{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Лайфхак: сотрудничаем с университетами — набираем кадры эффективнее

Рассказываем, как небольшой компании в 150 человек — это мы — удалось открыть свою лабораторию в одном из самых крупных университетов страны, чем это лучше образования внутри компании и какие проблемы нас ждали и ждут.

За рубежом давно протестировали схему партнерства частных компаний с университетами для подготовки кадров под себя. А за последние 10-15 лет движение бизнеса в университеты только ускорилось. Facebook, Twitter, Amazon, IBM, Oracle даже физически стараются быть ближе к топовым университетам, открывая не только R&D-лаборатории, но и отдельные офисы рядом с кампусами.

Большая фарма, вроде Pfizer, открывает в Бостоне свой крупнейший исследовательский центр, Philips Healthcare переносит штаб-квартиру разработчиков в Кембридж.

В результате и Кремниевая долина с близостью к Стэнфорду и Калифорнийскому университету, и Большой Бостон с 55 университетами превращаются в целую инновационную экосистему, в которой выигрывают все.

В России тоже происходят подобные движения — чаще этим занимаются гиганты вроде Сбербанка или Яндекса. Небольшие игроки боятся, что не хватит ресурсов, потому что подготовка студентов, запуск своих лабораторий, окупаются не сразу.

Но мы попробовали. Уже третий год Технократия сотрудничает с Казанским федеральным университетом. За это время мы взяли в штат 20 студентов для работы над мобильной и Python разработкой.

Опыт оказался успешным. Так что в этом году мы собираемся расширяться дальше: открыть направление Frontend, начать сотрудничать с ещё одним ВУЗом. Еще мы запускаем собственный образовательный проект — Агона. Это такие стажировки на максималках, где лучшие ученики могут попробовать свои силы на практике. Его мы анонсируем позже и расскажем подробнее.

Небольшая компания в университете

Всё началось с идеи посотрудничать с Казанским федеральным университетом, который находится в трёх минутах ходьбы от нашего офиса — даже переезжать не нужно. Многие наши сотрудники либо выпускники, либо ещё студенты этого университета. Идея была как раз в том, чтобы начать готовить ребят «под себя» намного раньше.

В 2019 году пришли с этим предложением в ИТИС (Институт информационных технологий и интеллектуальных систем) главного университета Казани. С их стороны долго не думали. Это было выгодно всем: мы «воспитываем» себе будущих сотрудников. Такие специалисты будут более лояльны к нам и уже в курсе нашей специфики. Университет закрывает KPI на трудоустроенных студентов, а сами студенты становятся ближе к индустрии и имеют шанс с первого раза попасть на крутую работу.

Для запуска лаборатории институт ждет от компании искренний интерес к обучению студентов. Нужно ответственное отношение к образовательным процессам и правильный подбор сотрудников–менторов для студентов. Это самое важное. Со всем остальным институт готов помогать.

Но когда институт не готов корректировать свои процессы и пускать в них индустрию из-за «бюрократии» или «столкновения поколений» — ничего не получится

Ирина Шахова, руководитель лаборатории мобильных разработок ИТИС

Мы начали с малого: вносили правки и идеи в программу штатных университетских преподавателей. Преподаватели не сопротивлялись. Им это было на руку. Даже такие минимальные усилия принесли нам плоды: с первого поколения у нас до сих пор работают три человека.

Потом подумали, что пора лично выйти к студентам, и двое наших сотрудников начали курировать курсовые работы. Пары проходили так: преподаватель ИТИСа читал лекции, а наши сотрудники давали консультационные часы. Благодаря этому в 2020 к нам присоединились ещё 5 мобильных разработчиков.

Сейчас на мобильной разработке мы все также выступаем кураторами студенческих проектов, а на курсе Python наша сотрудница читает лекции.

У нас в компании нет человека, который бы 100% своего времени тратил на образование, но мы идём в эту сторону. В этом году открываем собственный проект внутри компании, который будет заниматься только образованием. А пока же выгоднее, чтобы по нашей программе работал преподаватель.

Студенты и проблемы с ответственностью

Бывает, что на первую пару приходит двадцать человек, а на следующую — три. Через занятие опять приходит полгруппы. Сначала переживали, что это мы виноваты, не можем заинтересовать. Но быстро перестали брать это на свой счет. У некоторых студентов искаженное восприятие учебного процесса: если не нужно ничего делать, чтобы получить пять, преподаватель просто бомба. Чуть перегнешь — студент уходит. Мы тоже старались не ставить слишком изощренные цели. Главный момент — чем понятней и конкретней твоя задача, тем лучше. Нужно явно рассказывать ребятам, что им нужно сделать и что в итоге они получат.

Через 3-4 занятия становится понятно, кто из студентов обладает не только знаниями, но и живым умом. Ведь IT — это про бесконечную учебу. Второй момент, на который мы смотрим, — soft skills, общение и поведение человека. У нас в компании определенный корпоративный дух. И хорошо бы сразу вычислить студентов, которые у нас приживутся.

Важно качественно прорабатывать материал. Нельзя проигрывать в этом плане преподавателям университета. Он на паре студентам всё разложил по полочкам, а вы приходите с кое-как слепленной презентацией. Студенты сразу это заметят

Артём Нуртдинов, Head of Mobile и один из кураторов студенческой лаборатории «Технократии» в ИТИСе

Лаборатория дает нам возможность подробнее рассказывать о своих процессах и проектах. В таком общении с ребятами проще показать, что мы за люди.

Наши сотрудники проводят экскурсии в офис. Атмосфера офиса для студентов, которые ни разу не работали, — заряжающий фактор. Они думают: «У них крутое пространство, классная техника, интересные проекты, заказчики». Во многом мы сходимся за счет простого человеческого фактора: нам приятно общаться, а им близок наш дух и настроение.

Не заигрываемся с образованием внутри компании

Бизнес может выбрать и другой путь — внутрикорпоративное образование: нанимать людей с рынка и переучивать их по несколько месяцев. Или вообще открыть собственную полноценную образовательную площадку. Но это уже следующий уровень сложности. Первая проблема – это действительно дорого и затратно по ресурсам.

Есть юридические нюансы. Например, если вы хотите создать свою образовательную организацию, нужно получить сертификацию и аккредитацию как образовательное учреждение. В таком случае у вас в штате должен быть преподаватель, который имеет разрешение и определенную степень. Та же «Школа 21» от Сбербанка аккредитована. И даже при наличии всех аккредитаций нет гарантии, что обученный сотрудник задержится надолго. Так что оставим такие развлечения Сберу.

Намного проще взять существующую образовательную площадку и внести в неё правки, которые удобны. Чтобы взаимодействовать с университетом в рамках факультета, от нас требуется гораздо меньший вклад, но при этом эффективность значительная. Есть небольшая сложность в том, что мы привязаны к учебному циклу: семестр, сессия, летняя практика. Внутренняя система позволила бы работать по-другому.

Другая проблема пока только вырисовывается и пока неизвестно, как повлияет на наш формат. В апреле Минпросвещения выложили на общественное обсуждение проект о просветительской деятельности. Он частично объяснил применение федерального закона, который в апреле подписал Владимир Путин.

По этому проекту не получится просто так прийти и провести лекцию. Всё должно делаться по официальному договору. Если человек или юридическое лицо не проходит по требованиям — ему откажут.

Например, чтобы запустить образовательную программу, должен быть стаж минимум два года, компаниям нельзя иметь долги по налогам и сборам и статус НКО-иноагента. Сотрудник должен выделить время на формальности, чтобы прочитать одну лекцию в университете.

Но сами вузы не заинтересованы в таком усложнении. Так что не будем заранее паниковать и продолжим следить за развитием ситуации.

Конкуренция с IT-гигантами и неопытность студентов

За рубежом с ВУЗами сотрудничают чаще, но в России связка компания+университет тоже не редкая. Как минимум 80% российских IT-компаний заявляют о работе с вузами, колледжами и школами.

Правда, качественно это делают пока только крупные компании. Тут речь не про картонный стенд на дне открытых дверей или ознакомительную лекцию, а про полноценные лаборатории, кафедры, магистерские и бакалаврские программы.

Например, МФТИ сотрудничает с роснано, МТС, ABBYY и Тинькофф. С последним у университета магистратура по машинному обучению, аналитика и программирование на Scala. Студенты хвалят: «Сегодня вечером ты слушаешь на паре про Advantage Actor Critic алгоритм, а уже завтра ты реализовываешь такую модель на работе».

В другом случае компании вкладываются в будущее и создают что-то своё: та же «Школа 21» у Сбера, у Яндекса — «Яндекс.Лицей». Это масштабные проекты, которые требуют много денег и усилий.

Небольшие, средние компании не верят, что они могут что-то подобное. Хотя здесь надо брать и пробовать

Александр Симоненко, CTO и куратор лабораторий «Технократии» в ИТИСе

Ещё одна проблема — определенный эйджизм, как и во многих других сферах. Все довольно поздно очухались, что программированием сейчас занимаются уже школьники, на первых курсах сидят неплохие кодеры, а студенты старших курсов — приличные разработчики.

У нас в компании такая идеология: должен быть костяк из сильных ребят, а остальные могут быть послабее. Под присмотром опытного человека работать можно на качественном уровне. Писать код не так сложно, а старший товарищ всегда поможет.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда