{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Лейблирование, соревнования, асинхронное обучение — как усложнить человеку образовательный процесс

Всем привет, на связи Валерия Розова. В июле закончился второй поток моего интенсива для менеджеров по продукту, а в октябре стартует третий. Я решила к нему подготовиться как следует и изучила вопрос того, почему образование может быть губительно для людей.

И, если в прошлый раз я писала статью про то, как сам студент может себе навредить — дипломом для бабушки, узкопрофильными курсами, монотонными форматами, верой, что курс сделает все за него — то сегодня я хочу поговорить про то, как этому самому студенту могут навредить образовательные учреждения.

Нам кажется, что если кто-то назвался учителем или учебным заведением, то ему можно автоматически довериться. Ведь, наверное, их как-то аккредитуют, проверяют и контролируют. На самом деле оценки учреждений очень формальны, они редко включают в себя интервью с учениками или проверку их мотивации и настроения. Что уже и говорить про то, как оценивают образовательные платформы или отдельные курсы. Во всем полагаться приходится только на себя. И, чтобы вам полагаться на себя было проще, я приготовила список основных ошибок, которые могут допускать образовательные программы и учреждения — можете использовать их в качестве чек-листа при выборе программы.

#1 Монотонные форматы обучения — лекции, экзамены, повторить

Все уже поняли, что послушать лекцию на полтора часа — тяжелый труд. Дело не в том, что человек ленится или невнимательный, просто это реально тяжело. Вы же не новая серия любимого сериала, не используете захватывающие приемы для сторителлинга, вы рассказываете, так или иначе, теорию. Материал в таком виде усваивается плохо. Это как поход в музей без аудиогида, ужин в ресторане без вина. То же самое и с проверкой усвоенных знаний — экзамены перестали быть тем инструментом, который и правда помогает студенту взять себе на вооружение новые навыки.

Формат занятия должен меняться каждые 20-30 минут. То есть, если вы все же читаете лекцию, то через 20 минут вы даете упражнение, спонсируете обсуждения, переключаете людей на групповой проект. Динамичные форматы занятий позволяют разбить барьеры на пути к тому, чтобы начать применять знания, а также создают определенные таймкоды в голове у студентов — а по ним потом легче воспроизводить картину происходящего на уроке.

Помимо занятий, есть множество форматов, которыми можно обогатить учебную программу. Я уже писала про Holistic Education в прошлой статье — это такой комплексный подход к образованию, который помогает развивать не только академические знания, но и эмоциональный интеллект, навыки социального взаимодействия. На практике — к вашим занятиям в классе добавляются групповые проекты, написания кейсов, маленькие домашние задания, промежуточные тесты, исследовательские инициативы. Каждая из этих частей весит 5-10% итоговой оценки, а значит заслуживает внимания ученика. Именно в таком формате он учится поглощать знания всеми способами, именно так у него формируется навык.

В своем интенсиве я совмещаю лекции, практику на занятиях, домашние задания, решение кейсов, групповые проекты, разработку планов развития. И, даже в таком режиме, мне кажется, что есть куда стремиться — сейчас я планирую разбить все занятия на 30-минутные спринты, каждый из которых будет посвящен отдельному образовательному результату и подкреплен практикой.

#2 Недостаток взаимодействия с группой симпатичных людей или асинхронное обучение

Асинхронное обучение пришло в мир из идеи помощи тем, у кого нет возможности ходить в учебное заведение. И благодаря интернету и профессии разработчика распространилось — учиться программированию удобно в одиночку и в своем темпе. Звучит довольно гуманно — никакие отличники тебе не мозолят глаза, можно и работать, и учиться. Только вот у всего в жизни есть своя цена, и у асинхронного обучения эта цена — комьюнити, группа студентов, однокурсников и выпускников, как следствие. Ну и что тут такого?

Следствие того, что написано выше, и общее наблюдение — взаимодействие в группе это один из способов получения знаний, возможно, самый эффективный. Мы же все помним книгу Sapiens, которая говорит о том, что без сплетен не было бы человечества. Но, также, взаимодействие — это когда одногруппник рассказывает вам о своем опыте, объясняет предмет своими словами, тащит на себе часть группового проекта, обсуждает с вами впечатления от занятия. Это то, что учит вас думать, обрабатывать свежеполученные знания, не отходя от кассы. И, кроме того, это доступ к друзьям, к знакомым, которые в будущем станут вашими партнерами по бизнесу, топ-менеджерами в вашем стартапе, доступом к кому-то, очень нужному в конкретный момент времени.

Да, есть целые платформы, где обучение проходит асинхронно, и большой вызов у них сейчас — разработка форматов обучения, которые позволят людям получить полноценный опыт от взаимодействия.

#3 Почему мы должны слушать этого преподавателя? Что он о себе возомнил?

Личность преподавателя — как три агрегатных состояния вещества. Что ему необходимо в себе соединить?

  • Опыт, прикладные советы, которые он может передать своим студентам.
  • Теория, которая позволит сделать из опыта не просто разбор кейсов, а понятные правила, принципы действий.
  • Харизма и умение вести занятия так, чтобы всем было интересно.

Много вы таких людей в жизни встречаете? Вот и я тоже немного. Без какой-либо из этих составляющих человека или скучно слушать, или он становится в наших глазах «балаболом», или ему просто не хватает навыков, чтобы переделать опыт и крутой сторителлинг в понятные показания к действию.

Если провести отбор по всем этим критериям, выживут единицы. Именно поэтому наши рассказы об увлекательной учебе начинаются со слов «мой супер препод». ВУЗы полны теоретиков, образовательные платформы — тех, кто не знает теорию и не обладает харизмой.

#4 Поезд вышел из пункта А в пункт Б или теоретические задания

Все эти теоретические скучные задания никак не склоняют к действию. Уже давно все просекли тему, что надо бы давать какие-то кейсы. Только мало кто действительно разобрался, что такое кейсы, как их давать и что они должны основываться на глубоком контексте и реальных задачах.

Практические задания — работа со своими проектами, коллаборация с предпринимателями и стартапами, в конце концов, кейсы, позволяют нашим головам разрабатывать алгоритмы, которые потом остаются с нами надолго. А еще рождают истории, о которых можно рассказать работодателю на интервью.

На курсе International Entrepreneurship в RSM вместе с двумя однокурсниками мы писали самый настоящий полноценный бизнес-кейс. Писали мы его по компании Genesis Mining, которая тогда в 2014 была одним из ключевых игроков на рынке криптовалют. Нам нужно было брать интервью у основателей, разбираться в новой для нас области, выявлять бизнес-проблемы и подстраивать теоретическую базу под них, чтобы студентам было интересно разбирать наш кейс, и они могли получить реальные навыки. В итоге в эпоху крипты все из нас неплохо разбирались в происходящем, а один из моих напраников по проекту, Лукас, и вовсе основал свою крипто-консалтинговую компанию в Германии. Можно назвать это все совпадением, но суть в том, что чем больше будет практических заданий, тем больше вы пощупаете новых сфер и тем больше знаний поистине уляжется в голове.

#5 Прикладные навыки изучаются в отрыве от реальности

Допустим, вы учитесь на дизайнера. Сетки, композиции, фигма, иллюстратор — вы упакованы. Но вот незадача — ни одно интервью вы пройти не можете. Часто причина в том, что кроме прикладных навыков важны навыки социального взаимодействия, такие как «работа в команде», «коммуникация», «лидерство». Более того, эти навыки тоже должны быть не абстрактными, а приземленными на вашу область экспертизы. Как дизайнеру работать в команде? Да и какая у него вообще команда? Чего от него ждут?

Корочки часто блистают огромным количеством прикладных предметов — от международного права до философии, связей с общественностью и политологии. Но как эти навыки применить так, чтобы не быть слоном в посудной лавке? Как договориться с коллегой о том, кто и что делает? Как вести переговоры с боссом про его ожидания? Чаще всего это все остается за гранью учебной программы. Хорошо, если вне-образовательными активностями удается покрыть эти знания и умения, но, как правило, задача так и остается невыполненной.

#6 Бесполезная обратная связь

В английском языке есть прекрасное выражение 'actionable feedback' — если переводить дословно, то это обратная связь, которая располагает к действию. Обратная связь это не только «вау» или «фи» про вашу домашку или экзаменационную работу. Это в том числе вовлечение вас и вашего контекста во время занятий, это специальные отсылки к вашему опыту, на которые вы обращаете внимание и чуть больше чувствуете свою причастность к предмету и преподавателю.

Начнем с того, что чаще всего обратной связи нет вовсе — ни в обобщенном виде, ни в персональном. А если есть, то она говорит нам «плохо» или «хорошо», она не включает в себя глагола. Понятно, что уделить внимание всем и каждому тяжело даже в самой небольшой группе. Но есть разные инструменты — объединение основных проблем или ошибок в сегменты и их разбор, перелинковка студента с другим студентом для обмена опытом и просмотра работ друг друга, публичное комментирование работ с целью повышения насмотренности и эффекта «а что так можно было». Мало что из этого применяется в образовательных программах. Также как мало рекомендаций к действиям вида «переслушай то», «посмотри то», «переделай эту часть так-то».

#7 Лейблирование вместо подчеркивания индивидуальности

«Этот лодырь, тот — талант», — лейтмотив многих учебных групп. Всяко веселее и живее, чем полный игнор, но тоже нехорошее дело. Лейблы плохо работают на мотивацию, и их использование должно уйти.

Бывают супер отличники, которым не дается конкретная тема и надо переделывать все по пять раз — значит пусть переделывают. Бывают интересные истории тех, кто приходит с нулем вместо знаний и постепенно распускается. Поливать надо, учитывая его контекст — полный ноль. Но усилия и упорство должны быть оценены по достоинству. Многие припадают к истокам образования в том числе за верой в себя, и вы не можете ее не дать тем, кто старается и работает.

#8 На старт, внимание, марш — соревнование вместо созидания

Годовые баллы, рейтинги, относительная шкала оценок. Губительный навык сравнения себя с другими, чесотка и волнение — все это бичи и последствия того, что образовательные учреждения делают из невольных конных лошадей, спортсменов без желания. В этой атмосфере выживает сильнейший, который потом идет расталкивать всех на работе, вместо того, чтобы создавать, налаживать общий вклад в дело, объединять людей в одно. А многие другие талантливые ребята не выживают: они тухнут, теряют веру в себя решают, что «дела не для них».

Итак, этот задорный чек-лист, написанный в формате ошибок, должен помочь вам при выборе нового образовательного опыта. Будьте бдительны и не стесняйтесь тратить время на изучение и инспекцию — только так можно получить пользу, а не просто вложить свое время и деньги.

0
2 комментария
Ягодкин Денис

Крутая это тема — проблемы обучения. Вопрос один: "Недостаток взаимодействия с группой симпатичных людей" ... А как быть не симпатичным людям, группам?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

Автору статьи желаю осилить словосочетание "статистически значимая выборка" перед тем как указывать другим людям на их "ошибки"

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда