное пространство: ученики видят 360-фото и видео об истории, культуре, природе и традициях Тофаларии. Описания и названия подкреплены транскрипцией и сопровождаются произношением носителя языка.

12. VR Concept

Необходимое оборудование: VR_шлем HTC Vive / Vive Pro / Vive Pro Eye / Oculus Rift/ Quest2 с подключением к ПК / линейка Microsoft Mixed Reality

Программная платформа для создания классов VR изучения архитектурно-строительного и инженерного дела с возможностью дистанционной коллективной работы. Преподаватель сам может создавать VR-контент, загружая существующие CAD/BIM цифровые модели и быть аватаром-наставником для учащихся в классе VR. Ученики могут разработать свой проект космического корабля или небоскреба, и далее вместо печати на 3D-принтере загрузить в VR и поработать с виртуальным макетом в масштабе 1:1.

Разработка компании VR Concept вызвала интерес у преподавателей профильных инженерных и архитектурно-строительных классов инженерной проектной деятельности.

13. BOXGLASS EDUCATION

Необходимое оборудование: смартфон

Еще одно приложение для не оборудованных шлемами виртуальной реальности школ. Мобильное приложение Boxglass Education содержит эксперименты в дополненной реальности для уроков физики за восьмой класс. Эксперименты в дополненной реальности занимают 3-5 минут от урока, в зависимости от сложности темы. Приложение включает такие темы, как агрегатные состояния вещества, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение и конденсация, кипение, плавление и кристаллизация.

Школа может приобрести и коробочное решение – набор Boxglass Education. В набор входит 15 смартфонов с предустановленным ПО, а также 15 очков для виртуальнои реальности Boxglass Cardboard для просмотра образовательного контента 360°.

14. Виртуальная энциклопедия Altair VR

Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go / Samsung Gear VR

Позволяет 30 ученикам одновременно отправиться в увлекательное путешествие в открытый космос, на дно океана или даже в тело человека. В каталоге контента более 70 шоу на разнообразные темы, от естественных наук до ПДД. Частью образовательного контента является виртуальный планетарий – полная симуляция посещения огромного планетария, включая шоу для планетариев со всего мира. Продукт стимулирует интерес детей к обучению, показывая науки и окружающий мир в увлекательном ярком формате. Участникам Программы апробации от Центра НТИ ДВФУ предоставляется доступ к трем шоу.

15. R4QUEST

Необходимое оборудование: смартфон

Это приложение с технологией дополненной реальности особенно полюбилось участникам Программы апробации за формат обучения, при котором проверка знаний и навыков осуществляется в игровой форме: ориентирование на местности и приключение в стиле поиска сокровищ, в дополненной реальности. Педагоги используют приложение в различного рода внеклассной деятельности.

Чтобы пройти квест, нужен современный смартфон или планшет. Игроки проходят задуманный учителем маршрут, по пути решая задачи и головоломки в пиратской тематике. Так, чтобы найти символ власти над морской стихией, нужно собрать три артефакта. В финале можно сделать победный снимок.

В квесте есть довольно сложные задачи с вариантами ответов. Так или иначе, квест будет пройден до конца: если ответ неверный, игрок попадает в дополнительную локацию, откуда вернется к изначальному выбору, который в этот раз сделает правильно. Кто лучше думает, тот быстрее пройдет квест, а кто ошибается — погуляет подольше в увлекательном поисковом процессе.

16. AR TUTOR

Необходимое оборудование: смартфон, планшет

AR Tutor — интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности, предназначенное для социальной адаптации детей с ментальными нарушениями. Уникальная разработка активизирует все каналы восприятия информации — визуальный, аудиальный и особый, кинестетический, связанный с манипуляциями смартфоном и тактильными ощущениями.

Пособие представляет собой набор из 31 карточки с изображением предметов бытового назначения. Карточки можно скачать внутри приложения. При наведении камеры смартфона или планшета на карточку, активируется дополненная реальность, и картинка трансформируется в анимацию, показывающую, как обращаться с предметом. Действие выполняется выбранным субъектом, а обстановка постоянно меняется. Анимация сопровождается дикторским текстом и стихотворениями.

17. AR VR Molecules Editor

Необходимое оборудование: Google CardBoard, смартфон

Мобильное приложение AR VR Molecules Editor предназначено для визуализации 3D молекул органических и неорганических соединений в школьном курсе химии с использованием очков виртуальной реальности типа Google CardBoard. Приложение AR VR Molecules Editor, сочетающее в себе виртуальную и дополненную реальность для представления информации и для взаимодействия c 3D моделями химических соединений, позволяет значительно расширить возможности применения интерактивного образовательного контента, а также повысить эффективность процесса обучения химии.

В режиме виртуальной реальности учащиеся могут конструировать модели молекул с одинарными, двойными и тройными связями, а также создавать модели циклических соединений. Молекулы могут быть визуализированы как стержневые, шаростержневые, масштабные или проволочные модели согласно требованиям школьной программы по химии.

18. ELIGOVISION

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Pro Eye / Vive Focus / Focus Plus /Oculus Go / Quest / Quest 2

Конструктор для создания проектов дополненной и виртуальной реальности для демонстрации на различных дисплейных системах, на мобильных устройствах, а также в VR-шлемах и AR-очках. Это комплексный программный продукт с готовыми примерами и шаблонами проектов дополненной и виртуальной реальности, библиотекой 3D-моделей, обучающими материалами разного формата (онлайн-обучением, очным обучением, УМК и проч.), а также системой поддержки.

19. БИОЛОГИЯ. ЦИТОЛОГИЯ

Необходимое оборудование: интерактивная панель, мобильное устройство

3D-комплекс учебных материалов для изучения строения, функций и жизненных циклов клеток в рамках школьной программы. Материалы соответствуют глубине погружения в каждом из классов, могут быть использованы для обучения по разным программам, в том числе в профильных старших классах и кружках по биологии.

20. Virry

Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go / Rift / Pico / Sony PSVR

Платформа психопрофилактики и долгосрочной актуализации внутренних ресурсов человека с помощью иммерсивных технологий. Продукты Virry.Life разработаны для преподавателей и учеников с целью снижения уровня стресса, а также повышения концентрации. Virry – это иммерсивная технология, позволяющая очутиться в африканской саванне и просто отдохнуть от повседневной рутины. Разработчики утверждают, что благодаря их приложению происходит смена среды и потока аудиовизуальных стимулов, что можно назвать полезной встряской для сиcтемы категоризации, используемой человеком.

21. Виртуальный музей Русского стиля

Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Samsung Odyssey Mixed Reality / Oculus Quest

Центр юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО создал 3D-реконструкцию Феодоровского городка в Царском селе. Комплекс городка был достроен в 1917 году по задумке императора Николая II и представлял собой «живой» музей русского архитектурного стиля. Однако интерьеры Трапезной были полностью утрачены во время Великой Отечественной войны. Сегодня благодаря виртуальным технологиям они были «восстановлены», и любой желающий может увидеть отличительные черты этого аутентичного, исконно русского стиля. Основная цель проекта – создание мультимедийной информационной системы, обеспечивающей доступ к обширной информации, посвященной архитектурному ансамблю Феодоровского (Русского) городка в Царском селе.

Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом (Отделения гуманитарных и общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований): грант № 17-04-12034 «Архитектурно-художественный комплекс Феодоровский городок в Царском селе как пример Русского стиля» (2017-2018 гг.).

22. Импульс Нейри

Необходимое оборудование: Neiry E3 HMD (Pico G2 4K + нейроинтерфейс)

Разработка компании Нейри предназначена для повышения образовательной мотивации и развития ассоциативного мышления учащихся. Импульс Нейри – это квизы в виртуальной реальности, которые позволяют проводить тестирование на повторение и закрепление материала и облачная платформа для создания новых заданий и выгрузки результатов тестирования.

Демонстрация образовательного контента в виртуальной реальности, по словам разработчиков, повышает уровень наглядности и способствует лучшему усвоению полученных знаний, а использование нейроинтерфейса для управления контентом позволяет повысить вовлеченность учащихся в образовательный процесс и делает его более персонализированным.

23. Объемная история

Необходимое оборудование: смартфоны, любое VR-оборудование

Образовательный проект об эпохальных событиях и персоналиях в истории России. С помощью VR можно погрузиться в атмосферу исторических событий и почувствовать себя их частью. В приложении реализованы такие темы, как Крещение Руси, полет Гагарина, взятие Рейхстага и другие. Виртуальная реальность или интерактивные опции для смартфонов помогают сделать историю объемной, интересной и познавательной.

0
2 комментария
Aleksandr Kopanev

Будущее наступило

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

Такими темпами преподаватели физики, химии и т.п. станут безработными быстрее, чем водители.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда