{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Если вы зарабатываете личными консультациями и действительно хороши в своей сфере, однажды окажется, что вы уперлись в потолок. Клиенты стоят в очереди, но брать их в работу уже физически некуда.

Вопрос: как пробить этот потолок и расти в деньгах дальше?

Ответ: продавать не только личные консультации, но и блоки знаний — курсы, марафоны, обучающие интенсивы. За консультацию вам платят только раз, а курс могут покупать, пока он не потеряет актуальность.

Но, чтобы курс покупали, мало самому иметь знания и опыт. Нужно упаковать эти знания так, чтобы другие люди могли их усвоить, использовать и получать потом результат.

Как это сделать? Я расспросила наших методологов и делюсь с вами советами из первых уст.

Любой курс — это продукт. А чтобы продукт был востребован, он должен решать задачи людей, которые будут его покупать. Поэтому стартуем всегда с изучения потребностей.

Кто-то ограничивается опросом клиентов на старте и на финише курса, кто-то проводит полноценный custdev. В любом случае, нужно понять,

  • кто ваша аудитория;

  • что именно люди хотят знать в рамках конкретной темы;

  • как они планируют использовать полученные знания;

  • как им удобнее усваивать информацию;

  • им нужнее фундаментальные знания или лайфхаки в формате «бери и делай»;

  • понадобятся ли дополнительные сопроводительные материалы по теме курса или по процессу обучения

Взрослые люди не учатся «про запас». Они купят курс, если будут четко понимать, какую ценность получат, как смогут ее применить и как это изменит их жизнь. А еще — сколько времени и усилий это потребует.

Поэтому

  • Сформулируйте главную учебную цель. Она должна быть четкой и понятной, чтобы человек мог буквально примерить ее на свою жизнь. Что он получит, пройдя курс? Каким станет? Что будет уметь?
  • Создайте «лестницу роста» — разделите курс на этапы и обозначьте для каждого промежуточные цели. Покажите, как ученик будет двигаться, что ему предстоит освоить на пути.
  • Для каждой цели определите понятные и измеримые критерии, чтобы человек понимал, в каком объеме ее достиг и может ли идти дальше.

Если программа курса слишком простая, слушателю становится скучно и он уходит. Если слишком сложная, с объемными перегруженными модулями — тоже уходит. Только в этом случае из-за страха, что не справится. Никому не нравится чувствовать себя неудачником.

Стройте курс так, чтобы студенты постоянно находились между «страшно» и «скучно», не приближаясь ни к одному из полюсов. Чтобы каждый новый модуль был вызовом, но не перегружал мозг и рабочий день.

Как этого добиться?

  • Двигайтесь от общего к частному, от простого к сложному.
  • Не давайте «голые» знания. Подкрепляйте их историями из практики. Опишите конкретную ситуацию и разберите на ее примере, как сработали принципы, которые вы сейчас изучаете.
  • Теоретическую часть лучше давать в записи, короткими блоками. Так удобнее ее усваивать: понемногу, в свободное время. Но просто записать часовую лекцию и нарезать ее на 10-минутные куски — плохой вариант. Каждый отрезок должен быть самостоятельным смысловым блоком, содержать законченную мысль или раскрывать отдельную микротему.
  • Практическая отработка знаний, тренинги, игры и все, что происходит вживую и динамично, может длиться так долго, как требует задача. Час-два-три — зависит от задачи и от количества человек, которые участвуют в процессе.
  • Не навязывайте участникам строгую последовательность прохождения модулей. Вы учите взрослых, у каждого уже есть определенные знания. Не нужно требовать, чтобы человек тратил время на то, в чем и так разбирается.

У человека, который учится онлайн, есть масса поводов отвлечься, пропустить урок-другой, не выполнить задание. Если не поддержать его мотивацию, он скоро выпадет из общего ритма, отстанет и бросит курс, не дойдя до конца.

Студент не получил обещанного результата, значит, впустую потратил время и деньги. Вы не получили довольного клиента, который мог бы покупать другие ваши курсы и рекомендовать их знакомым. Все в проигрыше.

Как удержать мотивацию слушателей в процессе обучения?

  • Чаще обращайтесь к «Лестнице роста», о которой я писала выше. Она будет напоминать слушателям, сколько вложено сил и сколько всего усвоено. Кто-то осознает: «Ого, да я молодец!», и это мотивирует его идти дальше. Кому-то будет жаль бросать на полпути, когда уже столько вложено. Это тоже хороший стимул продолжать.
  • Используйте развивающую обратную связь. В отличие от привычного: «Здесь все правильно, а здесь — переделайте», она не подразумевает оценивания. Только развернутые комментарии и аргументированная позиция. «Здесь я согласен с вашим подходом. полностью поддерживаю. А тут у меня есть сомнения. Давайте попробуем сделать иначе. Я думаю, вот такой и такой способы будут более эффективны. Потому что…»

То есть любые ошибки вы рассматриваете как точки роста, как повод сделать что-то еще одним, новым способом. Вместо критики вы расширяете поле возможностей.

Кстати, этот метод работает не только в обучении, но и в любой коммуникации.

  • С умом используйте геймификацию. Авторы курсов часто вводят разные ачивки для поощрения и мотивации. Но чем дальше, тем слабее это работает. Особенно когда ачивки несут только фан и никакой практической выгоды. Если хотите ввести этот элемент, привяжите его к реальной пользе. Например, обменивайте их на книги, скидку на следующий курс и т. д.

Стараясь поддержать мотивацию, не перегните палку. Ваша задача — помочь ученику но не плясать вокруг него с бубнами, чтобы удержать внимание.

Идеальный баланс складывается, когда студент заведомо мотивирован учиться, а учитель подает информацию доступно и понятно, чтобы ее можно было усвоить, не перенапрягаясь.

Заметьте: доступно, но не просто. Там, где все просто, начинается скука, и люди уходят. Об этом я писала выше.

Человек учится, когда совершает действия.

Подкрепляйте теорию практикой. Чем больше практики, тем лучше усвоится тема и тем легче человеку будет использовать новый навык после курса.

Вот несколько идей, как интересно реализовать практические блоки в курсе.

  • Case study. Группа совместно разбирает реальные кейсы — свои и чужие.
  • Симуляция. Участники получают вводные и в ролях отыгрывают ситуации, которые часто возникают на практике.
  • Воркшоп, тренинг. Слушатели сразу же на практике отрабатывают полученные знания.
  • Презентации проекта. На основе полученных знаний нужно разработать и защитить небольшой проект, предложить решение конкретной задачи. Делать это можно как в группе, так и индивидуально.
  • Бизнес-игра. Вы можете придумывать собственные вводные и правила, а можете адаптировать под свою программу что-то из уже существующих игр.
  • Хакатон. Вы делите участников на команды и за определенное время они должны разработать, протестировать и защитить перед жюри проект на заданную тему.

Завершайте практические занятия совместным обсуждением и анализом. Участники проговаривают, в чем состояла задача, какие методы они выбрали и почему. Что дало результаты, а что завело их не туда. Какие выводы они вынесли для себя из процесса. Этот метод называется «Ретроспектива». Он помогает еще раз разложить по полочкам новую информацию и лучше интегрировать опыт.

Создатели курсов давно поняли, что формат «говорящая голова» — верный способ усыпить и растерять слушателей. Они стараются разнообразить программу, добавляют презентации, инфографики, иногда — интерактив, насколько позволяет их площадка. Но только единицы проектируют курсы так, чтобы охватить действительно все пять каналов восприятия: зрительный, слуховой, тактильный и даже вкусовой и обонятельный — по мере возможности :).

Включая в процесс разные каналы, вы активизируете разные зоны головного мозга слушателей, удерживаете их внимание и улучшаете усвоение материала.

В онлайн-обучении чаще всего используют видеолекции, картинки и текстовые блоки. Но есть еще масса возможностей, например:

  • анимированные картинки;
  • короткие сюжетные видеоролики;
  • аудиодорожки и подкасты;
  • полиграфические материалы, в которых нужно писать от руки;
  • чек-листы и списки с качественной визуализацией;
  • интерактивные опросы;
  • тесты и квизы;
  • диалог со слушателями;
  • задания для командной работы (групповое обсуждение, совместное создание презентации или работа с документом),

Если ситуация позволяет, можно подключать вполне «офлайновые» органы восприятия. Например:

  • разослать участникам ароматические наборы, которые они смогут одновременно открыть в перерыве или на этапе, когда понадобится освежить восприятие. Это могут быть эфирные масла, специи, саше с каплей парфюма и т. д.
  • разослать предметы, которые будят тактильные ощущения: силиконовые браслеты, мячики с иголочками, импровизированные бумажные короны.

Это не добавит информативности уроку, но встряхнет восприятие за счет подключения новых органов чувств, поможет переключиться и создаст чувство общности у ваших слушателей.

Командная работа помогает посмотреть на задачу под разными углами, найти альтернативные решения, создать и освоить коллективный опыт, который всегда обширнее и разнообразнее, чем опыт одного человека.

Работа в группе прокачивает софт скиллы и создает горизонтальные связи. Если люди выйдут из курса не просто с новыми знаниями, а еще и с новыми знакомыми, потенциальными партнерами и друзьями, рекомендовать вас они будут с удвоенным энтузиазмом.

Имейте в виду, что групповая работа нужна не всегда. Если в жизни какой-то процесс придется выполнять или проживать в одиночку, то и учиться ему нужно индивидуально.

Например, сбор и анализ информации или составление отчета не имеет смысла превращать в групповые процессы.

Но можно использовать формат peer-to-peer, при котором два участника проверяют работы друг друга и дают обратную связь. Это расширяет их ракурс, они могут увидеть и разобрать ошибки или вопросы, с которыми сами еще не столкнулись.

А вы уже используете что-то из предложенного? Если эти советы пришлись кстати, напишите. Я буду выкладывать еще полезности по поводу методологии и создания курсов.
И делитесь своими наработками. Пусть статья из семи советов вырастет в инструкцию из 77 и кому-то очень поможет.

0
2 комментария
Илья Котюков

Сойдёт

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Клочков

Интересная статья! А можно получить контакты методолога на [email protected] ? есть задача подготовить несколько курсов

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда